Генетиков уже много лет интригует необычайно высокое (ок. 50%) присутствие у ашкеназских левитов мужской гаплогруппы R1a. Поскольку она больше всего распространена в Восточной Европе, предлагались две теории её проникновения к левитам - от хазар в эпоху иудаизации Хазарского каганата или в более позднее время от славян, обратившихся в иудаизм. Однако теперь обе эти теории приходится отвергнуть, поскольку результаты только что опубликованного
исследования гласят, что субклад R1a, присущий ашкеназским левитам, у коренных восточных европейцев почти отсутствует. Зато он присутствует в небольших, но заметных количествах у ряда ближневосточных народов, больше всего у иранцев, языковыми предками которых он, скорее всего, и был занесён на Ближний Восток. Вот что
пишет по этому поводу известный польский геноблоггер Давидски:
Over at Nature Communications, Rootsi et al. report on a newly discovered Ashkenazi-specific subclade of R1a, defined by the M582 mutation. They argue that it's a marker of Near Eastern origin, and based on the comprehensive data in their paper, I'd say they're correct. However, it's important to note that this doesn't preclude an ultimate Eastern European or Central Asian source of M582 in the Near East. For instance, an R1a mutation ancestral to M582 might have been introduced by the proto-Iranians from the steppe into what is now Iran during the early Indo-European dispersals. Indeed, that's actually what Figure 1a from the study suggests (phylogenetic tree of R1a).
В «Nature Communications» Роотси и др. сообщают о новонайденном специфично ашкеназском субкладе R1a, определяемом мутацией M582. Они утверждают, что это маркер ближневосточного происхождения, и на основании полных данных, приведённых в публикации, я склонен признать их правоту. Однако важно отметить, что это не исключает изначально восточноевропейского или центральноазиатского источника M582 на Ближнем Востоке. Например, предковая для M582 мутация R1a могла быть принесена на нынешнюю территорию Ирана из степи протоиранцами в эпоху ранних индоевропейских миграций. Рисунок 1а (филогенетическое древо R1a) из публикации предполагает именно это.
Каким же образом иранская R1a могла попасть к левитам? На первое место теперь выдвигается предлагавшаяся уже и ранее, но не пользовавшаяся до сих пор популярностью теория, согласно которой её принесли иранцы, пришедшие в Иерусалим вместе с Ездрой:
«Эта теория предполагает, что все носители R1a-AL происходят от одной группы нефинеев иранского (персидского, мидийского и др.) происхождения, которые могли прибыть в Иерусалим вместе с Ездрой (последняя волна возвращения евреев из вавилонского плена). Впоследствии нефинеи были постепенно включены в левитское сообщество (так же, как это случилось с привратниками и певцами)».
Из Книги Ездры: «С ним [Ездрой] пошли в Иерусалим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса» (Езд. 7, 7). Из данного Ездре указа Артаксеркса: «И даем вам знать, чтобы ни на кого из священников или левитов, певцов, привратников, нефинеев и служащих при этом доме Божием, не налагать ни подати, ни налога, ни пошлины» (Езд. 7, 24).
Поскольку
в эпоху Ахеменидов Яхве взаимно (как евреями, так и персами) отождествлялся с Ахурамаздой, представляется вполне естественным, что, направляя Ездру в Иерусалим для строительства, как он полагал, храма Ахурамазды, Артаксеркс придал ему в помощь какой-то младший зороастрийский жреческий персонал, впоследствии инкорпорированный в состав левитов. Этим персидским «нефинеям» левиты и обязаны своей R1a. Они также должны были внести свой существенный вклад в
тотальную иранизацию иудаизма в Ахеменидскую эпоху.