Плёночная жизнь. Плёнка № 01: Fujifilm Fujicolor C200 и Зенит-ЕТ. Часть 1

Nov 22, 2018 23:45


По прошествии некоторого времени со съёмки на «Зоркий-6»  я стал всё чаще поглядывать на полку, откуда на меня с укоризной  смотрел плёночный зеркальный фотоаппарат «Зенит-ЕТ». В конце концов, не  выдержав его психологического давления, я сходил в ближайший фотосалон,  торгующий плёнкой и приобрёл там катушку плёнки для своего «Зенита».





На выбор предлагалась любительская плёнка фирмы Fujifilm в двух  вариантах - с ISO200 и ISO400. Понадеявшись на приближающуюся весну и  обилие в ней солнечных дней, я выбрал Fujifilm Fujicolor C200 с  чувствительностью 200 и 36-ю кадрами. О, это давно забытое ощущение от  коробочки с плёнкой внутри! В последний раз я испытывал его лет 15  назад. Ощущение это складывается как из физических проявлений -  тактильных и, пожалуй, акустических - веса и объёма коробочки и звука,  издаваемого контейнером с плёнкой внутри, так и из эмоциональных - это  предвкушение процесса фотографирования, это и ощущение хрупкости и некой  эфемерности плёнки до момента её проявки в лаборатории.



Покупая плёнку, я даже чувствовал некоторую неловкость. Ну кто  покупает плёнку в 2018 году? Однако очевидно, что для сорудников  магазина продажа плёнки была обычным, будничным делом, а не какой-то  ретро-редкостью: значит, плёнку действительно берут и моё предположение о  её вновь наступившей актуальности скорее всего верно.



Я вернулся домой и взял в руки "Зенит-ЕТ". Последний раз им  пользовались в начале 2000-х. Единственным, что от него с тех пор  использовалось, был его штатный объектив - "Гелиос 44-2 2/58", с помощью  переходника пересаженный на мой "Pentax". Отличный объектив, между  прочим (обзор можно прочесть в "Полевых испытаниях"). Да, "Зенит"  совместим с "Пентаксом" по длине рабочего отрезка объектива, что  позволяет использовать объективы от первого на втором с простым  механическим переходником безо всяких линз и мучений. Есть и обратный  эффект лично для меня: поскольку я коллекционирую разные нестандартные и  старые объективы, которые можно применять на "Пентаксе", у меня  собрался неплохой набор объективов, которые вообще-то были разработаны  именно для "Зенита". Воспользоваться ими теперь по их непосредственному  первоначальному предназначению показалось мне очень интересной идеей и  было дополнительным аргументом в пользу того, чтобы оживить механический  фотоаппарат советских времён.

"Зенит-ЕТ" - любительский зеркальный фотоаппарат родом из 80-х (мой  экземпляр - 1984 года выпуска), разработанный и вначале выпускавшийся на  Красногорском механическом заводе в подмосковье, но довольно быстро  поменявший место производства на белорусский завод "Зенит", специально  построенный для сборки фотоаппаратов этой марки. Модель ЕТ - это на  самом деле не одна, а скорее целое семейство моделей, представляющих  собой модернизацию более ранних моделей Е и ЕМ с использованием  элементов от более поздних 12 и TTL. Мой экземпляр больше похож на  модель Е.

Добротный, тяжёлый металлический корпус в типичном для 70-х - 80-х  стиле: верх и низ матовые металлические, середина покрыта неким  искуственным чёрным материалом. Форма корпуса очень традиционна,  минималистична, на грани с архаичностью, очень напоминает компоновкой  "Зоркий-6", за исключением увеличенного объёма в районе крепления  объектива, выступа пентапризмы сверху и рубленных очертаний вместо  скруглённых углов. Нет выступа для правой руки, так что держать корпус  не слишком удобно.  В целом облик фотоаппарата максимально простой -  никаких дизайнерских изысков нет вообще, это нарочито массовый продукт  своего времени.



Чтобы продукт стал по настоящему массовым, он должен быть не только  простым и дешёвым, но и удобным и обладающим необходимым набором  функций. И Зенит-ЕТ именно таков.

Штатный объектив - либо, как у моего, Гелиос 44-2 (или другая модификация), либо Индустар 50-2 3,5/50, улучшенная версия Индустара-50П  с возможностью фокусироваться на более близкие расстояния. Оба  объектива - с фокусным расстоянием 50 мм, или «нормальные», то есть  универсальные настолько, насколько может быть универсальным объектив с  фиксированным фокусным расстоянием. Гелиос при этом ещё и достаточно  светосилен, что в условиях доступности в 80-е плёнки в основном с низкой  чувствительностью было очень полезным.

При этом фотоаппарат снабжён присоединительной резьбой диаметром 42  мм для сменных объективов, что позволяет при необходимости расширить его  возможности. Да, по меркам 80-х это уже глубоко устаревшый стандарт,  зато под него к тому времени было выпущено большое количество  объективов, как отечественных, так и импортных (опуская вопрос об их  доступности советским потребителям). Также доступны все старые объективы  для зеркальных фотоаппаратов с присоединительной резьбой диаметром 39  мм - через переходник. Позже, в модели ЕМ и основанных на ней  модификациях модели ЕТ, этот узел фотоаппарата был доработан: добавился  привод для диафрагмы, но у моего более раннего фотоаппарата этого  привода нет, так что все объективы с приводом диафрагмы нужно либо  перевести в ручной режим, либо заблокировать привод механически.



Об автофокусе на массовом зеркальном фотоаппарате в те годы не могло  идти и речи, но разработчики постарались максимально упростить процесс  фокусировки, установив в видоискатель фокусировочный экран с  микропризмами и матовым кольцом. Микропризмы - это особой формы выточки  на стекле. Работают они так: в центре видоискателя имеется кружочек, в  котором изображение видится как-бы разрезанным на крошечные квадратики.  Окружён кружок кольцом, в котором стекло фокусировочного экрана сделано  матовым. Если сфокусироваться точно, то квадратики в кружочке  совместятся в цельную картинку. Во многих случаях фокусироваться с этим  устройством действительно проще, но в сложных случаях "разрезанность"  изображения мешает точно разглядеть сюжет. Если же у объектива закрыта  диафрагма (или светосила его очень низка), то все квадратики становятся  чёрными, и наводку на резкость получается выполнять только по матовому  кольцу. Всё эти здорово отвлекает от композиции, и, кроме того,  позволяют фокусироваться только на объекте, расположенном в центре  кадра, но в хороших условиях на несложных сюжетах функцию свою выполняют  чётко.



Сам видоискатель снабжён зеркалом, что следует из самого понятия  зеркального фотоаппарата. Зеркало это всегда находится в положении,  позволяющем наблюдать изображение в видоискателе, за исключением момента  съёмки кадра непосредственно. Сейчас это уже кажется само собой  разумеющимся, но так было не всегда - в некоторых более ранних моделях  зеркало устанавливалось в рабочее положение только после взвода затвора.  Зеркало отображает на фокусировочный экран только часть кадра, примерно  соответствующую кроп-фактору 1,4-1,5, при том, что сам фотоаппарат  является, конечно, полнокадровым. Это неудобно - точно кадрировать  композицию оказывается невозможным - и в какой-то степени уменьшает  преимущество данного фотоаппарата, как полнокадрового, над кропнутыми  цифрозеркалками, но продиктовано оно вновь соображениями экономии:  корпусная деталь, ограничивающая поле зрения, унаследована фотоаппаратом  от одной из более ранних моделей. Эта деталь морально устарела, зато  была проста в производстве и дешева.



Вопрос определения необходимой экспозиции тоже не оставлен без  внимания. Несмотря на то, что в тот момент уже были внедрены в серийное  производство фотоаппараты с системой замера освещённости через объектив  ("TTL"), как это делается у всех современных фотоаппаратов, на "ЕТ"  установлен архаичный селеновый экспонометр. Он состоит из светоприёмной  панели, расположенной на передней стороне корпуса, над объективом,  индикатора со стрелками, встроенного в верхнюю панель камеры, и органов  управления, расположившихся вокруг ручки обратной перемотки. Принцип  работы - такой же, как у селеновых экспонометров, выпускавшихся в виде  отдельных устройств: вначале устанавливается чувствительность плёнки,  затем камера наводится на сюжет, который хочется запечатлеть, и стрелка  экспонометра принимает некое положение. После этого вращением одной из  ручек вторая стрелка экспонометра подводится на то же положение, и на  шкалах экспонометра становятся видны правильные сочетания выдержки и  диафрагмы. Фотограф затем выбирает из этих сочетаний одно и  устанавливает: выдержку - на колёсике выдержек на камере, а диафрагму -  на объективе. Таким образом, экспонометр никак не связан с самой камерой  и её механизмами, что позволяет использовать простые, старые, более  дешёвые компоненты. Кроме того, не требуются никакие батарейки -  сплошная выгода! Конечно, такой способ замера очень неточен, но широкий  динамический диапазон негативной плёнки должен это скомпенсировать.





0407

Селеновый экспонометр выгорает от света, поэтому его следует хранить  строго в закрытом виде. Фотоаппарат предлагается содержать в чехле из  плотной искусственной кожи: он имеет предельно утилитарный внешний вид и  очень странный способ открывания, словно его проектировал  инопланетянин, но экспонометр спасает. У моего "Зенита", хранившегося в  чехле, показания экспонометра близки к правде. Чехол крепится к  фотоаппарату при помощи винта, таким образом, предполагается  использовать его постоянно. У него есть, однако, минус: та часть чехла,  куда попадает объектив, выполнена из жёсткого пластика и имеет небольшие  размеры, так что туда помещаются только маленькие объективы. Если  объектив большой, можно отстегнуть верхнюю половину чехла, но тогда  защита экспонометра теряется. Заодно чехол защищает плёнку от возможных  засветок, если между задней крышкой и корпусом вдруг возникла щель.





В "Зените ЕТ" - простой шторный затвор из двух матерчатых шторок,  точь-в-точь как у "Зоркого-6". Шторки моего экземпляра "Зенита"  сохранились хорошо, в отличие от "Зоркого". Ещё одно старое доброе  решение.

Набор доступных выдержек у них тоже совпадает и предлагает скромный  выбор из 5 значений от 1/30 до 1/500 и режима "В". Снова видно  устаревшее, но надёжное и простое решение. Такой скудный набор, конечно,  ограничивает творческие эксперименты и художественную съёмку, но в  сочетании с управлением диафрагмой позволяет вести съёмку почти в любых  условиях освещённости. В моём экземпляре механизм заедает: на значениях  1/30 и 1/60 вторая шторка затвора не всегда закрывается до конца. Ручка  установки выдержки выполнена несколько более удобной, чем на "Зорком-6":  должно же что-то совершенствоваться со временем!



Способ зарядки плёнки в "Зенит-ЕТ" очень напоминает таковой у  "Зоркого", единственное отличие - кончик плёнки не нужно зацеплять за  подпружиненный лепесток приёмной катушки, а достаточно просунуть его в  щель в оси этой катушки.



Пару раз прощёлкиваю кадры вхолостую, чтобы преодолеть засвеченный  участок плёнки. Взвод затвора очень мягкий, специальным "курком". Кнопка  спуска слегка упирается при нажатии - и затвор срабатывает. Камера  издаёт громкий и какой-то смешной звук, как будто что-то металлическое  брякает внутри консервной банки. Совершенно несолидный звук, резкий  скрежещущий звук "Пентакса" звучит и то презентабельнее, а уж о солидном  "хлопке" "Зоркого" и говорить не приходится. Кнопка спуска выглядит  необычно - как короткая трубка с резьбой внутри, словно какая-то её  деталь отсутствует. На самом деле резьба внутри предназначена для  вкручивающегося тросика.



Дополнительно фотоаппарат оснащён такими приспособлениями, как башмак  для вспышки с центральным контактом и отдельное гнездо для подключения  вспышек с проводным соединением, механический автоспуск, штативное  гнездо (продублированное и на чехле).



Таким образом, фотоаппарат обладает довольно широким набором функций и  возможностей для продвинутых фотолюбителей и фотоэнтузиастов. Да, в  отдельности каждая функция реализована максимально упрощенным, зачастую  устаревшим способом, зато в целом "Зенит-ЕТ" очень удачно реализует  максимальный функционал при сохранении простоты конструкции, надёжности и  минимально возможной стоимости как в производстве, так и для  покупателя. Идеальный вариант для небогатого советского  фотографа-любителя, желающего достичь в фотографии большего, но не  имеющего лишних денег на дорогие профессиональные и полупрофессиональные  аппараты.

Продолжение - в следующем посте.

полевые испытания, сад, парк, #fujicolorc200, город

Previous post Next post
Up