Пахомий Великий (292 - 346, 348) - египетский монах, выходец из Фив. Основатель киновитного монашества.
Киноовия, или Ценобий (от дрв. греч. κοινό-βιος - совместная жизнь, общежитие) - христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава.
Общежитейская реформа Сергия
Сергий принял в общину 12 человек и попросил их построить себе кельи. Позже община начала увеличиваться. Какие порядки были в общине? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Сергий поначалу разрешал иметь братии личную собственность и этот тип устройства монастыря назывался особножитие. Но пройдёт немного времени, как Сергий установит общежитейский устав (первый русский монастырь общежитейского устава был создан Феодосием Печерским) смысл которого заключался в следующем: еду, одежду, обувь и прочее - получают от монастыря. Труд монахов общежития безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю. Все монахи общежития (вплоть до настоятеля) не имеют права собственности и личного имущества, а, следовательно, прав дарения, наследования и так далее. Какова была причина такого изменения устройства? Прежде всего, Борис Зайцев так описывал причину: «С ростом монастыря и братии это становилось неудобным (особножитие). Возникала разность в положении монахов, зависть, нежелательный дух вообще» - с одной стороны, а с другой «Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет». Сергия считают реформатором, и это действительно так, ведь общежитейский устав впервые за долгое время вводится именно Сергием в церкви св. Троицы, а уже потом в основанные им и его учениками монастыри. В осуществлении реформы ему помогал митрополит Алексий. Предполагается, что именно он, будучи в Константинополе (1353-54), попросил патриарха Кир Филофея написать грамоту Сергию, в которой говорилось: «Но едина главизна (правило) ещё не достаточествует ти: яко не общее житие стяжаете», - и «Потому же и аз совет благ вам даю…, яко да составите общие житие». Данную грамоту передали Сергию греки, прибывшие из Константинополя с митрополитом Алексием. Теперь у Сергия был авторитет патриарха для осуществления реформы. Выше уже говорилось, что часть монахов монастыря св. Троицы были против новых порядков, о чем свидетельствует грамота патриарха Каллиста I, датированная 1360 годом. Грамота не упоминает имя Сергия, однако она адресована русскому игумену. Сергий к этому моменту уже, получил данный сан. В ней говорится о «увещевании братии о повиновению к игумену». Никому кроме Сергия такая грамота не могла быть адресована. Монахам ничего не оставалась, кроме как смириться с новым (возвращённым) порядком, либо покинуть общину.