А дело-то, судя по всему, обстояло ровно наоборот: есть
исследования, рассматривающие тамплиеров и госпитальеров Западной Европы как преемников традиций восточных школ. Эти рыцарские школы ранних суфиев называли футувва (от арабского фата, сравнимого по значению с русским выражением «добрый молодец»), a их внешней функцией была охрана караванов паломников к святым местам.
Начало движения футувва связывают с именем Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата, зятя и соратника Пророка Мухаммада ﷺ. (Стоит отметить, что, помимо этого, от Али берут начало линии духовной преемственности всех суфийских орденов, а от потомков Али и Фатимы - также линии генетической преемственности Людей Дома - сейидов). Кодекс чести, впоследствии ставший основой образа доблестного рыцаря без страха и упрёка, впервые появился среди последователей футувва и был основан на качествах, проявленных Али при защите от врагов. Среди них - отказ от действий, вызванных гневом или обидой, милосердие к побеждённым, мужество, самоотверженность, духовная чистота, забота о слабых, детях и женщинах.
Суфий
Абу Бакр Шибли, когда его спросили, что означает футувва, сказал: «Быть приверженным Истине в испытаниях, оставаться мягким под давлением грубой силы и отдавать ближним последнее в условиях лишений».
Впоследствии система ценностей футувва, выйдя за пределы чисто воинских объединений, стала основой адаба - кодекса чести суфийских братств и даже ремесленных гильдий. Адаб можно назвать редким примером положительного обусловливания. Он - важная часть работы обучающих групп Традиции, воспитание личности, неотделимое от укрепления
сущности. Как я писала
ранее, во многих из наших теккий на самом важном месте помещено напоминание об этом - каллиграфическая диаграмма, объединяющая личностные качества футувва: искренность, правдивость, стремление к добру и адаб.
Кроме суфийских сообществ, идеи футувва до наших дней отчасти сохранили некоторые восточные школы боевых искусств. Ещё до поездки в Иран мы знали о том, что в этой стране до сих пор жива оригинальная традиция зурхане («домов силы»), чьи ритуалы и термины напоминают как о футувва, так и о суфийских школах. Конечно, мы хотели посетить один из таких домов.
...В Исфахане - тёплый октябрьский вечер. Мы с Друзьями долго идём по тёмным извилистым переулкам старого города вслед за
Проводником. Он договорился с муршидом («мастером») зурхане о том, чтобы мы поприсутствовали на тренировке (как потом выяснилось, обычно в тот день недели занятий не бывает, но двое атлетов и муршид пришли специально ради нас).
Проводник рассказывает, что когда-то в молодости от сам занимался в одном из «домов силы». Раньше в зурхане женщин не пускали, поскольку атлеты занимались без верхней одежды, в набедренных повязках. Однако в последние годы запрет был снят, правда, атлетов обязали носить футболки и короткие штаны.
В общем, идём полным составом, включая женскую половину : )
Наконец, находим нужный адрес, где у входа нас уже ждёт муршид. Вход в зурхане по обычаю делается низким - около полутора метров, так, чтобы любой входящий обязан был склониться, помня о смирении. Обувь также всегда оставляется у входа, правда, нам, как гостям издалека, разрешили её не снимать. Всё же сняв обувь из почтения к хозяевам, по узкой лестнице мы спускаемся в основное помещение, где происходит тренировка.
Стены зурхане обычно увешаны портретами святых (с обязательным включением изображений народного персидского героя Рустама, Пророка Али и суфийского Мастера Пурья-и-Вали - о нём чуть ниже) и фотографиями бывших атлетов. Рустам, подобно нашему Илье Муромцу - герой народных сказаний, увековеченный в поэтическом собрании Фирдоуси Шахнаме, - идеал мужества и молодецкой силы в сочетании с бесстрашием и благородством.
Барельеф с изображением сцены из Шахнаме, где Рустам побеждает дракона (фото сделано в мавзолее Фирдоуси в Тусе)
Указание на тесную связь ранних зурхане с суфиями содержится также в фигуре одного из основателей этого боевого искусства - суфийского Мастера 13-го века Махмуда Хорезми родом из Ургенча, более известного в Персии как Пурья-и-Вали. Его считают образцом для подражания не только атлеты в персидских и азербайджанских зурхане, но и борцы в Турции. Возможно, не случайно зурхане, основанные суфием, имели большое сходство с дервишескими центрами.
Гробница Махмуда (фото сделано мной в Хиве, Узбекистан)
Музыкально-поэтическое сопровождение занятий атлетов во многом напоминает радения дервишей. Кроме того, отношения между начинающими и старшими атлетами построены по принципу братства, а термины, используемые в практиках зурхане, нередко напоминают суфийские: например, муршид (мастер) или фахр (бедность, духовная нищета).
Считается, что Пурья-и-Вали был мистиком и поэтом, и его авторству приписывают ряд стихов, в частности, такие:
Кто благодати ищет - низость пусть познает,
Не ниже ли земли вода, что жизнь питает?
(перевод мой)
Это двустишие содержит сразу несколько образных линий, одна из которых указывает на метод Школы, основанной Пурья-и-Вали. Дело в том, что не так много суфийских сообществ использовали подход к обучению «снизу вверх» или «воспитания ума через тело».
Возможно, в двустишии Пурья-и-Вали также содержится аллюзия на то, что место, где проходят занятия атлетов зурхане, всегда располагается ниже уровня пола. Оно называется гоуд - это октагональная арена глубиной около метра. Внутри неё создаётся особое энергетическое пространство и микроклимат с постоянной температурой. Чтобы обеспечить мягкую поверхность для состязаний борцов, дно арены в старые времена устилали хворостом, пеплом и слоем глинистой земли, но сейчас просто покрывают линолеумом. Гоуд окружен скамьями для зрителей, где мы и расположились.
Сакральным центром зурхане является возвышение, где находится мастер-муршид, задающий ритм и темп упражнений речитативом и барабанным боем. Как правило, он нараспев читает стихи Саади,
Хафиза, Руми, Фирдоуси и других суфийских поэтов Персии, а также куплеты-маснави, написанные специально для зурхане, называемые «цветок борцов». И, хотя задаёт темп муршид, он ориентируется на старшего атлета в группе, кто стоит в центре арены и вместе с муршидом руководит ходом действия.
Ход тренировки нам позволили записать на видео:
Click to view
Как видно из этих собранных воедино отрывков, тренировка начинается с разминки, после чего следуют упражнения с деревянными дубинками (миль) весом по паре пудов каждая, а затем металлическими щитами (санг), поднимаемыми и опускаемыми из положения лёжа. О переходе от одного вида упражнений к другому муршид оповещает ударом в колокольчик. Затем атлеты, обходя вокруг арены, раскачивают над головой инструмент в форме лука, к которому крепятся металлические цепи (каман). «Лук» тоже тяжёлый, он весит до 20 кг. После всего этого выполняется кружение, напоминающее о дервишеском ритуале сема. До 40-х годов прошлого века кульминацией занятий в зурхане было состязание в борьбе, однако до наших дней эта традиция не дошла.
Скульптура, изображающая борцов, в Хиве, Узбекистан
Барабанный бой задаёт темп упражнений, ставя атлетов в достаточно жёсткие рамки и заставляя их прикладывать больше усилий, чем те, что они прилагали бы самостоятельно. Дело в том, что человек всегда невольно себя жалеет, даёт телу поблажку. В условиях, когда муршид ориенируется на самого опытного старшего атлета, младшие участники вынуждены поспевать за более сильными, ставя тело в ситуацию вызова. Это заставляет их стягивать на выполнение задачи все ресурсы организма, включая те, что обычно отвлекаются на обслуживание программ нафса - эго.
В такие моменты атлеты способны достичь того, что спортивные психологи называют
«пребыванием в потоке» или «нахождением в зоне». Отличительными чертами этого состояния являются «сверхинтенсивная концентрация на выполняемой задаче, настоящем моменте, а также потеря рефлексивного самосознания».
Иначе говоря, при правильной организации процесса, ученикам зурхане и других видов боевых искусств становится доступным временное состояние ментальной и эмоциональной отрешённости, достижение которого путём обычной медитации может занять годы. Это ключ Пути Рыцаря: воин, свободный от оков эго, - непобедим, так как нечеловечески эффективен. Пассивные действия обычно не вызывают вхождения «в поток»: необходима активная деятельность и полная вовлённость в неё. Поэтому для определённого типа людей путь «через тело» является единственно возможным.
Вхождение «в поток» группы заметно отличается от отдельного «потока», поскольку оно по своей сути зависит от качества взаимодействия в группе. Групповой «поток» достижим, когда группа занимается общей деятельностью - как в случае музыкального коллектива или спортивной команды. И атлеты зурхане, как и дервиши во время радения, тоже являются примерами таких групп.
Действо, свидетелями которого мы были в зурхане, трудно назвать простой спортивной тренировкой, скорее его можно назвать литургией особого рода. В таком комплексном ритуале тело, текст и музыка работают сообща, создавая ощутимую энергию - как физическую, так и более тонкую, психическую.
...Я хорошо помню, как, входя в зурхане после долгого дня походов по жаре, все мы едва держались на ногах от усталости, так что и говорить не было сил. Зато уходили мы, сердечно поблагодарив наших хозяев, на удивление бодрыми, оживлённо обсуждая увиденное. Я думаю, всё это - благодаря взявшейся «ниоткуда» энергии, созданной при помощи древних методов «дома силы»...
Мне представляется весьма вероятным, что подготовка воинов в изначальной традиции футувва, а также у тамплиеров и в более поздних рыцарских орденах, была по сути именно такой. Особенностью этих Школ было видение человеческого организма как сложной системы, где отсутствует чёткая граница между психическим и физическим. Тема взаимного влияния психики на физическое тело - и наоборот - в практиках школ Традиции очень многогранна...
Но исследовать её (на примере молитвенных поз) мы продолжим в
следующей заметке.