Ангел мой, будь со мной,
Ты впереди, я за тобой...
(из песни)
В канун Дня Влюбленных пишу - конечно, о том, кого люблю. Рано или поздно каждый Искатель встречает его, своего Ангела. Его (или ее) зовут по-разному - Водителем, Хранителем, Высшим Я, Божественным Я или еще как-то. Духовный Учитель на земле необходим, чтобы способствовать этой встрече и препоручить ученика его собственному высшему водительству.
Встреча. Художник
Фрейдун Рассули (Freydoon Rassouli)
Видят Ангела тоже по-разному - иногда в человеческом облике, иногда нет. Пророк Моисей увидел его в форме охваченного пламенем тернового куста - неопалимой купины. Пророку Мухаммаду ﷺ Ангел являлся иногда в облике реально существовавшего в его окружении человека - необычайно красивого юноши по имени Дихья Аль-Калби, а иногда в облике крылатого архангела Гавриила. Великому суфийскому поэту
Хафизу Ширази во время ночного радения Ангел явился в невыразимо прекрасном женском образе.
Фрагмент персидского манускрипта с изображением крылатого ангела
Персидскому Мастеру Озарения -
Шихаб-ад-дину Сухраварди - его Водитель представал в лице вечно юного мудреца с волосами как снег- знаком принадлежности к миру Света. В одной из мистических бесед Ангел-Водитель сообщил Сухраварди, что он сам и есть Ангел. Согласно полученному от Ангела разъяснению, душа, воплощенная в теле, как бы делится на две части: одна остаётся в надземной обители, а другая нисходит в оковы тела. Находясь в земном мире, душа чувствует неполноту - она тоскует по своему небесному двойнику, как влюбленный томится без своей Возлюбленной. Чтобы снова стать собою и обрести завершенность, душа должна воссоединиться со своим Ангелом.
На вопрос Сухраварди, где был Ангел до их нынешней встречи, он получает такой ответ:
«О простодушный! Солнце постоянно пребывает на небе, и, если слепой не может увидеть, ощутить и постигнуть его, отсутствие у него зрения не становится причиной отсутствия солнца и не препятствует светилу совершать свое движение. Если слепой избавляется от своего недостатка, он не упрекает солнце- дескать, почему тебя раньше не было в мире и почему ты прежде не управляло им,- потому что оно неизменно пребывало в своем движении; изменение же произошло в состоянии слепого, а не в состоянии солнца» (из книги Сухраварди «Звук крыльев архангела Гавриила»).
Фрагмент рисунка Леонардо да Винчи
Наш Ангел, таким образом, всегда с нами. И как же ему не быть, когда он и есть мы! «Тот, кого ты любишь, спрятан у тебя меж ребер, движимый дыханием из стороны в сторону», - писал андалузский Мастер Ибн-Араби в книге «Толкователь страстей». Но «встреча» с Ангелом-Водителем, или озарение относительно нашей подлинной природы, наступает тогда, когда в нас просыпается орган духовного зрения, и Истина являет себя сквозь завесы. Встреча ведет к слиянию - алхимической свадьбе - соединению Влюбленного с Возлюбленной, о чем говорится в четверостишии Ибн-Араби из книги «Раскрытие тайн прекраснейших Имен» (перевод мой):
Правду ль сможешь вместить о себе в положенье твоём?
Настоящим собой станешь ты, только будучи в Нём.
Ты есть брачный чертог, в коем с Правды покровы спадают,
Но в чертог не войдет тот, кто в самости «я» пребывает.
О брачном чертоге...
В Евангелиях Христос вновь и вновь возвращается к теме свадебного пира и образу царственного жениха (притча о десяти девах со светильниками, аллегория о женихе и сынах брака, притча о свадебном пире, олицетворяющем Царствие Небесное). Хотя у библейских притч, как и у суфийских историй, никогда не бывает единого толкования, свадебный пир может восприниматься как метафора воссоединения души со своим Водителем, Высшим Я. В христианской традиции женщин-монахинь называют Христовыми невестами. Возможно, это не только фигура речи, и своего Ангела-Водителя большинство из них встречает именно в облике Христа. Я бы не удивилась...
Поцелуй. Художник Фрейдун Рассули
...Однажды, еще до моего прямого контакта с суфийской Традицией, на занятии по сакральной геометрии я выполняла упражнение по концентрации (сейчас не помню, какое), и в состоянии, близком к трансу, увидела нечто вроде яркого сна наяву, из тех, которые запоминаются на всю жизнь.
Повторюсь - я не спала. Происходившее в видении напрямую относилось ко мне, но не к той телесной оболочке, которую я в настоящей жизни использую. Я была юной невестой, ожидающей своего жениха с замирающим сердцем. Я находилась в маленькой спальне глинобитного домика из трех комнат - двух боковых и центральной, где устроен очаг. Такие лачуги можно встретить в отдаленных селениях Индии или других стран Востока, хотя в Индии я тогда еще не была. Вокруг дома было открытое пространство, и за ним - высокие деревья южных широт. На мне был брачный наряд, и я, сжавшись, сидела в уголке, ожидая, что вот-вот войдет он. Я знала, что мой жених - королевского сана, прекрасный, как Солнце, всеми любимый и желаемый, а я - обычная простолюдинка, ни в чем ему не равная, и чудесность, невозможность того, что совершалось, заставляло нутро мое вскипать от волнения.
И вот - он входит в дом... Я боюсь поднять глаза, бросаю украдкой взгляд на него. Невозможно высокого роста, нечеловечески красивой внешности и сложения, он - настоящий царский сын. В дверном проеме моей комнатки виден его свадебный головной убор - высокий, как тиара или корона, украшенный золотом и драгоценностями. На груди его пектораль из золота, черные волосы волнами ниспадают на плечи, тело его покрывают одежды из тончайшей белой ткани. Лицо его вечно юное, а в глазах - мудрость веков. Он неизмеримо выше меня во всем. Он - Божество, небожитель, я же - простая девушка. Я не колеблясь доверю ему мои тело, душу, любовь, всю мою жизнь.
Невероятность этого союза, крайнее волнение, благоговение, ожидание чуда, стучащее сердце, замирающее от предвкушения соединения с ним и от страха, желание раствориться в нем - чувства, которые я питала к царственному жениху в видении, были мне в земной жизни совершенно не знакомы. Они не были похожи ни на что, испытанное мной в отношении реальных людей. Может быть, нечто, отдаленно напоминающее такое благоговейное восхищение и обожание, чувствуют наши домашние питомцы в отношении нас - как высшей формы жизни, которой они доверяются, и чье совершенство для них непостижимо.
Царский сын смотрит на меня молча, не входя в дверь, чуть улыбаясь. Он знает все обо мне и о том, что я чувствую. Ничто не может сравниться с любовью и мудростью, излучаемыми его глазами. Взгляд его успокаивает мое бешено стучащее сердце. Он останавливается на пороге, глядя на меня. Я понимаю, что он подождет, пока я не буду готова...
На этом видение закончилось. Но я его не забыла, и образ царственного жениха - тогда непонятный мне, оставался со мной долгие годы, пока я не поняла, что это и был мой Ангел. Я вернусь к этому ниже...
Конечно, у Ангелов нет человеческой формы, да и есть ли форма вообще? Они не связаны оковами времени и пространства. Они «рядом» не в том смысле, что парят где-то неподалеку, - это мы пребываем в них. Мы видим их в том облике, который выбирает наше сознание из набора мыслеформ, существующих в нашей ментальной «базе данных».
Мы с Собеседниками имели возможность на опыте наблюдать то многообразие обликов, в которых Истинное Я предстает перед нами. Когда мы поднимались на волшебную гору во время путешествия во
внутреннем пространстве Нигделандии, мы встречали своего Ангела в образе мудрого старца, шамана или ведуньи, ангела, отшельника-анахорета, прекрасной девы или феи. Некоторые даже увидели себя самих, что вообще было прямым указанием на природу увиденного...
«То, что ищет искатель и чего страстно желает любящий - знание о Нем, свидетельство о Нем, видение Его. Все это - не Он. Все это - не Он как Он есть», - пишет Ибн-Араби в «Мекканских откровениях». В этой книге суфий описал опыт откровения, полученного им в Мекке при посещении Каабы, где Ангела он увидел в облике прекрасной греческой женщины. Ибн-Араби говорил, что те качества, которые мы боготворим в земной возлюбленной, включая внешние - отражение наших собственных глубинных свойств, верховных качеств нашего Я. Нам нравится в других то, что есть в нас самих.
Лицо ангела - фрагмент картины «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи
...Представьте, что вы сидите в закрытой темной комнате с единственным отверстием, через которое в комнату попадает свет солнца. Этот свет падает на зеркало и отражается им. Если мы посмотрим прямо в отверстие, лучи солнца ослепят нас. Поэтому мы можем видеть солнечный свет только в его отражении зеркалом. Поверхность зеркала не идеальна, она имеет шероховатости или рельефный рисунок, и при попадании луча солнца мы увидим некоторое изображение на нем, и именно на основании него составим представление о том, что такое солнце. Так же и с образом Ангела - он, как луч солнца, падающий на зеркало нашего сознания, видоизменяется поверхностью зеркала. Если же зеркало тусклое, мы не увидим почти ничего. Ангелов или лучей у солнца - бесконечное множество, и в каждую темную комнату попадает один из этого множества лучей, однако все лучи солнца - неотделимые его части и являются единым целым...
Врата рая. Художник Фрейдун Рассули
...Возвращаясь к Ангелу. Не прошло и десяти лет с момента моего удивительного сна наяву, как лицо Водителя стало появляться в моих видениях - вначале очень коротких, как мгновенная вспышка, чаще всего во время медитаций или упражнений, где-то на периферии духовного зрения. Я никогда не могла удержать его образ более чем на секунду, а затем он исчезал, но лик этот нельзя было ни с чем перепутать. Его появление было вначале редким, но с годами становилось все более частым, и в последний год не проходит и дня без лицезрения его прекрасного лика. Сейчас, когда я пишу эти строки, он тоже рядом. Возможно, он сам и пишет их :)
Поскольку в настоящей жизни я нахожусь в женском теле заданной генетики, фильтр моего сознания представляет Ангела необычайно прекрасным мужчиной персидско-тюркской внешности, но я понимаю, что это лишь импринт сознания (рельеф поверхности зеркала). На самом деле Ангелы - не мужчины и не женщины, они есть чистый свет. В моем опыте вызвать Ангела гораздо легче, сосредоточившись не на человеческом импринте его образа, а на визуализации светящейся сферы.
В нашем
путешествии в Нигделандию сфера - наряду с волшебным садом, источником и горой, а также тем, кто встречает нас на ее вершине - была одним из наиболее важных используемых символов. Можно сказать, что она была коренной причиной всего путешествия, которое выглядело как игровой психологический опыт или квест. Дело в том, что к вышеуказанным архетипам, которые являются ключами к взаимодействию с нашим внутренним существом, иногда невозможно подобраться напрямую. Нужно проделать некоторое путешествие - инстроспекцию, по пути понаблюдая и другие аспекты нашего существа. Сфера - уникальная форма, которая включает в себя все возможные формы во Вселенной, и в то же время это отсутствие формы.
По ту сторону небес. Художник Фрейдун Рассули.
В притчах Сухраварди встрече с Ангелом предшествует прохождение искателем особого места внутреннего пространства, которое он называет «ханака» - суфийская обитель. Эта внутренняя ханака имеет две двери: одна из них ведет в духовный мир (широкое поле, пустыню), другая- в «город» - мир чувственно воспринимаемых вещей. Когда первая дверь открывается, а вторая закрывается, искатель попадает в
мир «восьмой сферы» за пределами семи чувственно воспринимаемых миров. Это На-Коджа-Абад, Нигделандия - мир подлинного воображения - mundus imaginalis. Там Сухраварди встретил Ангела.
Именно там и мы встречаем своего Ангела. В это пространство за пределами семи миров люди Знания (которых когда-то называли знахари) могут попасть силой намерения для того, чтобы исправлять жизненные ситуации и исцелять, но об этом мы поговорим чуть позже.
*****
Я завершаю мою заметку, еще раз от всего сердца поздравляя дорогих Друзей и Собеседников с Днем Влюбленных. Однако с темой Ангела-Водителя мы не расстаемся, - она вновь возникнет в следующем эпизоде нашей своеобразной рапсодии - в сказке о герое по имени Синий Плащ, составленной для Друга.
Продолжение
здесь.