Хафиз в переложении Д.Ладински
(
перевод АсСалам)
...На этом языке подсознание передаёт послания «бодрствующей» части ума через символы, видения и сны.
На нём говорят мистики и провидцы, им поют псалмы, пишут священные книги.
Его называют языком богов, «птичьим наречием», «зелёным языком» - langue verte.
«Язык птиц» называлось произведение суфийского Мастера Фарид-ад-дина Аттара Мантик ут-тайр, метафорически описывающее
путешествие человеческих душ (птиц) к Богу. Название поэмы иногда не совсем точно переводят как «Парламент птиц» или «Логика птиц», но Аттар имел в виду именно «язык птиц», намекая на тайный смысл коранической строфы:
И унаследовал Сулейман от Дауда, и молвил он: «О люди! Обучены мы языку птиц (мантик ут-тайр), и даровано нам от всего сущего. Воистину, это бесспорная милость Божия» (27:16).
Цари Давид и Соломон (Дауд и Сулейман) из рода Авраама (Ибрахима) были пророками, почитаемыми всеми религиями Книги - иудейской, христианской и мусульманской. Вышеприведённую кораническую строфу толкуют как указание на способность Давида и Соломона понимать язык земных птиц. Однако за словами мантик ут-тайр скрывается знание гораздо более священное: владение таинственным наречием, которым Бог общается с ангелами, а ангелы - с пророками.
Гюстав Доре. Царь Соломон (1877)
На «языке птиц», если верить иудейским старцам, говорил с Богом и праотец человечества Адам. «Соловьиным стихом» написана вся суфийская мистическая поэзия, в том числе поэма Аттара...
Трёхбуквенный арабский корень НТК, от которого происходит слово мантик, обозначает не обычное щебетание, но членораздельную речь, передающую смысл. Слово тайр применяется не только к птицам, но также ко всему, что имеет крылья - ангелам, херувимам, серафимам... и стремящимся ввысь человеческим душам. Поэтому подлинное значение мантик ут-тайр - «язык окрыленных».
Каким же он был - язык окрылённых? Он был многомерным: наряду с коммуникацией смысла, понимаемого разумом, и чувства, входящего в сердце, этот язык также передавал вибрацию и ритм, воспринимаемые всем существом. Средства выражения, присущие речи птиц, несравнимо богаче тех, что доступны повседневному дискурсивному языку - пунктирному передвижению от точки к точке в одномерном ментальном пространстве.
В книге «Роза мира» духовидец Даниил Андреев, прошедший через опыт пребывания в мирах ангельских иерархий, описал способ общения существ, населяющих эти миры: язык их не только звучит, но и пульсирует светом - «светоязык». Андреев пишет: «Самые возвышенные, самые благостройные служения в храмах верховных религий - лишь слабые отблески, отзвуки вечной литургии... Да, в этой литургии участвует слово, но это - невоспроизводимый у нас язык Синклита Мира, где слова - не просто отдельные звуки, но как бы смысловые аккорды, а иные их них являются в то же время вспышками и переливами света».
Подобием «ангельского языка» в человеческом мире служит рифмованная, ритмизированная речь. Поэтому совершенно не случайно, что, чем более традиционным является ритуал, тем более важная роль в нём отводится литургии.
Царю Давиду милостью Божией на «языке птиц» был передан Псалтырь - собрание Божественных гимнов, песен и молитв. В эзотерической православной традиции литургия и многоголосный хорал были не только частью обряда и богослужения в монастырях и скитах. Такое пение задаёт ритм и глубину дыхания, а те, в свою очередь, меняют характер поступления тонкой энергии - милости Божией - в самое существо псалмопевца.
В исламе собрание гимнов и молитв, вошедших в Псалтырь, известно под именем Забур; примечательно, что способ рецитации (пропевания определенным тоном голоса) Забура и Корана очень схож. Поскольку второй был дан позднее, не исключено, что первоначально хафизы, чтецы Корана, брали за образец более древние псалмы, сохраняя преемственность звучания «речи ангелов». Принявший суфийскую инициацию французский метафизик прошлого века Рене Генон пишет:
«...Тот же смысл заключён и в слове «зикр», которое в исламском эзотеризме прилагается к ритмизированным формулам, в точности соответствующим индуистским мантрам, повторение которых имеет целью произвести гармонизацию различных уровней бытия и вызвать вибрации, способные, посредством их резонанса сквозь ряд состояний в бесконечной иерархии, создать связь с высшими уровнями, что, в общем, является изначальной сутью всех ритуалов.
Потому что именно на «науке о ритме», имеющей множество приложений, в конечном счёте основываются все практики вхождения в высшее состояние сознания. Исламская традиция поэтому и говорит, что Адам, в бытность свою в земном Раю, говорил стихами, то есть ритмизованной речью; речь идёт здесь о том «сириакском языке», ... который должен рассматриваться как непосредственно передающий «солнечное» или «ангелическое» озарение, как оно проявляется в центре человеческого состояния.
Вот почему Священные Книги также написаны ритмизированным языком, который, совершенно очевидно, есть нечто отличное от обыкновенных «стихов» в том сугубо профаническом смысле, что хотят видеть здесь наиболее пристрастные антитрадиционные «критики» наших дней. Впрочем, поэзия изначально тоже не была той суетной «литературой», которой она сделалась в следствие вырождения в нисходящем движении человеческого цикла, и обладала подлинно сакральной природой. Следы её можно обнаружить ещё в классической западной античности, где поэзия ещё именовалась «языком Богов», что равнозначно выражениям, приведённым выше, потому что «Боги», как и ангелы, олицетворяют высшие состояния. ...
Этих нескольких указаний достаточно, думается нам, чтобы понять, как неправы насмехающиеся над сказками, в которых речь идёт о «языке птиц»; очень легко и просто высокомерно третировать как «предрассудки» всё, чего не понимают. Но древние - они-то хорошо знали, что они хотели сказать, прибегая к символическому языку». (Рене Генон. «Символы священной науки», глава «Язык птиц»)
Символический характер «языка птиц», оберегающий сакральное знание от профанации, сделал его излюбленным инструментом передачи знания у алхимиков. Об этом писал адепт Великого Делания 19-го века (который, вполне возможно, до сих пор живёт среди нас), известный под псевдонимом Фулканелли:
«Добавим, наконец, что арго [жаргон алхимиков] - одна из производных форм Языка Птиц, праязыка, основы всех других, языка Философов и дипломатов. Знание этого языка Иисус поверяет апостолам во время сошествия на них Святого Духа. Именно этот язык обучает таинствам естества и раскрывает самые сокровенные истины. ... Он предоставлял ключ к двойному ведению: науке сакральной и науке профанной. ... Традиция утверждает, что на этом языке люди говорили до сооружения Вавилонской башни - причины их совращения с истинного пути, а для большинства также и причины забвения Божественного наречия...» (Фулканелли. «Тайны готических соборов»)
Сошествие Святого Духа на апостолов. Армянская икона 13-го века.
Согласно Новому Завету, апостолы Христа, будучи до этого простыми необразованными людьми, после сошествия Святого Духа приобщились к ангельскому наречию - получили способность вдохновенно проповедовать: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния, 2:1-4).
Престол, с которого нисходят на апостолов лучи благодати, символизирует Царствие Небесное. Сидящий на нём голубь - символ Святого Духа, а два павлина по обеим сторонам Престола - олицетворение ангельских существ, обитателей рая, откуда нисходит на апостолов способность провещевать речью ангелов, которой владели и люди до смешения языков.
*****
Каким был тот единый язык, на котором, согласно библейской легенде, человечество говорило до вавилонского смешения наречий? В странах, где священными языками считаются еврейский и арабский, общепринято мнение, что первым языком человечества был прасемитский. Представляется более вероятным, однако, что этот праязык, как и другие исторические языки - лишь вторичный, адаптированный отголосок ещё более древнего священного языка. Согласно Традиции, он имел надчеловеческое, внепланетное происхождение, а звучание его слов в совершенстве отражало не только сущность вещей, но и их число, вибрационное значение.
Идрис Шах в книге «Суфии» назвал метод образования слов из трехбуквенных корней в арабском языке «почти алгебраическим». Подобный - математический по сути - принцип гармонического сочетания вибраций звуков в слове, судя по всему, и лежал в основе «языка Адама». Остаточное знание о гармонических соответствиях звуков (обозначенных арабским буквами) и чисел сохранилось в
суфийской кодировке абджад, применявшейся на Востоке для шифрования, передачи тайных значений слов и создания «магических» диаграмм.
Как работает «магия» абджад? Это можно понять, если вместить мысль, что звук, цвет, тактильное и зрительное воздействие, производимые явлением - суть одна и та же сущностная вибрация, воспринятая разными органами чувств.
Мы видим эту вибрацию запечатлённой не только в звуке гимнов и поэм, но и в камне великих соборов через сакральную пропорцию:
Мастерам-Строителям был хорошо знаком langue verte - «зелёный язык» Посвящённых.
Нынешнему поколению людей трудно даже представить себе то, каким был священный язык, - настолько современная речь отдалилась от него, утратив связь с сущностной вибрацией явлений. Владение «языком птиц» позволяет войти в соприкосновение с этой вибрацией, тайным числом вещи. Произнося слова на таком языке, иерофант называет объект тем самым именем, которое ему дал Творец, и тогда произносимое жрецом становится Божественным повелением.
Теперь вы понимаете, как царь Соломон мог повелевать «джиннами, людьми и птицами», и что означает фраза: «И даровано нам от всего сущего»?
Возможно, именно на этом наречии демиурги «пропели» и наш генетический код, повелев духу облечься плотью. Ведь
ДНК - тоже язык, обладающий ритмом, симметрией и гармонией, присущими речи не столько человеческой, сколько Божественной...
*****
Арабское название «сириакского» праязыка - лугах аль-суриани - имеет общий корень с праиндоевропейским корнем сур - солнце. Рене Генон назвал родиной адамического языка лежащую за пределами видимого мира страну, центр которой носит имя Гелиополис - Город Солнца. На языке «солнечного озарения» возвещают крылатые обитатели этого райского сада - ангелы, архангелы, сирины и алконосты.
О них, а также о нашем незапланированном визите в Храм Птиц -
в следующей теме.
В традиционном шатре иранских кочевников - ковёр ручной работы с изображением птиц из райского сада (фото моё).