Пора оживить заброшенный блог новыми записями.. К открытию участка Большой Кольцевой Линии (БКЛ) я готовлю серию репортажей. Для кого-то информация из них не окажется новой, кому-то, возможно, будет интересно почитать, но я постараюсь собрать воедино материалы по БКЛ от истоков до ... будущего времени :)
Итак, встречайте первую часть, историческую. Истоки Само название "Большая Кольцевая линия" берёт начало ещё с ранних советских времён, когда в метрополитене и колец-то не было, а всё только планировалось. Наверняка многие слышали байку появления Кольцевой линии. Когда строители принесли тов. Сталину карту метро, он пил кофе и поставил на неё чашку. От чашки остался круглый след, и Иосиф Виссарионыч сказал: "Вот ваш главный недостаток, его и постройте". Кольцевых линий должно было быть две: Малая - под Бульварным кольцом и Большая, которая сначала планировалась под Садовым, а потом пришла к нынешнему варианту, соединив все вокзалы (кроме Рижского и Савёловского из-за малого пассажиропотока). Старый вариант участка "Большой" Кольцевой линии. Как видите, она проходит через Смоленскую и Красные Ворота.
.:кликабельно:.
Малая Кольцевая нарисована красным цветом и включает в себя участки радиусов.
.:кликабельно:.
Надпись о несбывшемся проекте вы можете обнаружить на станции "Курская".
Первый участок Запущен первый участок БКЛ от Петровского Парка до Делового Центра с ответвлением на Раменки. Но первый ли он? Оказывается, нет. Действительно первый участок был открыт 11 августа 1969 года и представляет собой нынешнюю Каховскую линию. Да-да, её изначально строили как участок Большого Кольца. Правда, тогда оно имело действительно большие размеры.
.:кликабельно:.
Видно, что в составе БКЛ присутствовал ещё один ныне действующий участок: Черкизовская - Улица Подбельского Бульвар Рокоссовского. (О заделах около ст. Черкизовская можно почитать у russosвот тут.) Но помимо двух незначительных кусочков, проект так и не был реализован...
Хорды, ТПК и МКЖД Однако в 1985 году в светлые умы московских проектировщиков пришла мысль построить 4 хордовых линии [какие именно] (Митинско-Бутовскую, Солнцевско-Мытищинскую, Химкинско-Кожуховскую и Ленинско-Балашихинскую) с возможностью организации маршрутного движения по соединению между ними, которое образовывало бы так называемый Третий Пересадочный Контур (ТПК). Нашлось две картинки: первая схема носит, скорее, декоративный характер,
.:кликабельно:.
а вторая более приближена к реальности.
.:кликабельно:.
Однако, строительство было заморожено, а после распада СССР и вовсе заглохло. Вернулись к проекту в 2005 году. У меня была нормальная схема, которая затерялась где-то в архивах, в инете нашёл довольно корявую, но суть ясна.
По 2010 год никаких работ так и не велось. В 2011 году, с приходом к власти градоначальника С.С.Собянина, взоры развития транспортной системы вновь устремились на ТПК. В октябре было принято решение (в очередной раз) организовать движение по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД, оно же МОЖД, оно же МКЖД), из-за чего северное полукольцо ТПК объединялось с южным кольцом планировавшейся с 1971 года БКЛ, ибо трассы МКЖД и БКЛ на севере частично бы совпадали, что явно считалось нецелесообразным; тем самым, кольца стали больше походить на два пересекающихся эллипса. Месяцем позже уже приступили к сооружению участка ТПК.
Бывшие хорды давали о себе знать - первоначально было запланировано 4 кроссплатформенных четырёхпутных пересадочных станции: Марьина Роща, Аминьевское шоссе, Нагатинский Затон и Нижегородская улица; из которых в окончательный вариант вошла только последняя. Проект корректировался и претерпевал незначительные изменения. (Чтобы тупо не копипастить, достаточно полную инфу вы отыщете здесь.)
МЦК Хоть опассажиривание МКЖД и не относится к метро, не упомянуть о нём нельзя. Не знаю уж каким образом удалось договориться с ОАО "РЖД", чтобы на московском S-Bahn'е был городской тариф и обеспечена интеграция с метрополитеном. В связи с этим, Окружная железная дорога получила название "Московское Центральное Кольцо" (МЦК) и номер "14" на схеме линий метро. С лёгкой руки москвичей, МЦК окрестили Вторым Кольцом. Несмотря на местами неудобные пересадки, оно пользуется успехом у жителей столицы. Пересечения с ТПК организуются на станциях Шелепиха и Нижегородская.
Снова БКЛ В июне 2017 года на проекте "Активный гражданин" запустили голосование по выбору названия для ТПК. Ленивые пользователи тыцали на "Необходимо сохранить рабочее название", "Затрудняюсь ответить" и "Это должны решать специалисты"; более упорные предлагали свой вариант. Самым популярным из них оказался "Большая Кольцевая линия". [мой вариант](Я тоже предложил именно его в память о старом проекте Большой Кольцевой линии образца 1971 года.) Поэтому в декабре организовали второй тур, где окончательно победило название БКЛ.