ПТИЦЫ НЕБЕСНОГО САДА

Feb 01, 2020 18:25

Посещение Храма Птиц - буду называть его так - не входило в план нашей иранской поездки. Мы вообще не подозревали о его существовании, пока нас туда не привёз наш мистический Проводник, сделав изрядный крюк по пути из Исфахана в Кашан. По его словам, ничего похожего не сохранилось в Иране, а, возможно, и нигде в мире. И, действительно, мы посетили множество святилищ, но этот маленький храм запомнился нам как нечто особенное.

По словам Проводника, это место в течение нескольких веков, ещё до монгольского завоевания, было мистической школой. Таких храмов-школ было много в здешних краях в районе Нетенза, но все их сровняли с землей. Этот храм, единственный, чудом сохранил изначальную архитектуру и настенные росписи, - возможно, благодаря тому, что находился вдали от главных дорог, и монголы просто обошли его стороной. (Следует сказать, что сведений о нём я, вернувшись домой, нигде так и не смогла найти - и в наше время он так же обойден вниманием).

На карте храм обозначен как гробница Имамзаде Султана Хуссейна, однако Проводник предположил, что гробница была установлена позже, а само святое место, как и учение, отражённое в его фресках, - наследие древнеиранских, доисламских традиций.

Я спросила, была ли школа, существовавшая здесь, суфийской, и Проводник ответил, что точно знает только, что эти люди были видящими - теми, чьему духовному зрению открыты как этот мир, так и мир тонкий. Об этом свидетельствуют фрески на стенах храма - не типичные ни для христианских, ни для мусульманских, ни даже для зороастрийских мест поклонения, однако узнаваемые Проводником так, как будто кто-то запечатлел его собственные видЕния.

Росписи стен и купола храма в простоватой, даже несколько примитивной манере, напоминающей стиль народных картинок-лубков, изображают карту духовной вселенной - миров восходящего ряда с населяющими их крылатыми существами - райскими птицами, ангелами и архангелами. Несмотря на прошедшие века, атмосфера мистической Школы чувствуется здесь удивительно сильно, и во многом - благодаря росписям, сделанным художником-духовидцем.



Общий вид настенных росписей в Храме Птиц (здесь и далее - мои фотографии, если не указано иное)

Карта духовного мира в Храме Птиц составлена на символическом языке учения столь древнего, что трудно определить его истоки.

Возможно, они лежат в 4-3-м тысячелетиях до н.э. - временах, когда единый народ праиндоевропейцев населял южнорусские степи, юго-восток Европы и северо-восток Передней Азии. Тогда индо-иранские (арийские) и славянские племена ещё не были разделены и говорили на одном языке. Славянские наречия и мифология стали развиваться самостоятельно только в 1-м тысячелетии до н.э., отделясь от протоиндоевропейской основы, отголоски которой можно найти в греко-римских мифах, в текстах зороастрийской Авесты и индуистских Вед (в последних, собственно, и появилось слово «арии»).

Отделившись от своих «двоюродных братьев», славяне, однако, продолжали весьма тесные отношения с ними - в основном в лице восточных арийских племен, скифов и сарматов Причерноморья - ещё без малого две тысячи лет. Исследователь славянского фольклора В.Н.Топоров полагает, что славянский мир вплоть до конца 1-го тысячеления н.э. являлся западной оконечностью великого индо-иранского культурного круга.

Вот почему крылатые существа на росписи в иранском Храме Птиц так напоминают «солнечных» или райских птиц русских лубочных картинок:



Слева: Райская птица - сирин - с человеческим лицом и короной, лубок 17-18 вв. (фото из Интернета). Справа: две птицы-ангела из Храма Птиц с человеческими ликами в коронах сидят на ветвях райского дерева, вырастающего из ритуального сосуда с двумя птичьими головами.

...Итак, наш Проводник начал объяснение с самого нижнего слоя росписи - описывающего тот уровень, куда попадают души, воплотившиеся в земном мире.



В нижней части фрески хорошо виден дракон, изображённый в виде сосуда с двумя головами. Проводник назвал сосуд словом кашкуль, обозначающим ёмкость для еды и питья, которую носят через плечо дервиши, и сходство действительно есть. Но, как мне кажется, изображение скорее восходит к другим ритуальным сосудам с двумя головами животных, - типа славянской утицы, - общим для всех праиндоевропейских народов, включая арийские племена.



Слева: славянская вышивка с узором в виде утицы и ритуальный деревянный сосуд с ручками в виде лошадиных голов (фото из Интернета). Справа: статуя хранителя врат с двумя головами птицы-Симурга, сфотографированная нами в древней иранской столице Персеполисе.

Вокруг сосуда-дракона на росписи Храма Птиц изображены несколько уток, пьющие из него воду жизни. По словам Проводника, утки символизируют человеческие души, не ведающие ни о чём, кроме мирских попечений и получающие своё питание от дракона (змея или василиска), властителя подлунного мира.

В мифологии всех индоевропейских народов, - от древнеиндийского до древнегреческого, вход в райский сад охраняется драконом (греки называли его Ладоном). Именно он изображён на росписи в Храме Птиц: за двумя головами дракона растут деревья райского сада, на ветвях которых зреют плоды вечной жизни - молодильные яблоки народных сказок, и живут небесные птицы с человеческими лицами.

Кстати, в сказаниях северных народов победивший дракона овладевает способностью понимать язык птиц...



На этом центральном фрагменте старинного персидского ковра из Музея Ковров в Тегеране изображено Древо Жизни с райскими птицами и небесными плодами, которое охраняет огромный дракон-змей.

Русское слово «рай» происходит от древнеславянского названия небесной обители, Страны Солнца, - Ирий или Ирей. Некоторые лингвисты связывают его с иранским аirуā, что означает «страна ариев». В белорусском языке это слово сохранилось как вырай, в украинском - как вирій. Наши славянские предки считали, что там царит вечное лето, и что именно туда улетают птицы по осени. Они описывали Ирий как волшебный сад, где растут деревья и цветы несравненной красоты, а населяют его крылатые существа, поющие неземные мелодии завораживающими голосами, от которых человек может потерять разум. Позже, уже во времена христианства, этих полуптиц-полуангелов стали называть сиринами или алконостами на византийский манер.

Интересно, что эти существа, которых мы считаем лишь сказочными или мифическими, вполне реальны - хотя их реальность почти не пересекается с нашим миром. Наш Проводник сказал, что некоторые группы ангельских существ, с которыми он общается, действительно имеют облик птиц с человеческими лицами, и они потрясающе красивы. Его рассказы подтверждаются словами мистика Даниила Андреева, который в книге «Роза мира» подробно описал виденные им тонкие миры, куда в посмертии возносятся души праведников, родомыслов и героев.  Эти метафизические области, до некоторой степени совпадающие с географическими контурами соответствующих культурных общностей на земле, по словам Андреева, служат обиталищами будущих ангелов:

«Это чудеснейшие творения Божии, и если мы вспомним сиринов и алконостов наших легенд, мы приблизимся к представлению о тех, чье присутствие украшает жизнь в затомисах [надстоящих над землёй метафизических слоях восходящего ряда] Византии и России: к представлению о существах, предопределенных стать потом «солнечными архангелами». В других затомисах обитают иные существа, не менее прекрасные».

Вполне вероятно, что крылатые существа с человеческими лицами и коронами на головах на росписях Храма Птиц изображают как раз сиринов и алконостов Ирия - рая праиндоевропейской метакультуры.

Там камни ценные цветут,
Там все в цветеньи вечно юном,
Там птицы райские живут,
Волшебный Сирин с Гамаюном.
И если слышим мы во сне
Напев, который многолирен,
В тот час, в блаженной той стране,
Поет о счастьи светлый Сирин.

Такими увидел (или услышал) ангельских птиц поэт «серебряного века» Константин Бальмонт. Ему вторит Александр Блок, тоже вдохновлённый образом сирина:

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает всё благоуханье,
Весны неведомой прилив…
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей…
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!

Сирины и алконосты русских средневековых легенд - это райские птицы-девы славянского языческого бога солнца Хорса, приносящие счастье. Древнерусское имя бога солнца Хърсъ, согласно наиболее распространённой версии, происходит от персидского xuršēt‎ - «сияющее солнце». (Кстати, название нашей Солнечной системы - Орс в «Рассказах Вельзевула» Г.И.Гурджиева - также от этого корня).

Проводник обратил наше внимание на то, что изображения бога Солнца с человеческим лицом, дарующего свет, пищу и жизнь всем существам - и земным, и небесным, присутствуют на множестве фресок Храма Птиц:



Отличие, однако, в том, что райские птицы, алконосты и сирины, воочию видят бога солнца (демиурга Солнечной системы) и питаются его светом, воплощенным в небесных плодах, тогда как существа земли могут видеть его лишь опосредованно - как свет физического Солнца, а питание их приходит от змея - властителя мира подлунного.

По словам Д.Андреева, сирины и алконосты, хотя они и не бессмертны, не проходят через опыт смерти, как земные существа. Они переживают преображение, после которого становятся частью коллективных существ, называемых архангелами. Духовное становление каждой культуры охраняется целым сонмом этих блистающих существ, а среда их обитания пронизана играющими снопами света. Мир архангелов Высшего Круга венчается миром Начал.

В Храме Птиц этот мир, вполне символично, изображен на самой вершине купола и олицетворён четырьмя Архангелами, которые перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света.



Проводник обратил наше внимание на изображение их рук в виде ладоней-оберегов (такие до сих пор можно встретить во многих народных традициях), а также на то, что четыре Архангела на самом деле являются частями Единого - Творца проявленного мира.

Имена четырёх архангелов - Гавриил (Габриэль, Джабраил), Михаил (Михаэль, Микаил), Исрафил и Азраил (Уриэль), знакомые иудейской, христианской и исламской традициям, не являлись частью знания праиндоевропейской культуры - возможно, это более поздние наслоения. Архангел Гавриил, как считается, был посредником между Богом и пророками. Архангел Михаил возглавляет небесное войско и держит под контролем тёмные силы. Роль других двух архангелов в разных религиозных традициях описывается по-разному, но все четыре архангела являются Божиими вестниками и посредниками.

Изображения самого Творца в Храме Птиц нет, но к центральной точке купола прикреплен шнур светильника, освещающего Храм. То, что лежит за пределами проявленного мира, не подвластно кисти художника или слову поэта. Восприятие его доступно лишь Влюблённым - и о них, великих суфийских мистиках Хорасана, будет продолжение рассказа об Иране.



язык птиц, магические существа

Previous post Next post
Up