В предыдущем посте сослался на аналитику miacum.am, которая затрагивает серьезные и насущные вопросы.
Стремительный прогресс современного мира как мясорубка разрушает традиционные устои. При отсутствии активной воли управления "национальными или традиционными кораблями" в этих жерновах погибнут многие народности и традиции.
В чём же вопрос и почему это происходит? Судя по всему история человечества развивается по циклам. Время от времени появляются идеи или процессы, которые разрушают прошлое, создают "новое", которое в свою очередь стабилизируется, созревает и "портится" с появлением других новых идей и процессов.
Судя по всему, сегодня мы находимся на таком переходном этапе. 20-ый век ознаменовался разрушением "религиозной" картины мира и приходом "идеологической".
Как я уже об этом уже писал, за короткое время "идеологическая" картина мира полностью обанкротилась и наблюдаемая сегодняшняя картина есть смесь нео-язычества и нео-религиозности. Называю это "нео-религиозностью", поскольку "идеологический" период привнес разрыв в эволюционное развитие религиозности. "Возвращенцы в религию" зачастую поверхностно воспринимают религии и следуют крайним их формам в силу "наглядности" и "высокой концетрации содержания" популистских и экстремистких интерпретаций религий. Пройдет некоторое время и придет отрезвление, но будет наломано много дров.
Что это за такая сила, которая "ломает" утрясенные традиционные общества и двигает такие мощные общественные пласты? Это сила - Знание. Знание в смысле информации, а не мудрости. Знание имеет не только положительную сторону, но и разрущающую. Человеку трудно осознать все ее стороны и направить ее в полезное русло поскольку оно очень мощное явление. Знание это как ядерная энергия, которая может быть полезнa и использованa для производства дешевой энергии и одновременно быть бомбой и использованной для разрушения.
Традиции - это как основы, кодекс поведения - они помогают жить и развиваться, поскольку ставят развитие в определенные рамки для стабильности существования. Они дают нам ориентиры "что хорошо и плохо". Но приходит момент, когда общество которое выработало эти традиции вырастает из них и старые традиции ломаются. Оно вырастает из них из-за воздействия приобретенных "знаний", которые сами по себе не несут новую традицию, но ставят под сомнение старую. Те общества которые вырабатывают новые модифицированные традиции выживают и переходят на новый уровень развития, другие теряют ориентации и разрушаются.
С этим явлением сегодня сталкивается каждый человек. Размыты "хорошо и плохо". У каждого появляется своя правда. С этим мы сталкиваемся в создании семьи, воспитании детей, в отношениях с родственниками, в отношением к своей родине и к своему народу, к другим народам. Нет ничего плохого в "своей правде", но это как в строительстве вавилонской башни - все говорят, думают и действуют на разных непонятных друг другу языках.
Что же это такое "модифицированные традиции"? Традиции не устаревают полностью, они сами по себе тоже развиваются. Полезное дает плоды, анахроническое путается под ногами и вымирает, и проявляется очень много сорняков. Умные общества - это как садовники, должны убирать сорняки и выращивать новые сорта. Другими словами, на каждом этапе развития надо уметь пересматривать свои традиции, поддержать полезное - доказанное временем и возможно отказаться от некоторых других. Это не просто, поскольку многие традиции иррациональны и не осмысленны. Для этого важен общественный диалог, дискуссии о серьезных проблемах а не о "клубничке".
Сегодня все мы запросто узнаем о других формах традиций и язычества. В упрощенном смысле понимая под язычеством вседозволенность. Эти формы создаются и распространяются искусственно или хаотично, по доброму, глупому или злому умыслу. В каждой из них есть своя логика и рациональное зерно. Аппелирующее к разуму, чувствам и слабостям. Это есть "знание", которое вам говорит обо всем но не о том что в ваших настоящих интересах.
Чувство "родины" и "своего народа" это в некотором смысле приверженность к своим традициям, желание избежать ошибок в сложной жизни основываясь на историческую и коллективную мудрость своего народа. Это среда где мы чувствуем себя комфортно даже если не следуем традициям. Принято считать что это чувство проходило через испытания "обстоятельствами", историческими или ситуационными. Но во все времена это чувство проходило также через испытания "новым знанием". Каждый завоеватель привносил "свою правду". Сегодня это не делают завоеватели, сегодня это делает открытое информационное пространство. И выживут те, кто сможет научиться фильтровать информационные потоки, выявлять для себя полезное и развивать свои "традиции" адаптируясь к ним. И этот вызов стоит перед всеми народами.