Про Вольдемор уже в ста тыщах мест говорилось, но соберём целевым образом ещё раз.
Материалы отчасти взяты из доклада Юга, одного из координаторов Вольдемор, отчасти по другим обсуждениям - набрано кусками, поэтому имеются повторения.
Минимальная инфа
Вольдемор - система станций помощи, на заре человечества Земли Алестры созданная Старшими, чтобы всех нуждающихся лечить и помогать возвращаться домой. Увы, в последние века Вольдемор была довольно страшным местом, откуда трудно было выйти живым - многих попросту "переводили на запчасти".
Что представляла собой Вольдемор
Это была цепочка станций по земле, обходящая весь Северный материк, если очень грубо очертить, по кругу. Точнее, это в своё время выглядело (в планетарном масштабе), как застёгнутое ожерелье из бусин-станций, более и менее крупных, где в одну нить, где в двойную, где они перепутываются. Форма немного менялась, количество станций, порядок их соединения между собой. Постепенно нить распалась, но долго были фрагменты, да и отдельные станции могли долго существовать.
Каждая станция выглядела примерно как больничный комплекс - где одинокое здание, где несколько, где целое хозяйство окружённое стеной. С некоторого времени они хорошо маскировались. Иногда в лесу, иногда - в городе. Расстояния между станциями были разные, довольно большие, связь поддерживалась ментальная, и параллельно ей сообразная эпохе - от скороходов до телефона.
Некоторые структуры ойкумены поддерживали отношения со станциями, некоторые этносы имели особые возможности / права в отношении Вольдемор. Но в целом, чем дальше, тем хуже:(
Персонал (обычно тех кто работал на станциях называли без разбора "мурашами") был в целом человекообразный, изначально полифилетичный, были очень экзотические этносы морского происхождения, были дети Алестры, были мелкие антропоиды вроде муринов (меньше человеческого роста). По мере разрушения станций некоторые уходили и становились вольными племенами, иногда воссоединялись с сородичами, из которых в своё время пришли работать на Вольдемор.
Подразумевалось, что обеспечение Вольдемор полностью автономно - питание добывается одновременно с изготовлением лекарств (и то и другое - фракции переработки мёртвых тел).
О проекте "Вольдемор"
Организаторы проекта - Сибила Питательница, её дитя и ближайший помощник Ляба, другие родные и друзья. Артигемоны также принимали участие, Алестра дала своих детей; Гарденокт был первым метрономом Вольдемор (метроном - тот, кто способен синхронизировать процессы). Успешность проекта - весьма спорная. Запустить Вольдемор удалось, задачу она сперва выполняла; но с самого начала было заплачено дорогой ценой - служащие Вольдемор оказались отторгнуты от человеческой жизни. Лишённые понятий о материнстве и сыновстве - они лишились и личной жизни, остались в большой степени "живыми автоматами".
О концепции Вольдемор
Первоначальная концепция Вольдемор - это концепция возвращения, реабилитации (как теперь бы сказали). В этом смысле она составляет, так сказать, антифон - естественное и очень важное дополнение - к шаманскому служению на Чёрной.
О шаманском служении на Чёрной:
Образ Реки и тема возвращения домой Предполагалось, что одни, то есть шаманы, имеющие особую харизму, должны строить новые пути - отымать людей от их народов, изменять существующие формы и так далее; а другие - и это то что касается Вольдемор - действуют иначе: в задачу Вольдемор входило возвращать заблудившихся, отторгнутых от их мест; возвращать целостность и здоровье; производить всяческое воссоединение. Что здесь важно: с самого начала предполагалась некоторая приземлённость, что ли; служение практическим нуждам.
Говоря современным языком, имеющие особую харизму должны заботиться о духе, а Вольдемор должна заботиться о теле, облегчать трудную жизнь, давать покой, утешение - не предъявляя ни к кому особых моральных требований, не принуждая никого ни к каким высотам. Каждому, кто приходит с жалобой на самочувствие, раны, усталость или что он хочет домой, к своим - обеспечить помощь, лечение и доставку домой. Не пытаясь выяснить и устранить первопричины, почему он поломан и заброшен вдаль. На ранних этапах так и делалось, буквально для всех, на поздних - могло повезти, что не убьют, а и правда вылечат и подкинут домой.
О названии Вольдемор
Название "Вольдемор" следует изначально понимать как "путь к прежнему" или "путь прежних". Отсюда следует и такая общеизвестная расшифровка как "Путь мертвецов" - и такая не устоявшаяся, но исторически существовавшая одно время расшифровка как "Полёт любви" или "Любовный лёт": подразумевается полёт птиц, бабочек и т.п. навстречу объекту любви, к родному гнезду и пр. - т.е. движение существа всеми силами туда, где его любят и ждут - в том числе и в смысле "движение к родному очагу".
Термин "Река", "Река Крови", "Чёрная Река" (чёрный может быть = красный, цвет крови может восприниматься как чёрный) - возник как эпитет, предположительно из одного из вариантов перевода - "Путь предков" = "Путь крови" = "Кровеносный путь". Изначально под кровью подразумевается субстанция, дающая жизнь и напоминающая о смысле.
Следует сравнить с наименованиями Чёрной Реки - Чёрная Река, географическая основа атлантического шаманского служения, носила наименования "Исток Света", "Воды Огня", "Река Тьмы", в предельном варианте - "Светоносная" и "Чёрная".
Полагаем, что и в смысле названий это - антитеза: "Река"-Вольдемор является антифоном к Чёрной Реке шаманского служения.
Примечание:
Не следует путать Вольдемор не только с Чёрной Рекой, но и с Чёрной Дорогой. Чёрная Дорога - это вымощенная обсидианом дорога с восточной стороны Хребта, нечто вроде пограничной полосы, отделяющей Восточные земли от Западных, как бы "дополнительная" по сравнению с Хребтом граница. Чёрная Дорога как граница была так названа, чтобы запутать того кто не в теме, заставить забыть про Вольдемор, побудить думать, что когда говорят о Чёрной Дороге / Пути Крови (одно можно перевести как другое), то речь именно о пограничной дороге, а не о чём-то большем и странном.
(Ещё любопытное филологическое касаемо названий Вольдемор, Чёрной Реки и Чёрной Дороги - в комментах вот здесь:
https://sheol-superkomp.livejournal.com/1879.html?thread=38487#t38487)
О самовосприятии. Что такое кауза
На Вольдемор трудилось множество существ, для которых не было ничего важнее каузы. Кауза - это то, для чего ты создан, под что ты заточен, в чём ты реализуешь себя таким, каким задуман - и обретаешь силу, лёгкость, знание и наслаждение процессом. Генеральный смысл процесса лежит вне тебя, твой смысл - пребывать в каузе, вложить себя в исполнение того, что она подсказывает тебе. Кауза Великого Кольца Спасения была изначально задумана такая: принимать всех приходящих и проходящих мимо и давать помощь от боли, ран и тоски. Сперва на Вольдемор лечили и помогали добраться в родные края, лишь изредка усыпляя и разбирая на органы самых безнадёжных, а потом постепенно стали, наоборот, по большей части убивать и отправлять в мир иной. Ибо, строго говоря, это тоже способ избавлять от боли, ран и тоски, и он имеет свои преимущества. Во всяком случае, его результат не препятствует работнику Вольдемор пребывать в каузе, поскольку кауза для каждого служителя Реки Смерти - сам процесс.
Служившие на Вольдемор в конце её существования считали, что Река - главная часть мира, которая распределяет всех и вся по местам: кого лечит, кого забирает для питания прочих. И что только Вольдемор может решать, кому жить, кому умирать. Боль была составной частью каузы Вольдемор: раз Дорога Крови создана, чтобы уменьшить боль среди живых существ, значит, боль необходима для существования Дороги.
Вольдемор плавно переехала из одного дефолта в другой: из "клиенту лучше жить, пусть даже отчасти страдать" в "клиенту лучше нисколько не страдать, пусть даже и вовсе не жить". Самое плохое - как не было принято учитывать мнение клиента как основное, так за всю историю Вольдемор и не научились:) Но зато научились извлекать весомый профит из каждой смерти, так что формула в итоге выглядела так: "клиент не страдает, а нам выгода - всем хорошо!!")))
"Вольдемор: Инструкция калечить" (минутка чёрного юмора:))
Напомним, что изначально Вольдемор должна была возвращать нуждающихся в родные места, к родным по плоти. Шутка про "ад патрес" ("к праотцам") применительно к Вольдемор - это про то, что в последние века любая из её станций была страшненьким местом, откуда почти никто не выходил живым: его переводили "на запчасти". Сбой программы, так сказать))) Вместо "инструкция как лечить" коллективный разум Вольдемор прочёл "инструкция калечить"...
Шеол и Вольдемор
Немало интересного про Вольдемор (а также про Вензелей, Бениту, Шеола и Доктора Равиля) имеется в посте Шеола:
Откровенный рассказ несостоявшегося ужаса земли А также в посте Шеола, развивающем ту же тему - личность и кауза, служение и рождение:
Момент становления личности Ещё важное - о выведении мурашей с Вольдемор:
По древнему закону, конкретного мураша можно было вывести с Вольдемор "за руку".
"...роевое существо может быть "выдернуто" из такого состояния обращением к нему _извне_ роя - например, когда некто, не принадлежащий Вольдемор, призывает конкретного из "мурашей" вместе с собой уйти с Реки. Призываемый может ответить "да!" - и это даст толчок к его пробуждению как отдельно осознающего себя, не как части Вольдемор, а как личности; надо сказать, что и ответ "нет!", если он реально будет ответом на призыв, а не просто отказом сепарироваться от общего течения жизни роя - точно так же даст толчок к личному развитию.
(По рассказу
"Момент становления личности" видно, что становление личности Шеола можно одновременно уподобить и рождению ребёнка из прибора, и выведению мураша из роя.)"
(отсюда) Ошибка создателей Вольдемор. Принципиальные ошибки Старших
Работники ВдМ ("мураши") были в престранном состоянии сознания - у них отсутствовало представление о личной жизни, было только представление о служении и "каузе" - первопричине, равной смыслу жизни. Вольдемор была их "каузой", и они видели мир некоей "служебной пристройкой" к Вольдемор. Поэтому не удивительно, что по мере общего ухудшения положения они стали всё меньше церемониться со "служебной частью" ради достойного, по их понятиям, существования ВдМ.
Такое кривое положение было фактически вбито с самого начала - Сибила Великая сильно просчиталась, создав ВдМ на манер гигантского растения: подразумевалось, что служащие на ней полностью автономны от прочего мира, добывая себе питание одновременно с изготовлением лекарств (и то и другое - фракции переработки мёртвых тел, то есть ВдМ и правда питается как растение). Ну и сознание "мурашей" предполагалось типа как если это некие части растения - пусть разумного, но всё-таки растения и всё-таки части...
Про Сибилу Великую было в посте про Вензелей:
"...не считая, конечно, Сибилы Великой, Сибилы Питательницы, которая жаждала сделаться питательницей-воспитательницей и для Вензелей, однако получалось фиговато, ибо Тартаровичи-Агатовичи были существами из совсем иного теста. Как известно, "тётя Сибила порядок любила" - ну а юные Вензеля не очень:) В них вообще бушевало-играло наследие Бражников, так что старания тётушки Сибилы и Ко напоминали попытку добиться высокой и устойчивой всхожести цыплят..."
(
отсюда)
Из обсуждений в 2016:
Сравнивали, как разные дети ЗА и дети Зз развиваются при наличии нагрузки - какой-то дополнительной функции, дела, которое пристало бы взрослому существу.
Дети Зз при этом калечатся, вырастают с сильными багами развития, с дефектами, с травмами личности (парентификация и пр.) Могут и вовсе не выжить, если нагрузка превышает какой-то предел.
Самтелы ЗА (как минимум, часть) могут успешно выполнять сложные, ответственные, трудоёмкие функции, не соответствующие их возрасту: например, младенец Венечка (из гнезда потомков Астраградской кладки), который прислуживал сёстрам, те же мураши Вольдемор... Однако при этом развитие личности скорее всего остановится /деформируется и физическое развитие тоже может тормознуть (живущие в пещерах мурины и похожие на них ларки). Но есть надежда, что при снятии нагрузки развитие возобновится, особенно если будут поддерживающие условия жизни.
Ошибка Сибилы и Ко в отношении ВдМ состояла в недооценке разницы между эисскими и самтельскими детьми - надо полагать, Сибиле и Ко представлялось, что если вся Река уже так хорошо устроена и нужно только выполнять работу (да ещё и с песней, вовлекающей в транс так наз. "весёлой работы", от которой не оторваться) - то всё это не помешает личному развитию чад ВдМ. Но если иметь в виду, что самтельская сущность - это "здесь-и-сейчас", то понятно, что самтел, не прокачанный или мало прокачанный как эис, чуть что концентрируется на той работе, которую выполняет - вгружается в неё целиком и не может вылезти, его собственные проги его только втягивают внутрь, вытянуть наружу себя ему нечем - это могут сделать только пришедшие извне (закон о том что можно вывести мураша за руку - явно чтобы решить эту проблему хотя бы отчасти).
Младенцы-эис ЗА могут относительно спокойно выполнять большую и сложную работу прогами (семейными и собственными, не всегда можно провести границу), и это их личностному развитию не препятствует. Суперсистема пашет, а внутри неё развивается юная эис (одна или много) и параллельно участвует в этой деятельности. Так, дети Шеола Плюш и Аст, а также Филиста (дитя Белларвы) сразу приняли участие в креативе и общественной жизни, при этом у них хватает ресурса на эксперименты, знакомства, рост.
Однако при этом сами глобы (у которых принято, чтобы с рождения младшие члены семьи участвовали в цеховой деятельности как инструменты, оконечники или хранилища памяти старших) указывают, что безудержное использование младших в интересах старших может тормозить развитие первых, не давать им становиться полноценными личностями и даже угнетать здоровье.
Помимо всего, само по себе отбытие Старших могло послужить травмирующим фактором для развития, особенно тех кто был с ними связан наиболее тесно - несмотря на то что Старшие хотели освободить детям место от самих себя, чтоб не подавлять детей своей огромностью - отбытие их могло быть травматичным, тк они давали поддержку-пространство-надёжность/ безопасность, и хотя они оставались на связи через сети - сети становились всё слабее, эис и то не всегда ловили связь, а уж самтелы и вовсе постепенно её теряли - и вынуждены были опираться на сети роя /социума/культа и пр.
Если иметь в виду тему "развитие происходит из точки покоя" (по Петрановской) - можно предположить, что Старшие отбыли слишком рано, и у самтельных этносов образовался дефицит энергии дерзновения (истощение сетей / ощущение нехватки Старших - вследствие чего нехватка энергии дерзновения, к-рая превращает "не лезь" (временный запрет) в "нельзя" (непреложный закон)). Тут опять может играть роль разница между самтелами и эис - для эисского ребёнка отдаление от матери-праматери может быть не таким критичным, ведь даже в случае истощения сетей эисское дитя будет ощущать родителей куда на большем отдалении чем самтельчик, так что Старшие по имеющемуся опыту могли думать, что оставленные дети-самтелы тоже не ощутят их отсутствия.
Ещё момент. В ЗЗ-шном эксперименте больше энергии дерзновения (а значит больше перспектив развития) показали дети, которые в незнакомом месте играли в присутствии мамы, при этом отдельно играла мама, отдельно они сами - чем те, с кем (в тех же условиях) мама играла вместе, руководя игрой. В этом плане насчёт ЗА возникает мысль, что в лучшем положении оказались те этносы, кто в своё время не в основательном сослужении Старшим был задействован, а как бы "походя" зацеплен общей со Старшими деятельностью (грустный пример, помимо Вольдемор -
история Высоких Грифонов)
**********************
Напомним также, что существуют вот такие обобщающие тексты:
Наикратчайший абрис исторического развития цивилизации ЗА Введение в проблематику жизни ойкумены ЗА