завершение, вторая часть здесь ->
https://argir.livejournal.com/190068.htmlЧто не понравилось. В принципе, мелочь, но она иногда напрягает - любовь ГМа создавать герою препятствия на ровном месте чисто для оживляжа ситуации и не слишком их обосновывать сюжетно. Вроде того что героя отправляют в какое-то место куда доступ по ключу, дают ключ, он приезжает, а ключ не подходит. И это не обосновывается как-то сюжетно, это не подстава, не ловушка, даже не разгильдяйство тех, кто ему ключ давал - просто, ну не подходит, найди теперь другой способ проникнуть в здание. Нашёл? Всё, молодец, играем дальше, эта ситуация впоследствии никак не "играет" и ни во что не выливается. Да я люблю и приветствую любой движ на игре, я не люблю ситуации которые возникают не пойми откуда и также потом растворяются вникуда.
Второй момент. В социалке (которой в игре большинство) автор стабильно предлагает персонажу на выбор реплики, состоящие из одних крайностей, порой за гранью адекватного в моём понимании. Например, самое начало игры, персонаж только добрался до Элизиума, он бомж, без денег, машины, одетый в грязные лохмотья. Князь, однако, предлагает ему работу, мол съезди для меня в пару мест, доставь кое-что, поднимешь денег и репутацию. Варианты ответа (не дословно, но близко по смыслу):
1. А чоа, твои карманные хуесосы не могут сами-то работу выполнить?
2. Я не понял, а зачем вообще выполнять эту работу? Вот я бы на твоём месте вообще иначе поступил!
3. Да, о великий Князь, для меня счастье служить вам и принести пользу великой Камарилье!
4. Ни слова больше! Уже бегу впереди собственного визга!
Блдь, да персонаж вроде давно уже не мальчик, как-то он выживал в вампирском сообществе не один год, не два и даже не десять, причём не имея за спиной сильного Сира, который бы его прикрывал и занимаясь опасным ремеслом. А автор ему предлагает реплики или отбитого дурака, который базар вообще фильтровать неспособен, или раболепного пресмыкающегося холуя, только и ищущего повод кому зад поцеловать.
Нет, в художественном произведении нормально что-то обострить, что-то подчеркнуть, показать, что чёрное - это ЧЁРНОЕ, а белое - это ПИЗДЕЦ БЕЛОЕ!, ну, нормальный приём. Но не когда он превращает персонажа в какую-то охуевшую обезьяну.
Третий момент, хотя вот это не недостаток, а то, что можно было сделать, но что не было сделано - последняя, по идее самая напряжённая часть игры, никак практически не зависит от того, что было сделано героем на протяжении всей игры. Да, зависит какие у него сложились отношения с Камарильей и с Джулианом (это гомоанарх, который мутит мутки и постоянно пытается подбивать главного героя на разные блудняки), к кому он сам решает примкнуть, если отношения у него одинаково высокие с обоими и разве что фоном мелькает один или два НПК, которых до этого можно было спасти, а можно было не спасать.
Я понимаю, что это гемморой для автора учитывать разные варианты завершения игровых "миссий" в финале, но, чёрт возьми, он заморочился на куда более мелкие вещи, вроде скрупулёзного учитывания во что герой одет и это мелькает в разных эпизодиках, а концовки миссий можно было учитывать хотя бы в простом формате - кому помог, кому нет, какие ситуации разрулил. Чтобы, если персонаж выручал перед этим НПК, прикрывал срывы маскарада, помогал разруливать проблемы, то они впрягаются за выбранную им сторону в финальной схватке, а, если он только работал на свой карман, со всеми срался, пытался всех развести, кинуть и подставить, то и огребает сообразно. Это, как минимум, побуждало бы перепройти игру, посмотреть как сыграют в финале другие решения и выборы на протяжении игры.
Нет, финал и в целом игра и без этого - ОК, вопросов нет, но этот момент так напрашивался и хрен вам.
Отдельная ржака, конечно, как в финале доблестные вампиры забарывают Инквизицию, но я говорю у автора с "экшеном" плохо. Знаете такой древний геймерский приём для игр в стиле "стрелялка в открытом мире", когда ты выманиваешь толпу рассеянных по уровню хилых монстров, чтобы они все гнались за тобой, а потом ловко бросаешь им гранату через плечо? Ну или, как в моей любимой State of Decay 2, собираешь за собой толпу зомби со всего квартала, шустро забираешься по лестнице на крышу какого-нибудь домика и, пока они там внизу растерянно мнутся, кидаешь им коктейль молотова, мол "грейтесь, ребята!".
Вот именно так вампиры забарывают инквизицию в финальной битве. Главный герой провоцирует их, мол вот он я, а не догоните! Все (все!) инквизиторы, приехавшие выносить целый город, дружно ломятся за ним будучи в полном боевом (я представляю себе эту картину). Главный герой забегает в вампирский ночной клуб (пустой в тот момент), инквизиторы дружно забегают вслед за ним и все оказываются в клубе. В самый драматичный момент включаются прожектора, на сцену выходит Князь, весь в белом, и как в "Двух сорванных башнях" в гоблинском переводе:
-- Начинайте мочить козлов.
-- МОЧИ КОЗЛОВ!
Отовсюду выбегают толпы вампиров и хуярят инквизиторов. Всех и сразу. Кто думает это я сейчас идиотничаю - просто поиграйте, ага. Я здесь разве что реплики от себя вставил, как наиболее подходящие к ситуации.
Соя. Сои (в смысле бестолкового американского левачества с напрочь фэнтезийными идеями из серии "убей себя, сократи углеродный след!") в тексте и в сюжете... хватает, скажем так. Собственно, первопричина всей главной интриги и всего движа - самых умных вампиров вдруг прорубило, что мир-то меняется, притом не в лучшую сторону. И нет, не потому, что у человеков вдруг появились "большие пушки" и разные хитрые устройства, нивелирующие во многом способности и "магию" вампиров. А потому, что людишки крайне бездарно себя ведут: не экономят природные ресурсы, пердят в атмосферу углекислым газом, жрут мясо и пьют пиво вместо того чтобы есть крайне полезную для здоровья соевую кашицу. Поэтому вампиры должны перестать ховаться по ночным клубам и заниматься всяким развратом, а вместо этого провести ребрендинг и возглавить движение людей в светлое и зелёное будущее.
У меня, конечно, срабатывал предохранитель и мозг выключался в аварийном режиме когда кто-то из НПК (Джулиан в основном) начинал нести эту херню, но её надо ловко не замечать, чтобы не бесила.
Половина примерно заданий прямо или косвенно связана с "мексиканскими беженцами" (дело происходит на самом юге США, в местах где до границы с Мексикой полчаса не торопясь) и со страданиями, которые те претерпевают на пути к Свободе. Белых из border patrol хорошие НПК именуют не иначе как "Наци" и показаны они напрочь карикатурными бессмысленными уёбками, а мексиканцы невинными жертвами и смирными овечками, которые "просто хотят прикоснуться к Американской Свободе".
Это как если пишется манипулятивный текст, например, про то, как стая собак начала нападать на людей и местные собрались и шавок постреляли, то обязательно "догхантера" изобразят как бомжа-социопата, а для иллюстрации собаченек поставят фото милейшего лопоухого щеночка, чтобы вызвать у читателя однозначные ассоциации.
Так в игре один из самых гуманных поступков, какие может совершить главгерой - это устроить побег для пары тысяч мексиканцев, каких маринуют в "лагере беженцев". Отдельно умиляет, что добрый и отзывчивый главгерой отправляет что-то под две тысячи мужчин и женщин бежать на своих двоих через аризонскую пустыню, без воды, еды, медикаментов и хотя бы карты или ориентиров, делая ремарку вроде "Ну, да, возможно не все из них доберутся до желанной цели, но кто-то же доберётся. Наверное. Так, что я молодец!" - и хуякс тебе два пункта хуманки добавляют.
А я так представлял эту картину и думал одновременно и о сотнях и тысячах озверевших мексов, которые и так-то ребята незамысловатые, а теперь у них вопрос уже стоит о физиологическом выживании, и о добрых местных, которые их встретят отнюдь не с хлебом-солью, а с ружьями и "кольтами" и как там всё у них будет гуманистически гуманно, независимо от того, чья в итоге возьмёт.
Упоминаются несколько раз русские, хотя для сюжета, действие которого разворачивается в мексиканской глубинке недалеко от границы с Мексикой, они вообще никакой роли не играют. Но автор не удержался, выпустил своё подсознательное, так что русские в итоге показаны как звероватые нерассуждающие упыри с развитым инстинктом убийцы. Мол если надо кого-то убить, то этим только скажи кого и они не будут ни задумываться надо ли его убивать, ни страдать моральными терзаниями по этому поводу.
Ну и обычная уже болячка американского творчества последних лет - это любовь топорно вкрячивать женских персонажей на мужские роли. Причём, если кто-то скажет, что выглядит глупо и неестественно - налетят, хлопая крыльями и кукарекая что-то про "навязанные нормы, замшелый патриархат и токсичную маскулинность" и будут пытаться заклевать.
В итоге, вместо того чтобы прописать действительно цельный, достоверный образ и историю для женского персонажа, массово штампуют каких-то уродливых трансух, пытающихся копировать мужские повадки, антураж и способы решения проблем. Получается так же здорово и похоже на настоящее, как эти ущербные в париках, блёстках, опереточном макияже и с поролоновыми сиськами.
Для сравнения, три ключевых мужских персонажа:
И три ключевых женских персонажа:
Попробуйте, кстати, угадать с какой из них гетеросексуальный мужской персонаж может закрутить интимные отношения.:) Да, это есть в игре. Да, я ушёл в ахуй.
Так что вот вам, свободы и равноправия полным черпаком, девочкам предлагают на выбор - статусного красавчика, темнокожего атлета с большим этим.. сердцем (не шутка, кстати, персонаж подан как туповатый, но сердечный мужик) и томного кейпопера. Мальчикам - "женщину с косой", шпалоукладчицу и скелетированный труп. Ни в чём себе не отказывайте!
При этом да, повторю, несмотря на все шероховатости, часть из которых явно требование момента (вроде демонстративных заплачек на тему "зелёного перехода" и страданий мексиканских беженцев), часть чисто авторские взгляды, в это вполне можно поиграть. У меня, во всяком случае, реально нагребали ощущения похожие на те, что были когда водился по ВтМ в нулевые - смесь увлечённости, уважение к умению ГМа построить яркую, антуражную картинку и одновременно желание отвесить ему смачный подзатыльник, но ты в это всё равно играешь и тебе интересно. Кто интересуется да, вполне можно взять погонять несколько вечеров.