![](http://pics.livejournal.com/arcobaleno_ru/pic/00051wew)
Я уже писала об
«Эксперименте российского масштаба» по использованию социальных сетей для продвижения российских компаний. Этот эксперимент проводится журналом «Деньги» и, к сожалению, большинство компаний оказались вовсе не столь успешны, и многие прекратили принимать в нем участие.
Артур Вельф хорошо об этом написал, можно почитать по ссылкам и блоги самих компаний, тут повторяться я не буду.
Почему же так много компаний оказались неуспешны? Причем, от совсем маленьких, состоящих из одного независимого специалиста, до крупных производств. Потому что они плохо представляли себе, что такое социальные сети.
И не ответили себе на ряд вопросов, необходимых для успешного продвижения в социальных сетях.
* Чего вы пытаетесь достичь? Больше ссылок, прямых продаж, вовлеченности покупателя, узнаваемости бренда, собственной популярности/известности? А главное - для чего вы это делаете? Что вы сделаете с этим далее, как это преобразуется в конечном итоге в вашу прибыль? Четкое понимание цели - первый шаг в разработке стратегии поведения в социальных сетях.
* Почему через социальные сети? Потому что там находится ваша целевая аудитория? Или вы ходите создать образ бренда, который находится на передней линии современных технологий? Или вы просто это умеете, поэтому вам легче работать в социальных сетях, чем где-либо еще? Или у вас нет денег, но есть время, чтобы потратить его на продвижение в социальных медиа? Социальные сети - не поле чудес. Да и поле чудес известно, где находилось. Спросите себя: действительно ли затраты на социальные сети дадут вам лучший результат, чем традиционные способы продвижения?
* Какие именно социальные сети позволят вам достичь вашей цели наиболее эффективно? ЖЖ, Ли.ру, Facebook, Вконтакте, Твиттер, Flikr, YouTube, форумы? Каким именно образом вы собираетесь взаимодействовать с аудиторией? Будут ли это записи, приглашения, собственные сообщества, конкурсы, записи в других сообществах, страницы вашего бренда или покупка рекламного пространства?
* Готовы ли вы к тому, чтобы отказаться от контроля за вашим брендом? Как только вы выходите в социальные сети, вам придется быть социальными. То есть - общаться. Общение будет двусторонним. Вы готовы услышать не только положительные, но и отрицательные отзывы на то, что вы делаете?
* Как вы будете привлекать людей к участию? Нет ничего более неловкого, чем потратить массу времени (а иногда и денег!) на конкурс или ролик в YouTube, чтобы через месяц увидеть только двух участников или десяток просмотров.
* Кто, как и когда будет поддерживать общение? Социальные сети - это работа. Это чертовски много работы, если хотите. Есть ли у вас необходимые навыки и время? Если у вас целая компания, то кто ответственный за социальные сети? Достаточно ли у этого человека времени? Платят ли ему за это дополнительно? (Я знаю одно крупное издательство, которое вдруг захотело, чтобы сотрудники вели профессиональный блог в свободное от основной работы время. Как вы понимаете, ничего с блогом не вышло.)
* Достаточно у вас времени и ресурсов, чтобы поддерживать ваше присутствие в сети долгое время, или это будет краткосрочный проект? В феврале 2011 г. проходила iCOMference, посвященная соцсетям и интернет-СМИ. Там неоднократно говорили, что выходя в социальные сети, компания фактически становится средством массовой информации. И ей нужно все то же самое, что и СМИ - контент-планирование, журналисты, видео- и аудиоредакторы, модераторы и т.д. Есть ли у вас сотрудники, готовые выполнять эти роли? Или вы будете делать это сами?
Если вы решили сделать краткосрочный проект - лучше запланировать это сразу и объявить пользователям. Иначе они будут ожидать вашего присутствия в сети постоянно и разочаруются. А разочаровывать клиентов, в том числе, потенциальных, как мы все знаем, чревато.
* Как вы измерите ваши достижения? Как узнаете, что достигли успеха? Будете ли вы отслеживать посещения, комментарии, ссылки, подписчиков или прямые продажи? Как именно?
* От чего вы откажетесь, если будете тратить ресурсы на социальные медиа? Вероятнее всего, ваши ресурсы ограничены (это касается и денег, и времени, и сил). Если вы возьметесь за блог, Твиттер или любые другие нетрадиционные формы маркетинга, за счет чего вы будете это делать? Чего вы будете делать меньше или перестанете совсем? Вы уверены, что не меняете в данном случае шило на мыло? Не прогадали?
Ответив на все эти вопросы, вы поймете общую картину и сможете принять решение, а точно ли вам нужно идти в социальные сети, или лучше не поддаваться всеобщему ажиотажу.
Также на эту тему:
Не делайте этого: 5 типичных ошибок продвижения в социальных сетях.
А нужны ли вашему бизнесу сайты, блоги и социальные сети?
"Есть ли у вас план, мистер Фикс?" - стратегия против интуиции
United разбивает гитары и делает рекламу: самый неожиданный маркетинговый урок