Своей завораживающей атмосферой «Господин оформитель» в значительной степени обязан картинам и рисункам, которые в нём появляются. Их идентификация представляет несомненный интерес для любителей фильма, однако последовательной попытки её осуществить до сих пор не предпринималось. Я предпринял такую попытку, которая в целом оказалась успешной - опознать удалось почти всё.
Использованные в «Господине оформителе» картины и рисунки составляют как бы четыре категории - образы, являющиеся Платону Андреевичу в его (наркотических?) фантазиях, собственные произведения Платона Андреевича, которые мы видим, когда листы с ними перебирает сначала Мария, а потом он сам, иллюстрации в книге о нём, и, наконец, картины, украшающие стены его квартиры. Закономерен вопрос - образы, являющиеся Платону Андреевичу в видениях, - его собственные или чужие? - Собственные, потому что два из них мы видим потом на листах его произведений.
Начнём с картин в квартире Платона Андреевича. Опознаются следующие четыре:
Эдвард Бёрн-Джонс
«Свершённая судьба» (The Doom Fulfilled)
1885 г.
Джон Эверетт Милле
«Подружка невесты» (The Bridesmaid)
1851 г.
Жан Дельвиль
«Конец царствования» (Fin d'un règne)
1893 г.
Франц фон Штук
«Саломея» (Salome)
1906 г.
Иллюстрации в книге о Платоне Андреевиче, которую он перелистывает, чтобы показать Марии портрет Анны Белецкой, нарисованный им в 1908 г. Все они принадлежат Арнольду Бёклину. Очевидно, что создатели фильма взяли реальную книгу о Бёклине, в которую вложили рисунок Анны.
«Автопортрет с играющей на скрипке смертью» (Selbstporträt mit fiedelndem Tod)
1872 г.
«Тритон и нереида» (Triton und Nereide)
1875 г.
«Меланхолия» (Melancholie)
1871 г.
«Портрет Клары Брукманн-Бёклин» (Bildnis der Clara Bruckmann-Böcklin)
1873 г.
Образы, являющиеся Платону Андреевичу в видениях:
Жан Дельвиль
«Портрет г-жи Стюарт Меррилл» (Portrait of Madame Stuart Merrill, Mysteriosa)
1892 г.
Жан Дельвиль
«Сокровища Сатаны» (Tresors de Satan)
1895 г.
Макс Клингер
«Философ» (Der Philosoph)
Лист 3 из серии Opus XIII
1889 г.
Макс Клингер
Integer Vitae
Лист 1 из серии «О смерти» (Vom Tode) II
1889 г.
Макс Клингер
«Мёртвая мать» (Tote Mutter)
Лист 10 из серии «О смерти» (Vom Tode) II
1889 г.
Франц фон Штук
«Грех» (Die Sünde)
1893 г.
Одилон Редон
«Крыло» (L'Aile)
1893 г.
Одилон Редон
«Сирена» (La sirène sortit des flots, vêtue de dards)
Лист 4 из серии «Происхождение» (Les Origines)
1883 г.
Одилон Редон
«Зарождение» (Germination)
Из серии «Во сне» (Dans le Rêve)
1879 г.
Одилон Редон
«Молчание» (Le silence)
1911 г.
Одилон Редон
«Пегас и змея» (Pégase et le serpent)
Ок. 1907 г.
И, наконец, листы с собственными произведениями Платона Андреевича. Два из них нам уже встречались в его фантазиях - это «Integer Vitae» Макса Клингера и «Крыло» Одилона Редона.
Все остальные рисунки принадлежат на самом деле тоже Редону, это:
«Яйцо» (L'Œuf)
1885 г.
«Глаз, подобный странному шару, направляется в бесконечность»
(L'Oeil, comme un ballon bizarre se dirige vers l'infini)
1882 г.
«Смерть: Это я делаю тебя серьёзной, обнимемся же»
(La Mort: C'est moi qui te rends serieuse; enlaçons-nous)
Лист 20 из серии «Искушение Святого Антония» (La Tentation de Saint-Antoine)
1896 г.
«Она является ему, драматичная и грандиозная со своей шевелюрой жрицы друидов»
(Elle se montre à lui, dramatique et grandiose avec sa chevelure de prêtresse druidique)
Лист 2 из серии «Присяжный заседатель» (Le Juré)
1887 г.
«И на нём всадник, которому имя смерть»
(Et celui qui était monté dessus se nommait la mort)
Из серии «Откровение Иоанна Богослова» (Apocalypse de Saint-Jean)
1899 г.
«Тогда потерявшийся ангел расправил чёрные крылья»
(L'ange perdu ouvrit alors des ailes noires)
Лист 3 из серии «Ночь» (La Nuit)
1886 г.
«Гном» (Gnome)
Из серии «Во сне» (Dans le Rêve)
1879 г.
См. также:
«Господин оформитель»: места съемок «Господин оформитель»: разное