Предыдущая часть - "Определяем цели для жизни и бизнеса". Надо ли стремиться к идеальному качеству?
С одной стороны, качество - важнейшая характеристика товара или услуги. Нужно от и до знать технологический процесс, чтобы бусы не рассыпались, шарфы не расползались по волокнам, а клиенты не уходили с синяками на теле или душе. Понятно, что клиент, недовольный качеством того, что вы ему предлагаете, ни сам к вам не вернется, ни знакомым не посоветует.
Опираться на личное впечатление и здравый смысл - мало. Качество во многом вещь субъективная, ваши личные требования могут отличаться от требований ваших клиентов как в сторону большего пофигизма, так и в сторону большего перфекционизма. А ваша цель - делать такие вещи или предоставлять такие услуги, которые удовлетворят потребности ваших клиентов, а не такие, которые соответствуют вашим представлениям о качестве. Исследуйте качество того, что делают другие, работающие в вашей области, и опрашивайте знакомых, особенно обращая внимание на мнение тех из них, которые похожи на ваших клиентов, имеют тот же пол, возраст, социальное положение, уровень доходов и т.д.
Узнать общие требования к качеству изделий или услуг можно в интернете, скачав соответствующие ГОСТы, ТУ и СанПиНы. Для товаров это обычно требования функциональной пригодности (то есть, если вы делаете сумку, она должна быть достаточно крепкой, чтобы в ней что-либо носить), надежности (чтобы ручки не обрывались и молния не ломалась),
эргономичности или удобства использования, эстетичности, экономичности и безопасности.
Но у высокого качества есть и другая сторона. Для того, чтобы его обеспечить, вам необходимо выбирать материалы, поставщиков, оборудование, проходить соответствующее обучение, возможно, сертификацию, быть в курсе всех новостей на вашем рынке. Естественно, более качественные и более дорогие материалы повышают стоимость вашего изделия или услуги, и иногда слишком сильно. Увеличиваются также затраты вашего времени. А вот согласится ли клиент платить настолько больше за такое качество - это еще вопрос.
Экономия немаловажна, когда вы превращаете хобби в источник дохода. Особенно, если у вас нет той «подушки безопасности», соцпакета, который обеспечивает работа в компании, а значит ваш отпуск и вашу медицинскую страховку «оплачиваете» вы сами. Это те неявные расходы, которые чаще всего забывают при расчете себестоимости. А ведь еще надо включить и участие в выставках, профессиональных конференциях, обучение, расходы на продвижение... - и я надеюсь, даже этот скромный перечень убедил вас, что экономия и бережливость в данном случае не пустые слова.
Поэтому когда вы делаете выбор, что изготавливать/предлагать, подумайте о функции, о роли каждой детали, процедуры или инструмента в конечном продукте, есть ли в них необходимость и, если да, не можете ли вы найти более дешевую замену без потери качества. Скажем, для изготовления войлока вовсе не обязательно использовать дорогое немецкое масло для валяния или марсельское мыло, вполне можно обойтись и обычным.
Не забудьте и о «контролируемом износе». Во многих случаях вам совершенно ни к чему делать вещь, качество которой гарантирует 25 лет ее безупречной службы. Мода меняется быстрее, людям хочется чего-то нового, 25 лет они не будут ею пользоваться. Не говоря уж о том, что если вы на 100% удовлетворите данную потребность клиентов на ближайшие 25 лет, вам придется сворачивать бизнес - никто ничего не будет у вас покупать. ;)
Немаловажную роль играет и то, к какой ценовой категории вы относите ваш товар или услугу. Если вы позиционируете их как «эконом-класс», у вас больше возможностей сэкономить на качестве, чем если вы предлагаете нечто «эксклюзивное».
Если вы рекламируете свои услуги или продаете свои товары через интернет - не забудьте о качестве фотографий, которые вы выкладываете. Пусть ваш портрет будет не просто красивым, а профессионально сделанным и отражать тот образ, который вы хотите создать у потенциального клиента. Если у вас нет возможности записаться на курсы, почитайте статьи о том, как правильно фотографировать. Есть принципы композиции, соблюдая которые, можно сделать приличную фотографию. Смотрите любые каталоги, журналы и рекламу, где фотографируют вещи вроде ваших - перенимайте опыт. Собирайте вырезки, не бойтесь перенимать идеи - все равно ваши вещи другие и получатся по-своему.
То же относится и к текстам - почитайте в интернете, как писать рекламные объявления и тексты. Если есть возможность дать текст на проверку профессиональному редактору - обязательно сделайте это. Если нет - попросите друзей вычитать. Глаз "замыливается", и в своем тексте можешь пропустить даже элементарные ошибки.
РЕЗЮМЕ: Для принятия решений относительно уровня качества вашего предложения, в числе прочего, необходимо учитывать его место на рынке, ценовую категорию и требования ваших клиентов.
• Каковы требования к качеству товаров или услуг на том рынке, на котором вы работаете? Насколько они различаются при переходе из одной ценовой категории в другую?
• К какой ценовой категории относится ваше предложение? Каковы требования клиентов к качеству товаров/услуг, аналогичным по уровню тем, что вы предлагаете? Каких характеристик они от него ждут? Соответствует ли ваше предложение этим требованиям или оно превосходит их/не дотягивает до них? Сравните также качество обслуживания, удобство приобретения/оплаты/доставки, удобство помещения, если для вашей деятельности это важно, а также наличие сопутствующих товаров/услуг и даже упаковку!
• На чем вы можете сэкономить без ущерба для требуемого качества? Рассмотрите детально не только конечный продукт, но и технологический процесс, включая возможную экономию времени или усилий на закупках материалов или собственно изготовлении товара. Закупки оптом, закупки заранее, поиск скидок - все это полезно. Время от времени проводите проверку, нет ли на рынке поставщиков или арендодателей с более дешевыми, но столь же качественными предложениями, которыми вы можете воспользоваться.
• Есть ли у вас качественные фотографии вас и/или ваших вещей? Если нет, как вам удобнее их сделать? Умеете ли вы пользоваться Фотошопом для редактирования фотографий? Планируете ли научиться? Когда? :) Насколько хороши ваши рекламные тексты? Давали ли вы их вычитать?
Продолжение - "Какие "грабли" могут подстерегать вас при работе над вашим предложением?"