Вчера был насыщенный день. Я проехал по маршруту Петропавловское - Советск - Буйский перевоз - Уржум - Вятские Поляны - Казань - Москва - Санкт-Петербург. Правда, два последних участка уже на самолете.
Из Петропавловского (база "Наследие") уезжать не хотелось, тем более рано утром, но пришлось из-за насыщенный программы дня. Последний взгляд на гостеприимную базу и туманную Вятку, и... мы сюда скоро вернемся, уже на теплоходе.
По пути в сторону Советска заехали в красивый храм.
В этот день было много встреч: с главой администрации Уржумского района Владимиром Васильевичем Силиным, заместителем главы администрации Вятских Полян Сергеем Михайловичем Гладышевым, сотрудниками городских и районных администраций, музеев. Наших туристов везде ждут, и готовятся к приходу теплохода.
Про Уржум и Вятские Поляны я довольно подробно писал
в августе прошлого года, поэтому не буду повторяться, лишь дам некоторые фотографии, не повторяющие прошлогодние.
Город Уржум стоит на некотором удалении от Вятки - на реке Уржумке. Когда-то на эту реку заходили большие пароходы, но сейчас Уржумка скорее напоминает ручей, и "Чапаев" зайти на нее не сможет. Предварительно мы наметили два озможных места стоянки "Чапаева" на Вятке: в Цепочкино и в Русском Туреке. Но от в Цепочкино ведет настолько плохая дорога, что автобусы не смогут туда проехать. А в Русский Турек не сможет зайти "Чапаев". Путейцы только развели руками: никак вас туда не проведем - узко.
Насчет невозможности зайти в Русский Турек остается только испытывать сожаление: жители этого небольшого села с древной историей готовили "Чапаеву" интересную встречу.
Место, куда планируется подход "Чапаева", находится в сорока километрах от Уржума, в селе Буйский перевоз, рядом с Буйским мостом. Далековато от Уржума, зато - настоящая причальная стенка, чуть ли не роскошь для этих мест. А если вода поднимется настолько, что затопит подъездную дорогу, есть еще один вариант - остановка в соседнем Медведке. Путейская служба заверила, что организовать альтернативный вариант будет несложно, хотя для администрации Уржумкого района он нежелателен: Медведок - это уже соседний район.
В Уржумском реальном училище учился поэт Николай Заболоцкий:
А это - здание школы, в которой учился самый известный уроженец Уржума, Сергей Миронович Киров.
Мемориальный комплекс С.М. Кирова в Уржуме чем-то напоминает Ленинский мемориал в Ульяновске, только здесь он меньших размеров. В здании музей расположена небольшая экспозиция, посященная Сергею Кирову, а весь второй этаж занимает выставка деревянных изделий местного умельца. Кстати, они будут предложены для продажи туристам "Чапаева".
На территории мемориала находится дом семьи Костриковых, ныне дом-музей С.М. Кирова. Жили они скромно, и половину дома сдавали внаем. Кстати, по рассказам местных музейных сотрудников, один из уржумских купцов ездил в местный храм на тройке... по специальному подземному тоннелю, вырытому лично для него. А вы говорите - новые русские... Я не знаю, насколько это достоверная информация, но, в общем, понимаю, что тут вполне можно стать революционером.
Краеведческий музей в прошлый раз посетить не удалось, а он весьма интересен. Экспозиция создана с большой любовью.
Вот такие вятские пароходы заходили когда-то на реку Уржумку и останавливались в Уржуме.
Пассажирскому судоходству на Вятке посвящен отдельный стенд. На нем есть и фотография последних вятских каютных "пассажиров" - однопалубных теплоходов 331 проекта на базе отстоя в Аркуле.
Пулемет "Максим":
На выезде из Уржума - Поклонная гора с крестом, от которой открыается вид на город. В этом году здесь планируется устроить удобную обзорную площадку.
Про Вятские Поляны в прошлый раз я написал довольно много. Никольский собор сейчас на реставрации, но открыт. Прошла реэкспозиция музея Шпагина, там много новых экспонатов.
Место подхода теплохода выбрано как раз рядом с музеем Шпагина.
В Вятских Полянах сохранился порт, осущестлявший раньше пассажирские и грузовые перевозки. Сейчас порт практически бездействует, и подход к берегу там неудобен. Но этот вариант как запасной все равно остается.
От предполагаемого места стоянки "Чапаева" - всего сто метров до музея конструктора автоматического оружия Георгия Шпагина. С этого музея и начнется знакомство туристов с Вятскими Полянами.
В завершение хочу сказать, что круиз по Вятке будет очень необычным. Не только из-за нового маршрута. Этот круиз будет напоминать скорее экспедицию.
Во-первых, расписание может и наверняка будет меняться исходя из фактической скорости течения, туманов, времени на швартовку к необорудованному берегу и так далее.
Во-вторых, Кировская область - это область плохих дорог. Поездки на автобусах от мест стоянки теплохода к достопримечательностям могут доставить неудобства. Сами автобусы тоже не везде будут комфортабельные, и стоит забыть не только про кондиционеры, но иногда и про микрофоны в них. В Советск приедут хорошие автобусы из Кирова, в Котельниче будет пешеходная экксурсия, но в Вятских Полянах и Уржуме автобусы могут быть не туристическими. Дорога от Буйского перевоза до Уржума очень плохая.
И еще один момент: туристы редко приезжают в города, стоящие на маршруте "Чапаева", и принимающие стороны многое будут делать впервые. Конечно же, им хочется показать буквально все, поэтому возможны моменты, когда экскурсии не будут укладываться в отведенное время. И я знаю один интересный музей на маршруте, который нельзя не посетить, но экскурсия по которому может растянуться на бесконечное время - такие искренне увлеченные энтузиасты там работают.
Ко всему этому надо отнестись с пониманием. Это не обкатанный туристический регион. Но я надеюсь, что впечатления от знакомства с Вяткой и Вятским краем у участников речного путешествия будут самые лучшие. Ведь это не стандартный туристический маршрут. Это погружение в жизнь края.
До круиза осталось всего пять дней.