Я хочу объяснить механику политически рисков, поскольку тут возникло
сомнение, что люди покупают российскую нефть дешевле, чем могли бы.
Визит Тещи
Очень коротко и наглядно. Предположим, прилетает в гости любимая теща, в середине рабочего дня встретить ее никакой возможности, и вам нужно заказать ей такси. Есть две фирмы. Одна предлагает Lincoln Town Car за 101 условных единицы, вторая Ford Crown Victoria за 98. "Отлично, - думаете вы, - потрачу на трояк больше, чтоб не было разговору, что не уважил нормальной машиной." Ну, или, наоборот, думаете, - "Ford закажу, а то потом начнется, что я деньги зря трачу." Ну, или совсем наоборот, решаете чисто из практических соображений.
После чего лезете в Интернет, проверить, надежные ли фирмы. И тут оказывается, что одна из них, "Такси Россия" имеет странную репутацию. То у них водители устроят драку. То кто-то пропорет им колеса - или они кому-то пропорят, а те придут мстить, - вы не поняли из их объяснения, ибо они пылали праведным гневом и объясняли, что все остальные таксопарки сплошные русофобы, что это нарочно один из их бывших водителей открыл конкуренцию в соседнем квартале, хотя, сука, обещал, что уходит в летчики - и что-то матом. То хозяин фирмы заберет нужную машину без предупреждения, чтобы повезти любовницу в Атлантик Сити.
Словом, сухой остаток, - есть хороший шанс, что они не приедут. Скажем, один процент. Они, собственно, знают, и говорят, что готовы предложить этот один процент в виде скидки. Чтобы скомпенсировать.
Ну, как? Берете?
Почем Яйца?
И вот тут каждый быстро соображает, что это так себе компенсация. Потому, что потери будут не просто "один раз из ста машина не приехала", а потери будут "теща не встречена". Иначе говоря, когда жена спросит у вас, - "и ты заказал для моей мамы этот говносервис по какой причине?" - и вы сообщите ей, сколько вы сэкономили, то сумма должна быть... словом, чтобы вам не оторвали яйца. Ну, или, чтобы такие деньжищи, что пускай рвут.
Поняв это, вы звоните в "Такси Россия" и говорите им, что или они примут заказ за 80, или вы воспользуетесь другой фирмой. Они говорят, что меньше 85 не согласны, вы сходитесь на 82. Вот теперь вы платите цену, в которую входит риск ваших возможных болезненных потерь.
Когда европейцы покупают российскую нефть, они именно так и прикидывают, - "Есть риск, что мои клиенты останутся зимой без отопления. Хм... Какую сумму я должен сэкономить, чтобы я не так нервно предвкушал возможные последствия?"
Иногда есть возможность контракт застраховать - и тогда скдка за риск будет примерно равна цене такой страховки. Иногда, как в случае с нефтью для отопления домов, никакая страховка не подойдет. Но, в любом случае, риск будет включен в окончательную цену. И не надо объяснять, что российская нефть дешевле просто потому, что она более низкого качества. Это тоже влияет на цену, конечно. Но это не объясняет ВСЮ разницу в цене. Если бы Россия была стопроцентно надежным поставщиком нефти, это не значит, что ее нефть стала бы дороже Саудовской. Но тогда ее нефть однозначно была бы дороже, чем ее же нефть сейчас.
Простая Мысль.
Еще раз, - мысль, которую я пытаюсь донести, очень проста: когда вы имеете дело с ненадежным партнером, он должен предложить вам дополнительную выгоду, в виде компенсации за эту ненадежность. Вы что-то покупаете у человека, который может сорвать поставки - вы предложите ему куда меньшую цену. Вы продаете что-то человеку, который может забыть заплатить, или отказаться от следующей партии, - вы потребуете большую цену. Вы вкладываете деньги в страну, которая может их конфисковать, - вы это сделаете только, если сможете окупить их быстро, что означает, - сможете выжать супер-доходы. Вы даете деньги в долг людям, который иногда долги не возвращают? - та же самая история. Вы потребуете, чтобы они платили больший процент.
Риск неизбежно, однозначно, всегда - будет включен в цену любой сделки. Если она
вообще состоится. Люди с плохим "кредитным рейтингом" всегда платили, платят и будут платить за это. Самыми реальными деньгами. В случае с Россией, - все эти недополученные прибыли, и все лишние расходы, все это, в конечном итоге, распределяется пропорционально на всех.
Интересно только, насколько. Скажем, доходы, которые делают фирмы в России - реально куда выше, чем на Западе. Цены в Москве тоже заметно выше, чем в Нью Йорке - на все. Рестораны, одежда, - все, что хотите.
Ах, если бы какой-нибудь российский экономист, вместо того, чтобы ковыряться в том, можно ли построить социализм в отдельно взятой стране два раза подряд, - изучил бы как раз вот такой весьма важный, прагматический вопрос, - сколько средний россиянин платит за курс своего правительства?
UPDATE
Пожалуйста, пожалуйста, ПОЖАЛУЙСТА, не надо
спрашивать - "но ведь Персидский залив тоже ненадежен?!" Да, ненадежен. И они тоже платят за свою ненадежность. И то, что они платят - никак не означает, что вы платите меньше. Повторю еще раз. Если бы Россия была надежным поставщиком - она бы могла брать более высокую цену, чем берет сейчас.
Если все остальные ненадежны, то Россия стала бы единственно надежной, - и получала бы больше потому, что начала бы предлагать то, что не предлагают другие.
Если все остальные, наоборот, надежные, то Россия стала была бы такой же как все, - перестала бы быть единственной ненадежной, и перестала бы получать меньше потому, что она не предлагала того же, что другие.
Так что, - вне зависимости от того, что делают другие, Россия платит за СВОЙ риск. Все, что можно сказать, это, - "А Саудовская Аравия и Венесуэла тоже платят за свои риски!!" Извините, но у Саудовской Аравии и Венесулы есть своя мама.
По крайней мере, примерно так отвечали мои родители, когда я говорил, - "А почему Вася катается на велосипеде по Садовому, а мне нельзя?!" Мне тогда было 12 лет. А у вас какое извинение?
UPDATE 2: Тем, Кто Не Верит
Публика, мне это безразлично. Не хотите мне верить, что бизнес с Россией имеет огромные политические риски, - не верьте. Если Вы не верите, что политический риск неизбежно учитывается в цене, - тоже пожалуйста, ваш выбор. Я не навязываюсь.
Многие возражают так, как, если бы я внес предложение наказать Россию за ее поведение, и начать взимать с нее специальный налог. "Нет, - говорят, - мы не такие! Это несправедливо! На себя посмотри!"
Публика, я не предлагаю принять новый закон. Я описываю Вам закон, который реально существует. И это не закон, который кто-то принял - это Закон Природы. Есть закон, который говорит, что перегруженный корабль тонет, и есть закон, который говорит, что риск стоит денег.
Можете не верить ни в тот, ни в другой.
О том же: