* * *
Следующая вещь, в обиходе называемая просто "Песня про болото", в ряде отношений стоит особняком, и здесь я немного задержусь. Прежде всего интересно, что она бытует в большом количестве вариаций - и текстовых, и музыкальных - притом бытует по всей стране, как на Севере, так и на Юге. Она может быть маршем и петься хором, а может исполняться лирически, наподобие романса или псалма. Текст, который я привожу здесь, не лучше и не хуже других - разве что чуть более литературизован, чем "усреднённый" вариант данной песни. Остальное скажу ниже.
* * *
Всевышний Господи правый Боже,
Я дерзок, но Ты не будь ко мне строг;
Пошли мне удачи - как можно больше,
И в меру - любви, и славы чуток:
Хоть раз птицу-диву стиснуть в руках -
Без этого мне никак! -
Ведь дни просвистывают с налёту,
Рождается и умирает свет,
А под сапогами - болото, болото,
А над головами - нет неба, нет.
Прошу, о Боже, Тебя о счастье,
Как никогда ещё не просил:
Ещё хоть на марш, ещё хоть на час Ты,
Ещё хоть на вздох одолжи мне сил -
Без силы Твоей жизни просто нет -
Ни даже такой, как бред! -
Ведь свет убывает краюшкой хлеба,
Всё лес да гать на сто лет вперёд,
А над головой нет неба, нет неба,
А под пятой - мхи болот, болот.
Ты благ, и жить никого не неволишь,
Ты щедр, а я ни на что не гож;
Пошли Ты, о Господи, мне всего лишь
Пулю - или хотя бы нож:
Без этого - вроде такой пустяк! -
Я не умру никак!
Ведь боль уже превращается в нé-боль,
Зубчатка лесов мельтешит как смерть,
А то что сверху - не небо, не небо,
И то что снизу - не твердь, не твердь.
Вопрос не в том, чтобы выйти из круга,
А в том, кто с тобой вмещается в круг -
Поэтому, Боже, пошли мне друга,
А даже лучше - приди, как друг:
Без друга смерть - не смерть, согласись,
Поскольку и жизнь - не жизнь! -
Ведь с мира осыпалась позолота,
И новых бирюлек просить нелепо;
А над головами - болото, болото,
А под сапогами - нет неба, нет неба.
* * *
По существу дела, "Песня про болото" содержит двойное обращение: прямое, открытое обращение к Отцу, Господу Небес и Земли - и скрытое, почти не вербализованное обращение к Матери, Алестре. Подспудный упрёк - Мать Болото присутствует в песне лишь в качестве изнурительного рефрена, фона, "заставки" жизненной драмы; почему в страданиях своих детей Она - лишь тоскливый рефрен и фон, почему безмолвствует, видя их невзгоды?! - таков невысказанный прямо посыл песни. Здесь имеется даже момент угрозы: "Кончится тем, что мы вообще забудем, ктό ты, забудем, что ты - наша Мать!" Упрёк по отношению к Отцу облечён в форму мольбы и даже требования - пусть придёт и разделит жизнь своих детей как друг! - и это дерзновение заставляет вспомнить о событиях глубокой древности, о так называемом "движении солнечников". Пафос означенного движения состоял в том, что измученные житейскими нестроениями и лицемерием общества люди упрекали Отцов - наших общих Старших, уже какое-то время назад покинувших ойкумену - в равнодушии, в нежелании помочь, и даже более того - в том, что Отцы рождают и разводят детей себе на поживу, чтоб стричь и резать их как скот. Пламенные обвинения, с которыми солнечники обращались к небесам, во многом были провокационны - "докажите, что вы не таковы!" - и порою действительно приносили успех. Бывало, что таким причудливым образом удавалось дозваться если не до самих Старших, то до кого-то из их эисских наследников, носителей силы своих предков - которые, как правило, не могли оценить тяжести обвинений, однако понимали, что младшим родственникам что-то очень сильно от них надо, и в меру своего разумения их одаряли. Конечно же, тот упрёк Отцу, которым наполнена "Песня про болото", носит совершенно иной характер, чем пафос солнечников - это дерзновение доверия, а не дерзновение недоверия; ну так ведь и времена же совсем другие! - Боговоплощение уже состоялось, Создатель Всех уже сходил на землю как общий брат и друг во плоти - отчего же не призвать Его сойти в личное сердце каждого призывающего?..
Здесь мы переходим к другой важной теме, также связанной с темой обращения к эисским предкам - теме сада, теме прорастания жизни сквозь смерть. Вот одна из наиболее значимых для Арийского Запада духовных песен - "Псалом о цветущем саде".
* * *
Псалом о цветущем саде
Из рук, которые держат приклад,
Где вдоль ствола - разлом,
Вставай, мой зарезанный в драке брат
Кривым шиповатым ростком.
И девчонка, которую я не сберёг,
Проткни плечо и ладонь
Грушей, с которой никто не сберёт
Даже самых зелёных плодов.
Расти из горла тёмной листвой
В плетях хмеля и ежевик
Враг, который мне отдал свой
Шанс остаться в живых.
Вырасти выше высоких чащ,
По которым я вышел к своим, как вор,
Мой командир, чей серый плащ
Заклинил пулемётный затвор.
Я верю всем Твоим чудесам -
Господь, Своей милостью осени
Мой чудесный сад, мой цветущий сад,
Где осени нет и нет весны.
* * *
Вспомним о служении Атлантики и о гигантских ЭИС нашей древности: они возрождали умерших, давая им свою плоть, взращивая их в садах своих душ и тел. Прорастание одной души сквозь другую есть прорастание жизни сквозь смерть - притом сквозь смерть проходит не только возрождающееся, но и возрождающее, материнское существо. Ведь материнское существо непременно должно "отхлынуть", локально и временно "умереть" - чтобы дать место и свободу дыхания существу возрождающемуся, чтобы оно могло прорасти в мир самим собой, а не безвольным продолжением своего родителя. "Псалом о цветущем саде" говорит о том, что мы храним и взращиваем в себе всех нами утраченных - и что даже если мы не способны дать им полноту телесной жизни, то делимся с ними пространством своей души, а уж полнотой бытия насытит рано или поздно всех нас вместе Тот, в Чьей Руке все сады и все жизни мира.
И вот здесь мы напрямую подходим к теме Вечной Весны.
*************************
Апдейт-2019:
Внимание!
размышления о том, что означает тема Цветущего Сада лично для нас - в посте
Наш Цветущий Сад, наша осень и наша весна К оглавлению написанной части "Черты Мира"