Колонка № 46: Довериться своим рукам

Dec 20, 2010 11:04



Есть у меня один коллега - человек очень разносторонне развитый и всесторонне одарённый: шитьё, живопись, фотография, музыка, языки и многое другое. С повышением по службе, дополнительной ответственностью как на работе, так и в семье, "несерьёзные" увлечения сошли постепенно на нет, заставляя человека вздыхать при каждом посещении выставки или уже при беглом просмотре сайтов с красивыми работами: он ведь так больше не может, или так никогда и не научился. У себя в журнале я уже рассказывала о том, что делать с твореческим затишьем, но вопрос, "С чего же начать?", кажется, так и повис в воздухе. Когда я объясняла коллеге на пальцах, с чего я начинаю работу, стало ясно, что порой вещи, которые кажутся нам чем-то элементарным, не так уж естественны для других, и те небольшие уловки, к которым мы прибегаем ежедневно, не очень-то и знакомы кому-то другому.




Я предлагаю создать здесь собирательный постинг - рассказать, как именно Вы начинаете работу в своих эскизных блокнотах, творческих тетрадях или альбомах. Я начну и расскажу, какими уловками я успела обрасти за долгое время работы в эскизных блокнотах - они ведь самый простой и доступный вид творческих тетрадей. О том, как начать работу в артбуке я уже рассказывала в первых 4-х колонках: http://community.livejournal.com/art_expiration/196768.html, а про эскизные блокноты мы пока не говорили как о вещах, способных привести к настоящему творческому раскрепощению.


Итак, с чего же начать, как вернуть давно забытые навыки или, напротив, открыть для себя новую страницу в творческой жизни и завести свой первый эскизный блокнот, артбук или артжурнал?

Самая частая фраза, которую я слышала от владельцев красивеньких альбомов и тетрадей:"Они такие аккуратненькие и хорошенькие, что их просто жаль испортить своими каракулями". При этом обложка нежно поглаживается руками, а на первой странице альбома у человека начинается паника. Это не всегда широко известная боязнь белого листа, вовсе нет. Это боязнь испортить "стартовую" страничку. Боязнь, что в тетради будет работаться по принципу "Как вы лодку назовёте", т.е. как Вы первую страничку сделаете, настолько интересным и представительным будет весь альбом.

Многие художники начинают работу в тетрадях с середины или в каком-то произвольном месте, не придерживаясь хронологической последовательности разворотов. Я намеренно оставляю первую страничку пустой.



Там ведь можно дать название всему альбому



или нарисовать уже позже что-то красивое, выражающее настроение всей тетради



После первой странички, оставленной пустой, я рисую на следующем развороте или там, где подготовленный фон больше понравился. О подготовке фонов перед непосредственной работой в блокноте я писала здесь и показывала именно этот блокнот: http://community.livejournal.com/art_expiration/88430.html

Ещё одна из причин, почему люди боятся испортить страничку - неуверенность в собственных силах, недоверие своим рукам. Многие уверены, что работа в эскизном блокноте должна быть такой, чтобы было не стыдно друзьям показать и ожидают от собственных почеркушек и зарисовок чуть ли ни чистоту выставочных работ. Кроме того многие склонны смотреть на других рисующих людей и вздыхать о том, что у них так ещё не получается. Хотя чем больше человек рисует, тем больше чувствует свою, индивидуальную линию и тем быстрее начинает верить в собственную изобразительную мощь.




Ведь смысл эскизов как раз в том, чтобы набивать руку, рисовать так криво и косо, как получается, прежде чем сосбственные грубые наброски будут наконец-то признаны именно набросками, а не готовыми, выставочными работами. Поэтому я так люблю делать маленькие зарисовки на одном единственном развороте, какой-то один из зарисовываемых образов да получится :-)




Нужно не бояться рисовать с натуры и рисовать так быстро, как позволяет модель, и не слушать замечения критиков:"Ой, что-то не очень похоже!" Повторюсь, эскизы нужны для того и только для того, чтобы успеть зарисовать что-то интересное так, как получается, и уже позже подумать, каких ошибок можно было избежать и на что обращать внимание при следующих зарисовках.




Я очень люблю делать наброски мягкими карандашами - от 2B, но для быстрых набросков по фонам, закрашенных акрилом, удобно использовать и фломастеры. Во-первых, не тратится время на стёрку и линии ложатся на бумагу так, как ложатся. В крайнем случае какие-то кривости или нежелательные "срывы" можно зарисовать каким-то другим цветом. Я использую фломастеры от фирмы Edding и белый пастельный каранадаш для полутонов на тёмном фоне. Эти инструменты позволяют работать очень быстро и не заморачиваться на том, правильно или нет нанесена штриховка или изображён контур.




Ещё одна уловка - рисовать только то, что хочется. Художник не фотограф, ему не нужно изображать всё-всё вокруг себя. Достаточно изобразить какой-то главный объект, а фантазия дополнит фон деталями. В конце-то концов задача художника состоит в том, чтобы обратить внимание зрителя на какой-то определённый объект. Художник - это режиссёр, стилист и провокатор в одном лице :-) - куда хочу, туда и обращаю внимание человека, рассматривающего мои зарисовки.

Пример. На моём ночном столике обычно наблюдается скопление книг, кремов, стаканов с водой, но мне не обязательно было отображать, какой цветок там стоит рядом, какая форма у тумбочки и прочие детали. Хватило рисунка только тех объектов, которые мне было приятно и интересно рисовать с натуры







Если постоянно держать в голове мысль, что нужно отображать всё "честно" - каждую деталь интерьера или ландшафта, то боязнь белого листа, боязнь испортить страничку, боязнь собственной индивидуальной, необычной линии - не пройдёт никогда. Нужно давать себе дышать, разрешать себе интерпретировать увиденное, цитировать так вольно, как только можно, тем более если речь идёт об эскизных блокнотах.

И ещё раз о линиях. Быстрый, корявый набросок имеет не меньше шарма, чем выверенный и аккуратный



Здесь рисунок уже более спокойный и выверенный, но и времени у меня было намного больше - если ребёночку разрешается смотреть телевизор, то он может сидеть без движения по 5-10 минут :-)



Быстрые карандашные эскизы






Зарисовки объектов без фона



Зарисовки людей, хоть они и получились не похожими на себя - в рисовании людей главное переступить через собственные страхи: не боялся критики, не бояться замечаний со стороны своих моделей или сторонних наблюдателей.



В 7-ом классе школы я нарисовала одну из своих подруг, а кто-то из одноклассников, стоящих рядом, прокомментировал, что она выглядит на моём рисунке как потомственная алкоголичка. Моя бедная модель порвала мой рисунок и проплакала почти весь день, и я не знала, как её утешить. А дальше было хуже - я лет так это до 20 боялась рисовать живых людей. Теперь, когда я вспоминаю эту историю много лет спустя, сожалею, что рядом не было кого-то, кто бы посоветовал рисовать дальше и так часто и много, как только возможно. Всегда найдётся кто-то, кто скажет художнику, что его версия реальности - полный бред. И что? Кому это интересно? Как правило у критиков нет совсем никакой реальности. Так что, дорогие творческие личности - вперёд и с песней! Никого не слушайте. Не получилось в этот раз - получится в следующий.




Зарисовки в поезде



Зарисовки в самолёте



Быстрые зарисовки фломастерами по принципу "что вижу, то рисую" в комнате ожидания для клиентов в мастерской, где ремонтировали мою тойоту.



Рисование с натуры - без всяких фонов, акцент только на предмете изображения



Зарисовки отдельных объектов и людей в ресторане






Зарисовки улицы - снова фломастеры. Здесь можно дать волю рукам и нарисовать свет фонарей золотым фломастером :-)



Эскизный блокнот с неправильными, неуверенными или даже ужасными зарисовками - первый шаг к более уверенным и красивым линиям. В конце-то концов "испорченную" страничку всегда можно закрасить тонким слоем акрила, заклеить коллажем и нарисовать что-то новое :-)

На этой ноте, удачной охоты на моделей для зарисовок, веры в собственные силы и в собственное чутьё, а также в свои оч.умелые ручки :-)

................
Здесь можно посмотреть на список всех статей: Колонки
А здесь можно скопировать ссылку на эту статью:

kolonka, sketchbook

Previous post Next post
Up