Марксизм ранний и марксизм классический.

Feb 23, 2017 17:01


Продолжение. Начало тут. Кстати, на картинке - молодой основоположник марксизма.

Как всякая живая общественная теория, марксизм, конечно, изменялся. Он не появился полностью готовым, во-первых, и не являлся чем-то неизменным, чугунно-бронзовым, с самого начала.

Но! Так называемые три составные части марксизма, про которые писали в любом советском учебнике, практически не менялись. Ни то, что называлось марксисткой философией, и которая давала нам то, что называлась методологией познания человека, общества и природы.

Методологией, или, по-простому, неким способом изучения. Который сводился к тому, что всегда есть причина каких-либо изменений в каком-либо природном ли объекте, или социальном явлении. И причина эта - всегда реальна, и находится внутри этого объекта. Например, если кто-то сперва рос, взрослел, а потом начал стареть и в конце концов умер, то причина не в родственниках, не в священнослужителях того храма, который он посещал, а в нем самом. И причину можно открыть и изучить, рано или поздно.

И да, есть причины и во франко-прусской войне, которую К.Маркс и Ф.Энгельс наблюдали. Причины и движущие пружины есть всегда, и их можно найти и объяснить. И вот такими причинами - в общественном развитии - они назначали прежде всего экономику. Тем более, что именно Маркс секреты этой экономики, вскрыл и объяснил исчерпывающе. Ну, во всяком случае, той экономики, что его окружала.

Марксистская экономическая теория не требовала каких-то изменений и уточнений вплоть до того периода развития общества, который затем Ленин обзовет "империализмом".

Всё было хорошо и с третьей частью марксизма, которая в советских учебниках называлась "теорией научного коммунизма". Ее основные положения основывались на теории классовой борьбы и на положении о том, что общество, развиваясь, переходит от одной формации, к другой. И что вершиной такого развития станет бесклассовое коммунистическое общество.


Всё было значительно хуже с четвертой частью марксизма. Про которые нам советские учебники не рассказывали. Но которая была как бы не более важная, чем первые три. Трехсоставная основа нам говорила о том, что будет. Коммунизм. Который рисовался в чем-то страшно упрощенно, в чем-то - заумно сложно. Ну да ладно, предположим, коммунизм - будет. Но тут же нам заявлялось, что сам по себе он не придет, не наступит. За это надо бороться. И главной движущей силой этой борьбы является рабочий класс, а сердцевиной ее должна быть особая партия. Которая будет руководить и направлять. Организовав революцию и уничтожение буржуазного государства. И сразу всем станет хорошо, наступит полное и всеобщее счастье.

Вот эта четвертая часть марксизма - она очень сильно изменялась, от Маркса молодого, к Марксу старому, умудренному годами. Назовем ее, марксистской политологией. Или, по другому, стратегией и практикой борьбы.

Молодой Маркс эту борьбу представлял как-то абстрактно. Она у него сводилась, с моей точки зрения, к философским диспутам в среде сторонников и сочувствующих. И - в написании статеек.Да, это период, когда Маркс был редактором так называемой "Рейнской Газеты", а затем "Новой рейнской газеты".

Пока Маркс писал в Лондоне "Капитал", он как-то не очень задумывался ни о стратегии борьбы с буржуазией, ни о тактике этой борьбы. Но ему пришлось это сделать, когда он оказался во главе Первого Интернационала.

Вот тогда-то и пошли те изменения, которые отличают ранний марксизм от позднего. Щас я их коротенько опишу.

Собственно говоря, Первый Интернационал имел два основных крыла. Первое крыло - анархисты. Которые разделяли идею уничтожения государства, но в какие-то тяжелые организационные формы борьбы, не верили. В этом они совпадали с ранним Марксом: считали, что вполне хватит пропаганды.

А Маркс, тогда, сильно поумнел. До него дошло, что требуется некая структура. Назовем эту структуру политической партией. Это должна была быть, прежде всего, партия единомышленников. Которая, во всем, на первое место ставит интересы борьбы против буржуазной эксплуатации и за лучшее будущее для всех.

Но случилось страшное. Какие-то объединения рабочих уже существовали. Например, первые профсоюзы рабочих начали появляться в Англии еще в конце века семнадцатого. Это не были политические организации, и их деятельность была проста и понятна рабочим. А вот зачем рабочим марксистская партия, им было не ясно и не понятно.

Вообще, марксова теория ну никак не лезла в головы рабочих. В головы молодых студентов, изучающих философию - запросто, а в голову рабочих - ну никак. В этом было большое противоречие, которое "старый" Маркс успешно решил. Очень просто. Рабочих надо воспитывать и просвещать. Поэтому немецкие марксисты массово пошли организовывать свои рабочие профсоюзы, в которых занимались экономическими вопросами (легально). А нелегально - промывали мозги учением о социальной революции и о месте рабочего класса в ней.

Таким образом, марксистская политология, как теория, осмысливающая практику борьбы за (понимаемые ими ) интересы рабочего класса, сделала вывод о необходимости существования легальной политической партии, использующей буржуазный парламент  и ведущую активно легальную же политическую деятельность. И одновременно - несколько "нелегальные", законспирированные структуры. Которые осуществляют международную социалистическую взаимопомощь, ну, и всякое такое.

Вершина  развития "старого марксизма" - Второй Интернационал. К нему социалисты пришли весомой и знАчимой политической силой, имеющей массу сторонников в странах Европы, ведущих активную профсоюзную и культурно-просветительсукую работу. К сожалению, на момент создания Второго Интернационала Маркс уже умер, но он оставил некоторые базовые положения о социалистической революции. Под спойлером я их приведу.
[Заветы дедушки Карла...]

  1. Социалистическая революция - неизбежность.
  2. Она может произойти только тогда и в тех странах, который дойдут до определенного уровня развития капитализма.
  3. Сама по себе она не произойдет, нужна организация.
  4. Такая организация - это международный союз социалистических партий.
  5. Международный, поскольку революция в отдельной стране не представляется возможной. Поскольку она будет быстро подавлена и залита кровью. Примерно так, как войска Николая I раздавили венгерских революционеров. А прусаки - помогли расправиться с Парижской Коммуной.
  6. До революции, которую следует объявить в какой-то один день, следует копить силы. И - вести легальную деятельность.
  7. Если коммунистов, в какой-то стране будет большинство, то возможен (но не обязателен) мирный переход власти. Посредством легальных методов - большинство в парламенте, коммунистическое правительство и коммунистические законы.


Могло ли всё пойти так, как классики марксизма предначертали? А почему бы и нет? Если бы продолжилось мирное развитие Европы. В конце концов, министры-социалисты появились во многих европейских правительствах, в период между двумя войнами.

И я не думаю, что если бы не случилась бы WWI, то коммунистическое правительство во главе Германии или Франции, к двадцатым годам прошлого века, из области ненаучной фантастики...

Продолжение, посвященное В.И.Ленину, и его вкладу в марксизм, обязательно будет. Сильно попросите - так может, и завтра. А пока - читайте об ошибках Маркса.

Марксизм, #Политота

Previous post Next post
Up