Новогодняя Коломна. Калачная, Арт-Коммуналка и Фабрика пастилы

Feb 07, 2014 19:11



В Коломне я оказалась уже в четвертый раз. Казалось бы, что делать в небольшом подмосковном городке? Ну хорошо, посмотреть коломенский Кремль, погулять по городу, посетить многочисленные церкви, забраться на деревянные качели и горку высотой с пятиэтажный дом. Можно посетить ставшие знаменитыми уже на всю Россию фабрику пастилы и музей пастилы (не забываем заодно, что это два разных места, пересекающиеся своей тематикой пастилы ручного приготовления, но совершенно с разными экспозициями и театрализованными представлениями). На обратном пути из Коломны в Москву можно поехать не по обычной дороге, а завернуть немного в сторону (правда, это лучше делать не зимой, а летом), попасть на разводной мост и подождать с часок, когда пройдет по Москва (кстати) -реке баржа. И это все не считая прекрасной самобытности и красоты города, столь любовно сохраняемой жителями и градоначальниками. Ну где еще в непосредственной близости к древнему и неплохо сохранившемуся Кремлю вы встретите жилые (!) одно- и двуэтажные домики, жители которых в халате и в тапочках выходят на улицу (в т.ч. и в мороз) перетереть друг с другом ряд вопросов?










Но в общем, все это лирика. Если ближе к сути, то накануне праздников я получила задание раздобыть яблочную пастилу ручного приготовления, которая продается на моей памяти в двух местах: в Коломне и в Туле. В Туле мы были относительно недавно, а Коломну посетить в очередной раз я была не прочь. Будучи ученой, решила забронировать места на экскурсии заранее. Каково же было мое расстройство, когда с большим трудом получилось втиснуться только на одну из экскурсий, а именно на фабрику пастилы.
Во время записи на экскурсию, я совершенно случайно узнала также про другие коломенские музеи: музей Коломенского Калача или Калачную, а также про Арт-Коммуналку.



В Калачную также следует записываться и бронировать экскурсию. Чем раньше, тем лучше. В Калачной два вида экскурсий: театрализованная (экскурсия + представление + дегустация) и обзорная (экскурсия + дегустация). На театрализованную попасть не удалось (их за месяц-другой полностью бронируют туристические автобусы), и когда я уже, было, окончательно расстроилась, мне рассказали про возможность попасть на обзорную. Вместимость зала - 50 человек.



Мы приметили, что во время нашей экскурсии было несколько свободных мест (на втором этаже). Так что если вы вдруг оказались поблизости, рекомендую зайти и узнать, можно ли присоединиться к экскурсии. Но лучше все-таки бронировать.

Адреса и явки:
Коломна, ул. Зайцева 14.
Тел +7-985-995-52-92
vk.ru/kolomna.kalach
facebook.com/kolomna.kalach
работает с 10.00 до 20.00.






Когда вы рассядитесь, вам расскажут про калач. Как его делают, как пекут, какой рецепт. Очень интересно слушать.






Например, по рецепту одного из коломенских калачников, требовалось насыпать в кадку слоями 5 разных мешков муки от 5 разных купцов. Далее специальным совочком набирали "слоеный пирог" из муки и уже из этого пирога готовили тесто. В тесто для калачей добавляли опару на хмелю, а не на дрожжах. Поэтому калачи имели вкус кислый, не сладкий, лучше хранились, не плесневели. А чтобы лучше размешать тесто, пользовались веслом. В самом конце тесто для калачей мяли и терли руками. Отсюда и появилось в народе выражение «тертый калач». «Не терт, не мят, не будет калач» - гласит народная пословица, что следует понимать, как «беды уму учат».
Лучшие калачи пекут не из обычной пшеничной муки, а из крупчатки. Тесто из такой муки хорошо подходит и пропекается, калачи получаются пышными и скважистыми. Скважистость - важнейший показатель высокого качества хлеба наряду с его «выглядом», цветом, вкусом и духом. Калач - самый скважистый из всех видов белых хлебов России.
Скважистость или ноздреватость теста зависит главным образом от количества содержащейся в муке клейковины, которая из всех составных частей муки обладает растяжимостью, то есть способностью подниматься.
Наибольшим содержанием клейковины отличаются сорта из твердых сортов пшеницы. Эти сорта пшеницы очень ценятся у нас и в некоторых странах за границей. В чистом виде они не употребляются, а только в смеси с пшеницами мягкими, крахмалистыми. Каждая крупчатка составляет эти смеси по-своему, полагаясь в этом отношении на мастеров, приглашенных по преимуществу из города Коломны.

Лучшие калачи пекут не из обычной пшеничной муки, а из крупчатки. Тесто из такой муки хорошо подходит и пропекается, калачи получаются пышными.
У калача различают животок с губкою и ручку, дужку или перевясло. Внешне он похож на спортивную гирю. Для того чтобы калач выглядел опрятно, красиво и имел одинаковую форму, калачу надрезали губу. Или просто надрезали у булочки животок. А потом эту губу закатывали обратно. Отсюда и появилось выражение «закатать губу».
Калачи были особо популярны у ремесленников, кучеров и других трудяг, поскольку их было удобно есть прямо во время работы, держась за ручку. И если руки у рабочих часто были грязными, то хлеб при этом оставался чистым. После того как калач съедался, ручку от него потом выбрасывали или отдавали бедным и нищим, собакам и скотине. Отсюда и пошло выражение «дойти до ручки».

Калачи пекут в специальной печке. Суть русской печи - отдавать тепло, печь для запекания хлеба наоборот не отдает тепло, а максимально его хранит. При этом самые теплые стенки печи снаружи - не более 50 градусов. Чтобы испечь хлеб, использовали шоковую технологию: температура внутри печи должна быть не менее 400 градусов. Так хлеб хорошо одновременно пропекается и не успевает опуститься после опары.

В 16 веке пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники. В городах Московского княжества в 16-17 вв. был установлен правительственный контроль за ценами в розничной торговле хлебобулочными изделиями и за качеством продаваемых изделий. Царский указ в 1626 году «О хлебном и калачном весу» утверждал порядок установления цен на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 сортов из пшеничной.
Для наблюдения за точным исполнением указа и соблюдением установленных цен на хлеб назначались на рынки и торжки хлебные приставы, или целовальники, которые обязаны были ходить по улицам и торговым местам и взвешивать хлеба ситные и решетные, калачи тертые и коврижечки мягкие. Если хлебные приставы обнаруживали, что хлеб не соответствует качеству или весу или продаются выше установленной цены, то виновных подвергали штрафу: в первый и второй раз по полтине, а в третий - 2 рубля и 4 алтына и полторы деньги. Что было по тем временам очень немаленькой суммой. При злостных нарушениях виновник подвергался телесным наказаниям.






Ну а после рассказа была дегустация калачей, совсем еще теплых и очень вкусно пахнущих. Сливочное масло идет на ура, оно моментально тает на мякише. Ручка, кстати, оказалась тоже вкусная. Со слов экскурсовода, если калачи передержат в печи, то ручка напоминает по твердости сушку.
Музей самобытный. Прежде чем открыть Калачный Музей, научный сотрудник год сидел в библиотеках, изучал рецепты, культуру, связанную с калачами. Рецепты же приготовления калачей хранили в секрете. И даже если находили какие-то обрывки, то непросто было их разгадать. Например, в одном из рецептов, что нашли наши энтузиасты из музея, было написано «добавить бутылку воды». А какой объем бутылки было непонятно: литр? поллитра? 250 миллиграмм? или водочная бутылка 0.7 литра? Оказалось, что 0.6 литра. При этом следует понимать, что 100 миллиграмм воды в рецепте приготовления хлеба может в корне поменять его свойства.

В общем и в целом, нам ОЧЕНЬ понравилось. Я если честно, изначально я многого от этого музея совсем не ожидала. Но оказалось, что он чудесен. Люди, работающие в этом музее, с невероятной теплотой и душой относятся к своему делу. Очень интересно рассказывают, стараясь вспомнить мельчайшие детали и с охотой отвечающие на вопросы посетителей. А побывав впоследствии (уже во второй раз за прошедшие полтора года, так что было с чем сравнить) на театрализованном представлении фабрики пастилы, я еще больше порадовалась музею «Коломенский калачЪ»: со временем экскурсия на фабрике пастилы сильно сократилась и получилась скомканной. Одного из актеров я признала, он перешел с фабрики пастилы в Калачную. И хоть молодой человек сильно волновался, слушать его было очень приятно.

Поскольку время еще оставалось до фабрики пастилы оставалось, мы немного погуляли по городу.






Заодно заглянули в Арт-коммуналку. Взрослый билет 150 руб, детский - 100 руб. Расположена по адресу Коломна, ул. Октябрьской революции д.205 (вход как в истинную коммуналку со двора).



Тел +7-985-180-09-61, 985-335-02-20
vk.com/artkommunalka
facebook.com/artkommunalka/kolomna
работает с 10.00 до 20.00.

Замечательный музей, где мы с удовольствием узнавали предметы из детства: лыжи, санки, книжные стенки, трюмо и многое другое. Но было и много других вещей, которые я разглядывала впервые. Например, древняя кинокамера или увеличитель для печати фотографий. Не менее забавно было вспомнить запахи ароматов «Красная Москва», «Шипр», а также узнать другие. Например, «Наташа» по запаху явно напоминал мужской одеколон, хотя продавался как женский. В общем, слушать экскурсию было интересно.
















Сейчас в арткоммуналке представлено небольшое количество комнат, дверь в остальные 26 заперли. В Арткоммуналке живут художники и люди искусства. Живут бесплатно, выиграв тот или иной тендер, или грант. Неделю, месяц или три, как договорятся. В это время они работают, устраивают выставки, а в конце своего проживания художники обязаны оставить что-то о себе на память. Их работы потом можно найти в музее в разных местах. Например, на стене в коридоре висит картина из мыла.

Наш последний визит мы оказали долгожданной Фабрике пастилы, с идеи посещения которой и начался наш последний визит в Коломну. Экскурсия вызвала смешенные чувства. С одной стороны, коломенская пастила действительно вкусная, аналоги ее приготовления существует и их немного, а вот таких музеев я знаю два, и оба в Коломне, расположенных по соседству. Но тем не менее. Экскурсия оказалась скомканной, сокращенной вполовину. Зато показали кукольный театр про рождественскую звезду и хранилище для ценных яблок. Было интересно посмотреть.
















Напоследок мы накупили гостинцев и поехали домой.

Прочие рассказы с поездок - часть 1
Прочие рассказы с поездок - часть 2

лытдыбр, культур-мультур, фото, Московская область, путешествия

Previous post Next post
Up