На май 2012 года теплоходу "Василий Чапаев" запланированы два необычных круиза. Первый - из Нижнего Новгорода в Киров. Второй - из Кирова в Самару. Они пройдут по реке Вятке, реке, по которой уже тридцать лет не ходили круизные суда. И, более того, по ней никогда не ходили круизные теплоходы габаритов "Василия Чапаева" - только небольшие однопалубные теплоходы.
В мае 2011 года "Василий Чапаев" зашел в реку Вятку в рамках круиза "Притоки" и
поднялся по Вятке до города Вятские Поляны. Этот заход можно назвать пробным. Теплоход не делал остановок, да и задача была другая - показать туристам Вятку с борта судна. И это получилось.
Теперь же перед нами стоит совершенно иная по сложности задача - организовать на теплоходе 305 проекта круиз по Вятке до Кирова! Сумасшедшая задача, тем более что Вятка считается несудоходной и для судов меньших габаритов. Но мы уже приступили к ее реализации.В чем же сложности этого проекта?
Первое - это, конечно, глубины. На Вятке десятки перекатов, обнажающихся к середине лета. Мы пойдем в мае, когда перекаты скрыты под водой. Теплоход будет сопровождать путейский катер, меняющийся вместе с командой путейцев на каждом из пяти участков от устья Вятки до Кирова. Помимо этого, на каждом из участков в рубке будет присутствовать свой лоцман.
Второе - это отсутствие причалов. Теплоходу придется подходить к берегу. Эта задача из нескольких составляющих. Сначала - выбор мест стоянок. Затем "Инфофлот" закажет и оплатит их траление. Затем - непростая работа судоводителей и палубной команды: поставить теплоход на нужное место и обеспечить безопасный выход туристов на берег. Дальше - работа дирекции круиза и принимающих сторон, где-то с помощью членов экипажа: проводить туристов к месту посадки в автобус, иногда по крутому подъему, иногда по пересеченной местности. Это экспедиционный круиз. Благоустроенных выходов на берег на Вятке нет.
Третье - это обслуживание судна. Теплоход надо заправлять питьевой водой; необходимо сдавать мусор, откачивать фекально-сточные воды. Ничего для этого на Вятке нет. В том числе и теплоходов "ОС". Поэтому обслуживаться "Чапаев" будет организациями, доставляющими к местам стоянки питьевую воду, принимающими с борта мусор и фекально-сточные воды. Это, помимо организационных сложностей, еще и немалая статья расхода.
В общем, планируются уникальные во всех отношениях рейсы, знаменующие собой возрождение круизного судоходства по Вятке, и начало круизов по Вятке на крупных речных судах - впервые в истории.
На днях мы с моим коллегой Александром Сахаровым проехали по будущему маршруту "Чапаева" за рулем автомобиля. Нашей задачей было, во-первых, воочию увидеть те города, которые войдут в маршрут и оценить их привлекательность; во-вторых, осмотреть рекомендованные бассейновым управлением места возможных стоянок теплохода у берега; в-третьих, вживую познакомиться с людьми, которые будут помогать в осуществлении этого рейса: специалистами бассейнового управления, путейцами, музейными работниками, сотрудниками городских администраций.
В Казани мы арендовали машину без водителя, но с GPS-навигатором, и за два дня проехали 1700 километров по российским дорогам. Маршрут наш был такой: Казань - Вятские Поляны - Малмыж - Уржум - Цепочкино - Киров - Котельнич - Советск - Петропавловск - Казань.
Дороги иногда были неплохими, иногда - ужасными.
Пару раз навигатор приводил нас к таким вот тупикам (хорошо что не в темное время суток).
За эти два дня нашему боевому "Фольксвагену" достались самые разные дороги и бездорожья. И даже неожиданный конец асфальта на обычной трассе ночью - с резким переходом в глубокие ямы. Но машина осталась цела, а мы выполнили все, что запланировали. Итак, по порядку.
Вятские Поляны
Главная достопримечательность города, хорошо просматривающаяся с Вятки, - это Никольский собор, построенный в 1826 году. Собор окружен исторической застройкой.
От собора открывается вид на Вятку. Те, кто участвовал в круизе "Притоки", наверняка помнят это место: здесь "Чапаев" сделал оборот и долго гудел. Но с борта казалось, что в городе никто нас не увидел, и никого приход большого теплохода не заинтересовал. Оказалось - нет: горожане теплоход хорошо видели и обсуждали.
Здесь же - возможное место подхода теплохода к берегу. К собору и асфальтированной улице придется немного подняться пешком.
В Вятских Полянах с 1942 года жил и работал конструктор стрелкового оружия Георгий Семенович Шпагин, создатель пистолета-пулемета ППШ. В доме конструктора открыт музей.
В музее собрано много предметов, которыми пользовался Георгий Семенович. Сохранена обстановка тех лет. В этом году экспозиция будет пополнена различными экспонатами, в том числе и пистолетом-пулеметом ППШ.
В городе работает большой краеведческий музей.
Один из залов музея посвящен новейшей истории города. И, конечно, эта экспозиция не обходится без мопеда "Вятка", ведь именно в Вятских полянах находится машиностроительный завод "Молот", на котором производятся эти известные мопеды.
В здании заводоуправления завода "Молот" есть свой музей, в одном из залов которого выставлено множество образцов продукции, в том числе опытные образцы мопедов, которые так и не пошли в серию.
Церковь Михаила Архангела перенесена в Вятские Поляны из села Суши в 1998 году.
Рядом - кладбище, на котором похоронен Михаил Иванович Зорин, начальник местного эвакогоспиталя, которым обязаны жизнью сотни раненых советских бойцов, и сотни военнопленных. Он умер прямо на работе, зимой 1943 года.
Вятские Поляны оказался очень теплым, приятным городом. А наш путь лежал дальше.
Малмыж
Малмыж - небольшой (8 тысяч жителей) районный центр в Кировской области. Город с богатой историей, он не поражает ни размерами, ни архитектурными достопримечательностями. Однако Собор Богоявления Господня по-настоящему украшает центральную часть города.
В небольшом двухэтажном здании располагается краеведческий музей.
Чтобы туристы могли увидеть Малмыж, необходимо выбрать место для стоянки теплохода. Сам Малмыж стоит на реке Шошме, в стороне от Вятки. На Шошму "Чапаеву" не зайти. Поэтому, помимо выбора места стоянки, было необходимо оценить наличие и состояние подъездной дороги.
В бассейновом управлении нам рекомендовали поставить теплоход на месте впадения Шошмы в Вятку тем более что там до недавнего времени существовал причал и даже здание речного вокзала.
Место впадения Шошмы в Вятку выглядит живописно, но вот подъездная дорога находится в очень плохом состоянии. Но это полбеды. А куда высаживать туристов? Дорога не подходит к реке.
Пытаюсь найти место, откуда туристов можно вывести наверх, к дороге, к предполагаемому месту стоянки автобусов. В результате увязаю в глине и не без труда оттуда выбираюсь.
Вопрос захода в Малмыж остается открытым: удобное место стоянки не найдено. Будем думать. А в городок мы заехали еще раз, в обувной магазин. Промокшие и пропитанные глиной ботинки уже лежали в багажнике, и я зашел в магазин в носках и купил первые попавшиеся кеды за 350 рублей. Они оказались очень удобными. Продавщицы посмеялись: надо же, пришел в обувной магазин, заранее сняв обувь. Посмеялся вместе с ними.
И мы поехали дальше.
Уржум
В Уржум мы приехали уже на закате. Город этот находится не на самой Вятке, а в десяти километрах от нее, однако же безусловно достоин посещения. Знакомство с Уржумом, однако, оказалось кратким - нас больше интересовало то место, куда должен подойти теплоход.
В городе и окрестностях немало достопримечательностей, главное из которых - Свято-Троицкий собор. Великолепный ансамбль, видный задолго до въезда в город.
Уникальная колокольня-каланча совмещала в себе две функции: колокольни и пожарной каланчи.
Город обширно застроен двухэтажными каменными зданиями "купеческого" типа.
Уржум - родина Сергея Мироновича Кирова, советского политического деятеля. Многое в городе связано с его именем.
Дом, в котором родился Киров, теперь стал частью мемориала.
А в этой гимназии он учился.
Краеведческий музей Уржума занимает двухэтажное здание.
В Уржуме хочется остаться и побродить по его уютным улочкам. Но нам надо засветло попасть в село Цепочкино, ближайший к Уржуму населенный пункт на Вятке.
Десять километров по очень плохой дороге, и вот она, Вятка.
Место подхода оказалось удобным и для швартовки, и для выхода туристов и посадки их в автобусы. Здесь даже базируется небольшой паром. Сама территория - частная. Встретившийся нам человек сказал, что это его территория и его дом, и мы можем подходить сюда когда захотим, хоть сейчас... правда, в конце разговора попросил на пиво. Видимо, это был сторож.
А место - удобное. Вот только недолгая дорога до Уржума не обещает быть комфортной. Издержки круиза-экспедиции.
За этим последовал двухчасовой переезд в Киров. Стемнело; разбитая дорога петляла. Но вот мы наконец на месте. В Кирове мы заночевали.
Киров
После беседы в Вятском районе водных путей, где мы получили все необходимые уточнения, мы поехали осматривать места возможного подхода "Чапаева" к берегу в Кирове. Дело особенно ответственное: причалов в Кирове нет, а ведь в этом городе теплоход проведет большое количество времени; здесь будут пополняться запасы продуктов, и так далее. Стоянка теплохода должна быть удобной для туристов не только с точки зрения "выйти и дойти до автобуса", но и чтобы в любой момент было комфортно выйти с теплохода на берег и отправиться на самостоятельную прогулку.
Таких мест в Кирове два. Первое - это участок берега, к которому подходят прогулочные суда и паромы.
Второе место - старая грузовая стенка. И оно нам понравилось больше. Не пугайтесь увиденному на фотографии: в мае вода поднимется настолько, что с теплохода можно будет подать трап. А находится эта стенка в уютном историческом районе города, в пешеходной доступности от многих достопримечательностей.
Если "Чапаев" будет швартоваться к этой стенке, то туристы, выходя на берег, увидят это здание. Правда, подойти сюда "Чапаев" сможет только при условии, что уровень воды позволит теплоходу пройти под Кировским автомобильным мостом. В противном случае придется подходить к "пассажирскому" берегу.
Из-за нехватки времени мы не осматривали Киров, хотя его исторический район довольно интересен. Ограничусь только несколькими фотографиями, сделанными неподалеку от грузовой причальной стенки.
Успенский Трифонов монастырь был основан при Иване Грозном.
Прямо напротив грузовой стенки - очень хорошее кафе. Времени на перекусы в этой поездке у нас почти не было, но здесь мы с удовольствием пообедали, любуясь на конечный пункт будущего круиза-экспедиции - реку Вятку в районе Кирова.
А затем отправились в следующий город - Котельнич. В этот день за рулем "дежурил" я, и сначала порадовался, какая мне досталсь хорошая трасса. Позднее я радоваться перестал - дороги в Кировской области находятся в неважном состоянии, и когда торопишься, можешь попасть в хорошую выбоину в асфальте. Впрочем, от Кирова до Котельнича ведет хорошая и незагруженная дорога, и расстояние преодолевается быстро. Вот и Котельнич.
Котельнич
Архитектурная доминанта города - Троицкий собор, построенный в 1713 году.
Котельнич широко известен своими... динозаврами. Рядом с городом находятся места раскопок, где находят множесто прекрасно сохранившихся скелетов представителей фауны Пермского периода. По сохранности скелетов это место не имеет аналогов в мире. Некоторые из них представлены в палеонтологическом музее, который в настоящий момент закрыт на реэкспозицию, но скоро откроется.
Туристы могут поучаствовать в раскопках! Правда, на это требуется довольно много времени, и это вряд ли уложится в формат теплоходного круиза. Но о потенциальной возможности сделать такую, пусть упрощенную, программу, мы все же будем думать.
Котельнич - город небольшой и довольно симпатичный.
При желании все можно привести в порядок, и эту маленькую, и нашу большую родину!
Место подхода теплохода - в "створе" улицы Урицкого. Туристам придется совсем немного пройти до места стоянки автобусов. Рядом - железнодорожный мост, часть транссибирской железнодорожной магистрали.
Впереди - Советск, заключительный пункт нашей поездки.
В городе есть большой краеведческий музей, церковь, два монастыря. Застройка города - "купеческая", малоэтажная. До 1937 года город назывался Кукарка.
Советск стоит на реке Пижме, и в советское время на этой реке, прямо в центре города, находилась пассажирская пристань. Пристани давно нет, но местные жители уверяли нас, что теплоход с осадкой 1.6 м в мае легко зайдет в Пижму и дойдет до центра Советска на радость жителям города. Но мы все же таким экспериментами заниматься не станем, тем более что совсем недалеко от города расположена обстановочная база путейцев, которая будет подготовлена к приему теплохода. Там же - удобное место для подъезда автобусов, хотя около километра придется ехать по грунтовой дороге.
Мастер участка посетовал, что река к концу лета настолько обмелела, что путейский катер не может по ней пройти и собрать бакены.
В Советске нам посоветовали проехать до базы отдыха на Вятке, в десяти километрах от города, где можно было бы сделать зеленую стоянку. Мы поехали, по пути заглянув в очень красивый монастырь.
База отдыха в Петропавловске оказалась очень благоустроенной. Зеленая стоянка в этом месте при хорошей погоде может стать украшением круиза.
Между базой и противоположным берегом Вятки ходит автомобильный паром. Вот он везет груженый лесовоз.
В центральной усадьбе базы - уютная гостиница. Рядом - кафе, спортивная площадка, места для прогулок. Стоянку у базы отдыха мы делаем и на реке Суре, и это хороший опыт, который вполне можно распространить на круизы по Вятке.
Потом была долгая дорога в Казань, и на этом насыщенная поездка закончилась.
Итак, круизы по Вятке возможны не только с навигационной, но и с туристической точки зрения. Но все же эти круизы правильнее называть круизами-экспедициями. Туристы должны быть готовы к "плавающему" в зависимости от погодных и прочих условий расписанию, швартовкам к необорудованному берегу. Врял ли, кроме Кирова, будут предложены комфортабельные автобусы. Скорее всего, в большинстве мест это будут ПАЗики и старые ЛИАЗы. Потому что других автобусов там нет, да другие и не проедут к местам стоянки теплохода. А от места стоянки теплохода до автобуса и обратно туристам придется идти (хотя и недолго) по пересеченной местности.
Да, это будут круизы-экспедиции. Сотрудники компании сделают все возможное, чтобы туристы не чувствовали неудобств на берегу. Но упомянутые неудобства возможны, и к этому надо быть готовыми.
А вот на борту "Чапаева" никаких скидок на экспедиционный формат рейса не будет. Туристы получат то, что их ожидает на "Чапаеве" всегда - радушие экипажа, хорошее питание, внимательное обслуживание, удобные каюты. В этом плане круиз по Вятке ничем не будет отличаться от обычного круиза.
Подготовка круизов по Вятке продолжается. Скорее всего, это выезд "на место" не последний: накануне круиза по маршруту теплохода проедут менеджер экскурсионных программ "Инфофлота" и директор круиза теплохода "Василий Чапаев".