Часть I В Красноярске я практически не встречал удачных сочетаний старого и нового в архитектуре. И во всей стране их крайне мало. В мире же таких примеров достаточно, особенно в Европе, где богатое наследие ее городов создало этот специфический контекст. Меня всегда возбуждали контрастные решения - честные и смелые сплетения старых и новых зданий. Я много публиковал здесь ярких проектов за тегом
старое-новое, и когда увидел минусинскую котельную, понял, что это именно тот случай.
К теме реконструкции котельной Гражданпроект прикасался ни раз. Двадцать лет назад под руководством самого Брусянина Гражданпроектом было разработано 3 варианта эскизного проекта развития театрального комплекса на базе драмтеатра. У работы не получилось продолжения - в суровые девяностые было не до проблем культуры. Часть чертежей сохранилась в нашем архиве, и некоторые идеи показались нам весьма современными.
Полтора года назад, когда заказ Министерства культуры КК уже замаячил на горизонте, мой предшественник Анатолий Болдырев провел открытый конкурс на тему «Архитектурный образ театра для малых городов Сибири». Участников было немного и среди результатов откровения не нашлось. Практически во всех вариантах новое строительство либо механически имитировало окружающие подлинные объекты, сбивая зрителя с толку и вводя его в заблуждение, либо смело заменяло эти объекты собой. В отличие от Брусянинских эскизов, конкурсные работы не приблизили нас к цели...
Минусинский проект стал первой архитектурной задачей, к которой я приступил, войдя в свой новый кабинет. Техническое задание на котельную уже было почти разработано, а выполненный томичами проект реставрации основного здания театра готовился зайти в экспертизу. Главной задачей реконструкции котельной являлось создание современного технологичного блока мастерских и складов для обслуживания основной сцены, а также создание дополнительного зрительного зала со всеми необходимыми помещениями посетительской зоны. Тем не менее, первоначально программа реконструкции содержала вдвое больше пунктов и, как следствие, вдвое больше площади помещений различного назначения. Здесь предполагалась небольшая гостиница с арткафе, гаражный комплекс и новый многофункциональный зал на 400 зрителей.
Определив электростанцию Гецена главным действующим лицом и единственным объектом сложного конгломерата котельной представленным к сохранению, мы определили для себя ряд принципов:
- Сохранение масштаба заповедной историко-культурной зоны города
- Создание проницаемой пешеходной среды
- Формирование общественных пространств
- Пространственная связанность старого города
- Контраст и честность
- Функциональность нового и артистизм старого
- Универсальность
Упаковать программу на площадку получилось тремя различными способами:
1. "Конгломерат" - максимально компактный моно объем, содержащий в себе все функции, перечисленные техзаданием. Первое, что приходит в голову.
2. "Городок" - комплекс зданий соединенных переходами, сомасштабный исторической части города. Попытка разделить на независимые функциональные блоки, в том числе для возможности реализации проекта очередями.
3. "Гибридный вариант".
Всем понравился "городок", но оценив на вскидку объем капитальных затрат, аппетиты пришлось уменьшить. Гостиницу с кафе и гаражом решено было отложить на неопределенный срок и проектом не рассматривать даже в качестве перспективы, а емкость многофункционального зала уменьшить до 150 зрителей. Финальную редакцию технического задания утвердили ближе к новому 2013 году. В итоге от "городка" осталась только 2-я очередь, в которой сохранилось только самое необходимое. Новый театр практически остался в пятне застройки сегодняшней котельной. Первоначально функционал разбросали следующим образом:
План подвального этажа:
План 1-го этажа:
План антресоли 1-го этажа:
План 2-го этажа:
Разрез:
На подходе к фасадам снова проявились варианты, здесь мы пробовали различные контрастные сочетания старого и нового. Скетчи вариантов на всех презентациях сопровождались фотографиями прототипов, так легче пояснять идеи. Здесь такая же логика.
Первый вариант наиболее простой. Здесь за руинированными стенами электростанции появляется функциональный объем отделанный блестящим черным камнем. Все хорошо, но почему-то картинка напоминала мне фешенебельный крематорий, а никак не театр...
Прототипы:
Black Pearl (Studio Rolf.fr + Zecc Architecten) Rotterdam, The Netherlands
Convent de Sant Francesc (David Closes) Santpedor, Spain
Gunpowder Mill (Pollard Thomas Edwards Architects) Waltham Abbey, UK
Royal Danish Library (Schmidt Hammer Lassen architects) Copenhagen, Denmark
Второй вариант - зачищенный белоснежный объем электростанции и новый блок затянутый кортеновской сталью, где с помощью перфорации можно нанести любой рисунок. В данном случае, чтобы было понятнее, мы нанесли банальнейший рисунок театральных масок.
Прототипы:
Caixa Forum (Herzog & de Meuron) Madrid, Spain
Administrative Center Jesenice (Studio Kalamar) Jesenice, Slovenia
Shoreditch Rooms (Archer Architects) London, England
Rotermann’s Old and New Flour Storage (Hayashi - Grossschmidt Arhitektuur) Tallin, Estonia
Третий вариант - сочетание окрашенных в черный стен электростанции и фальшфасада нового блока из молочного стекла на спайдерах.
Прототипы:
Employers of Albacete (Cor&Asociados) Albacete, Spain
Bent (Chris Kabel) Amsterdam, The Netherlands
Library of the Brandenburg University (Herzog & de Meuron) Brandenburg, Germany
Dolce & Gabbana Headquarters (Studio Piuarch) Milán, Italy
Indoor Rock Climbing (W. Meraner & Lanz + Mutschlechner) Brixen South Tyrol, Italy
Все три варианта были презентованы экспертной коллегии при Минкультуры края в феврале. Эксперты долго не могли определиться с выбором варианта. Первый был отвергнут сразу, а два других поделили первенство. Теперь нам предстояло решить территорию театра, довести до ума фасады, согласно высказанным пожеланиям, и приступить к интерьерам. Именно в этой последовательности я продолжу рассказывать о этой работе. Продолжение следует...
Ну и напоследок один из объектов, который вдохновлял меня все это время - Recreational Center (Olgga Architects) Paris, France. Хотелось достичь похожего настроения.