«Господин оформитель»: разное

Jan 21, 2012 20:33




В начале фильма мы видим сцены из спектакля, оформленного Платоном Андреевичем. В них легко опознаются персонажи блоковского «Балаганчика»:

Пьеро (в роли которого - не указанный в титрах Тепцов) и мистики
«Рукава сюртуков вытянулись и закрыли кисти рук, будто рук и не было. Головы ушли в воротники. Кажется, на стульях висят пустые сюртуки».



Смерть с косой



Арлекин
«Прыгает в окно. Даль, видимая в окне, оказывается нарисованной на бумаге. Бумага лопнула. Арлекин полетел вверх ногами в пустоту».







Однако премьера «Балаганчика», поставленного в Театре Комиссаржевской труппой Всеволода Мейерхольда, состоялась не в 1908 г., когда начинается действие фильма, а 30 декабря 1906 г. При этом, когда Платон Андреевич выходит из театра, мы видим на двери афишу, на которой можно разобрать слова «Спектакли Старинного театра».



«Старинный театр» действительно существовал. Это предприятие, ставившее своей целью возрождение старинных театральных форм, было создано в 1907 г. Николаем Евреиновым. И именно в 1908 г., когда начинается действие «Господина оформителя», в нём был поставлен миракль французского автора XIII в. Рютбёфа «Действо о Теофиле» в переводе Блока.

Вообще связи между Платоном Андреевичем и Блоком в фильме подчёркиваются неоднократно. Самое прямое указание такого рода - их совместная фотография, которую мы видим в квартире Платона Андреевича.



На самом деле в оригинале это известная фотография Блока и Корнея Чуковского, сделанная Моисеем Наппельбаумом на вечере в Большом драматическом театре 25 апреля 1921 г. Чуковский на ней заменён на Авилова.



Кстати, на некоторых кадрах она не стоит на столе, а висит на стене.



Платон Андреевич и Блок были почти соседями. Дом Платона Андреевича снимался по адресу Галерная улица, 55. А Блок в 1907-1910 гг. жил в дворовом флигеле особняка А.И. Томсен-Боннара на Галерной улице, 41.





Кроме того, в начале и в конце фильма мы слышим в исполнении Эдуарда Багрицкого стихотворение Блока «Шаги командора», тесно связанное с тематикой «Господина оформителя». Как и героя фильма, героя стихотворения, влюблённого в Анну, губит ожившее произведение человеческих рук. Фильм снят по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». В стихотворении же, в частности, говорится: «Пролетает, брызнув в ночь огнями, / Чёрный, тихий, как сова, мотор». В своих воспоминаниях о Блоке поэт-символист Вильгельм Зоргенфрей свидетельствует: «Запомнился мне тёплый летний вечер, длинная аллея Петровского острова, бесшумно пронёсшийся мотор. “Вот из такого, промелькнувшего когда-то мотора вышли «Шаги командора»”, - сказал А.А.».

В квартире Платона Андреевича мы неоднократно видим фотографию ещё одного известного поэта-символиста (и, кстати, практикующего чёрного мага) - Валерия Брюсова.







Парадоксы движения

Преследуя монашку, Платон Андреевич сначала идёт по улице Репина (Соловьёвскому переулку) от Большого проспекта к Среднему, потом от Среднего к Большому, потом опять от Большого к Среднему.
Убегая в подворотне своего дома от серого автомобиля, Платон Андреевич бежит из первого двора во второй, но выбегает при этом почему-то в первый двор.

Чьи руки заводят музыкальную машинку под названием FORTUNA (!) в начале фильма?





Это руки Марии. Сравним эти кадры с кадрами первой встречи Платона Андреевича с Марией в доме Грильо. Те же самые ногти, перстень и платье.



Но вот что странно - когда нам показывают Марию в лицо, ногти у неё оказываются совсем другими. Как это прикажете понимать?



Ещё один примечательный момент в той же сцене. Во время разговора Платона Андреевича с Марией в стекле часов появляется чья-то рука.



Кто-то из съемочной группы? Или всё-таки жутковатый привет из мира духов?

Когда Платон Андреевич показывает Марии книгу со своими работами, на обложке можно разглядеть её название - PLATON. GASTMAHL (т.е. это диалог Платона «Пир»). Только вот что там делает портрет Анны?



Образ умирающей Анны вдохновлён картиной Вильгельма Котарбинского «Кончено».





Единственная сцена из рассказа Александра Грина «Серый автомобиль», довольно точно воспроизведённая в фильме, это сцена игры в покер. Как и герой рассказа, Платон Андреевич выигрывает за счёт каре из семёрок и джокера. Однако противника героя рассказа зовут не Грильо, а Гриньо, к тому же он мулат.

Многие любят заниматься поисками ляпов в исторических фильмах. В «Господине оформителе» есть свой серьёзный, непростительный ляп. Вот он:



Слово «мiръ» (с «и десятичным») означает «вселенная», а в значении «покой» это слово пишется с «и восьмеричным» - «миръ».

Ещё одним ляпом является использование в сцене игры в покер карточной колоды «Белый Палех».













Колода «Белый Палех» появилась в 1982 г. в результате переработки ленинградским художником Юрием Ивановым колоды «Чёрный Палех», созданной Павлом Баженовым в 1937 г. Естественно, играть такими картами Платон Андреевич и Грильо никак не могли.

Музыкальная композиция «Сорвалась», выделяющаяся из общего музыкального оформления фильма своим современным звучанием, была исполнена группой «Кино».

В начале фильма мы видим пластинку с записью популярного вальса французского композитора Октава Кремьё (1872-1949) «Умирающая любовь» (Quand l’amour meurt).



Этот вальс в исполнении Надежды Обуховой.

image Click to view



Вот и все замечания, которые мне захотелось сделать о «Господине оформителе». Уверен, что фильм хранит ещё много загадок. Для меня главная оставшаяся неразрешимой загадка - где там Курёхин? Утверждают, что он присутствует в каком-то эпизоде, однако мне его найти не удалось. Может быть, кому-то повезёт больше?

См. также:

«Господин оформитель»: места съемок

«Господин оформитель»: картины

Кино, Любимое кино

Previous post Next post
Up