В нашем мозге нет чётко разграниченных участков, отвечающих только за высшие или только за физические функции, поэтому, говоря о человеке, невозможно разделять тело и дух. Существует двусторонняя связь между положением тела и психическим состоянием, и она хорошо известна Традиции с глубокой древности. Знание того, что сейчас называют психосоматикой, не только составило основу методов
школ боевых искусств или йоги, - оно также делает понятным предписание определённых поз во время молитвы.
Арабское слово ас-салат, которым обозначают молитвенный ритуал, имеет значение «связь, контакт». Молиться - значит выходить на связь с высшими силами. Когда мы выходим на связь с человеком, что мы делаем? Мы поворачиваемся к нему лицом или прикладываем к уху телефонную трубку. Мы понимаем, что без этих телодвижений контакт будет затруднён или невозможен.
Суть молитвенной позы точно такая же - облегчить связь, доступ к высшим силам.
Ф.Де Сурбаран. Молитва святого Франциска Ассизского (1635-1639)
Что мешает доступу? Любой, наверное, скажет, что, в первую очередь, - завеса самости, эго. Поэтому первая и важнейшая роль самых распространённых молитвенных поз - приглушить или приостановить функционирование низшего «я». С этим лучше всего справляются позы с необычными положениями головы: когда голова низко опущена, или откинута назад, или максимально повернута в сторону.
Склонённая голова, например, используется в практике «умного делания» или Иисусовой молитвы последователями исихазма - эзотерического течения в христианской традиции, как и дервишами во время поминания Бога - зикра. Когда подбородок касается груди, взгляд вынужденно фиксируется на одной точке, что позволяет снизить поток сенсорных стимулов. Эту позу сильно не любит механическая часть ума, чьей пищей как раз и служат внешние раздражители.
Голова, запрокинутая назад, используется в упражнениях йоги, а также в некоторых суфийских практиках. Такого положения головы всячески избегает рефлекторная часть эго, поскольку данная поза противоестественна животному началу. Земноводные никогда не переворачиваются на живот, и высшие животные оставляют горло незащищённым, только прося пощады или демонстрируя покорность. Это поза беспомощности, потери контроля: она подавляет низшее «я». Людям со стремлением доминировать и контролировать всё и вся данная поза даётся чрезвычайно трудно, и, тем не менее, именно им она наиболее полезна. В этом положении само тело человека заставляет его передать контроль над ситуацией высшим силам.
Ещё более выраженная «поза покорности», инстинктивно принимаемая высшими животными, в том числе приматами - пасть ничком, прижав к земле голову и конечности. В этой позиции также оставляется открытой наиболее уязвимая часть тела - шея, и как нападать, так и защищаться из этого положения затруднительно. Поэтому распространённая в древности молитвенная поза - падение ниц (то есть на живот, вниз лицом) - также автоматически принижает эго, заставляет внутренне «сдаться на милость». «И молился Давид Богу о младенце, и постился он, уединившись, провёл ночь, простёршись на земле» (Цар., 12:16). В Ветхом Завете это ещё называлось «пасть на лице» («и пал Авраам на лице своё»). Согласно Второзаконию, Моисей падал ниц перед Богом сорок дней и сорок ночей. Иисус пал на лице в Гефсиманском саду, подчиняя свою человеческую волю Высшему намерению.
В.Г.Перов. Христос в Гефсиманском саду (1878). «И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:36).
Сейчас простирание ниц практикуют редко. Более распространённым вариантом «позы покорности» во всех религиях Книги является земной поклон, когда земли касаются только лоб, ладони, колени и стопы. С земным поклоном молился царь Соломон при освящении Иерусалимского храма, однако в современном иудаизме эта поза почти не практикуется. Земной (великий) поклон сохранился в православном обряде, правда, его не делают в праздники и в воскресенья, так как считается, что в эти дни человек должен праздновать близость к Богу не как раб, но как сын. В исламе земной поклон является частью намаза - ежедневной пятикратной молитвы. Согласно одному из сохранившихся высказываний Пророка Мухаммада (мир ему!), «ближе всего к своему Господу раб Божий оказывается во время совершения земного поклона» (когда лоб касается земли).
Х.Вернет (H.Vernet). Араб в молитве (1860)
В христианстве чаще практикуется поясной (малый) поклон, и он тоже полезен в попирании эго. Как сказал святой Иоанн Кронштадский, «гордость кланяться не любит». Я знаю людей (включая себя двадцать лет назад), которым поклоны кажутся проявлением отсталости или раболепия, но на самом деле такое отношение - свидетельство их гордыни. Пересилив себя и склонив хотя бы голову, гордый человек приближается к возможности ощутить смирение.
Коленопреклонение также помогает войти в правильное состояние, будучи позой подчинения, беззащитности. Если проблемы человека вызваны его гордыней, то простое пребывание в таком положении улучшает его ситуацию. А вот, развалясь в кресле и закинув ногу на ногу или засунув руки в карманы, молиться действительно трудно...
Дело в том, что наши ментальные, эмоциональные и двигательные функции связаны в одно целое, поэтому определённые душевные состояния всегда сопровождаются определёнными движениями тела, и наоборот: принятие какой-либо позы неизбежно вызывает соответствующие ей эмоции. В книге «В поисках чудесного» ученик Г.И.Гурджиева, П.Д.Успенский писал: «Человек не может выйти за пределы своего репертуара поз мышления и чувства, пока не изменит двигательные позы». И далее: «Страх, отвращение, нервное возбуждение или спокойствие можно создать намеренным изменением позы» (глава 16).
То, о чём знали древние школы, в последние десятилетия подтверждают психологи: чтобы вызвать желаемую эмоцию, нужно принять позу и имитировать мимические движения, соответствующие этому состоянию. (Например, даже искусственное вызывание улыбки на лице вызывает улучшение настроения. Или, когда мы сжимаемся от страха в кресле у зубного врача, нам велят опустить плечи, приняв «позу уверенности». И это действительно помогает, - хотя бы на время, - потому что выпрямленная спина и развернутые плечи считываются как «опасности нет, ситуация под контролем», и эндокринной системе посылается сигнал прекратить выброс гормонов стресса).
Позы покорности и смирения нужны, конечно, не Богу - они нужны нам, чтобы чувствами войти в состояние вопрошающего. Даже чтобы получить хлеб наш насущный, нужно раскрыть ладонь и протянуть руку. То же касается и надсущного хлеба. Кстати, именно в этом смысл поднятых в молитве рук с раскрытыми ладонями - «руце воздев на высоту». О том, насколько эта поза может быть действенна, свидетельствует история из Ветхого Завета: во время битвы израильтян с амаликитянами Моисей держал руки поднятыми вверх, и, пока они были воздеты, его народ одерживал верх, когда же руки опускались от усталости, побеждали амаликитяне. Поэтому Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до самого захода солнца (Исх. 17:8-16).
Дж.Тиссо (J.Tissot). Моисей на горе во время битвы (1896)
Так молились и ранние христиане, воздевая руки. Эта поза запечатлена на стенах подземных катакомб, в которых устраивались первые храмы - мы видели их во множестве в турецкой Анатолии. Сейчас эта практика по большей части ушла в прошлое.
В христианстве руки при молитве, а особенно при получении благословения держали и скрещёнными на груди (в так называемой «позе причастника»). Это же положение рук встречается у дервишей при выполнении некоторых упражнений и при выражении почтения Учителю. Тело говорит чувству: «я получаю нечто очень ценное и хочу сохранить его».
Ф.Айец (F.Ayets). Дева Мария (1869)
А вот держать руки за спиной во время молитвы не разрешается ни в одной традиции, так как этот жест препятствует открытости и ассоциируется со стремлением что-то утаить.
*****
Отдельная группа поз способствует молитве-концентрации: стоя, сидя на стуле или на коленях, либо со скрещёнными ногами (в позе лотоса). Во всех случаях голову держат прямо, и позвоночник тоже должен быть выпрямлен. В таком положении мозг снабжается кровью и цереброспинальной жидкостью наилучшим образом. И то, и другое - носители тонких энергий (к вопросу значимости кровообращения мы вернёмся чуть ниже). Даже чуть согнув позвоночник, мы препятствует этому потоку, поэтому очень важно сидеть прямо. Позу сидя на стуле с прямой спиной и ровной посадкой головы Б.П.Муравьев, ещё один русский ученик Гурджиева, называл «позой мудреца», а в Древнем Египте, по его словам, она была известна как «тронная поза» (не путать с тронной позой в йоге).
Статуя Хефрена, сидящего на троне (2520 г. до н.э)
В главе 20 книги Муравьева «Гнозис» даётся подробное описание медитации в этой позе, способствующей самовспоминанию.
Муравьев также упоминает столпостояние - длительное нахождение в положении стоя на очень маленькой поверхности вроде вершины горы, колонны или высокого дерева, где необходима бдительность и неустанный контроль за телом для сохранения равновесия. Этот экстремальный вид молитвы-концентрации практиковали христианские подвижники - столпники, развивающие чудодейственные силы исцеления и предвидения.
Симеон Столпник и Давид Солунский, икона 15 в.
*****
Некоторые положения тела во время молитвы или медитации принимаются для того, чтобы естественным образом регулировать ритм, скорость и глубину дыхания. При этом важно также то, какая часть лёгких задействуется больше. Дыхание верхней частью лёгких обычно свойственно состоянию эмоционального возбуждения, дыхание нижней третью лёгких - спокойному, расслабленному состоянию. Соответствующие изменения происходят и с мозговыми ритмами. Замедление дыхания способствует интроспекции и самовспоминанию, так как ум, по выражению Дионисия Ареопагита, «сам к себе возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая». Однако произвольно управлять дыханием может быть небезопасно, и принятие правильной позы - гораздо лучший выход.
Последователи исихазма, так же, как дервиши мистических направлений, используют «позу зародыша», при которой человек, сидя на земле или на низкой скамейке, наклоняет голову так, что она либо касается колен, либо находится между них. Ноги в коленях согнуты.
Дервиш под деревом. Индия времён Великих Моголов, 18-19 в.
Даже чтобы принять такое положение, нужно научиться эффективно расслаблять мышцы тела, а это на добрую половину решает вопрос снятия напряжения. «Поза зародыша», сильно ограничивая поток зрительных восприятий, также вынужденно замедляет дыхание, делая его более редким. Практики Иисусовой молитвы по этому поводу приводят слова святителя Григория Богослова: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышишь».
Время от времени возникают дискуссии о том, какая практика появилась раньше - «умное делание» или тихий зикр, однако вопрос не имеет ответа, поскольку поставлен неправильно. И та, и другая практика идут из единого корня, лежащего за пределами видимой реальности, и их появление имеет отношение к сущности, жившей на земле в теле величайшего из ветхозаветных святых пророка Илии (он же Хизр суфиев). Согласно Писанию, святой молился именно так: «Взошед на вершину Кармеля, склонился Илия к земле и положил лице своё между колен» (3 Цар. 18:42)
Рассказывают, что суфийский мистик
Байазид Бистами проводил почти всё время в молитве, сидя на земле и положив голову между колен. Иногда он поднимал голову, глубоко вздыхал, после чего снова возвращался в прежнее положение. Судя по всему, его дыхание было сильно стеснено (если не вообще приостановлено) «позой зародыша», поэтому и требовалось время от времени делать глубокий вдох. Кроме замедления дыхания, данная поза у большинства практикующих также перемещает его в нижнюю треть лёгких, успокаивая «летучий ум» и приглушая эмоции.
(Кстати, суфийские упражнения латаиф с поворотами головы имеют схожее воздействие на дыхание: попробуйте, сидя прямо, повернуть голову до предела влево или вправо, а затем попытайтесь вздохнуть - глубокого вдоха у вас не получится, поэтому придется дышать нижней третью лёгких, ближе к солнечному сплетению. И это именно то, что требуется).
*****
Молитвенная поза влияет не только на эмоциональное состояние. Она также определяет характер кровообращения, и здесь следует вспомнить одну важную мысль, высказанную Гурджиевым в «Рассказах Вельзевула», которую мы однажды
уже обсуждали: существует два разных типа кровообращения, соответствующих двум видам сознания (обычному, автоматическому, и подлинному, объективному сознанию). Изменяя тип кровообращения, можно временно устранить доминирование механического сознания и создать возможность (только возможность) проявления в нас подлинного сознания.
С этой точки зрения интересны некоторые позы хатха-йоги, а также ритуальные поклоны намаза (они называются ракаат), задающие то или иное крово- и лимфообращение. Ракаат включает в себя без малого все виды молитвенных поз, рассмотренных выше: стояние, поясной поклон, земной поклон и сидение на пятках, и этот ритуал всё чаще сравнивают с йогическими упражнениями. На картине французского художника, помещённой ниже, запечатлены почти все эти позиции:
Ж.-Л. Жером (J.-L. Gérôme). Вечерняя молитва в Каире (1865)
Начинается ракаат с позы стоя, выпрямившись. В этой позе кровь притекает к конечностям, особенно нижним. Это наше обычное положение. За ним следует поясной поклон, при котором происходит небольшое нагнетание крови в верхнюю часть тела. Затем - выпрямление, и далее - более глубокий, земной поклон, при котором семь точек тела касаются земли - лоб, две ладони, оба колена и пальцы ног. Таз должен находиться выше плеч, как у человека в жёлтом халате на картине. Поза земного поклона направляет уже более сильный ток крови и лимфы в верхнюю часть тела, особенно к голове, лёгким и брюшной полости. В хатха-йоге данное положение называют «полупозой черепахи», и она известна тем, что улучшает кровоснабжение мозга, исправляя недостаток кровотока, вызванный прямохождением.
Следующая за этим поза сидения на пятках с подогнутыми под себя ногами (она запечатлена на картине другого французского художника ниже) также примечательна. При ней происходит пережатие бедренных артерий и, за счёт этого, достигается д
ополнительное кровоснабжение внутренних органов, особенно сердца и мозга. Если при обычном положении открыта треть их капилляров, то поза сидя на пятках открывает их на две трети, усиливая кровоток.
Н.Дине (N.Dinet). Имам, предводительствующий в молитве (1922)
*****
В заключение хотелось бы оставить мысль: молитвенная поза, несомненно, важна - как важно говорить в трубку при разговоре по телефону. Но всё же самое важное - сам разговор. Можно научиться идеально подносить трубку к уху и радоваться процессу, но если пропала связь, какой в нём смысл?