Иван, Ливан и Айван

Feb 16, 2016 23:55

Оригинал взят у carmelist в Иван, Ливан и Айван



Сходил вторично в хайфский музей города на экспозицию под пафосно-неоднозначным названием "Арабская архитектура: Хайфа" (1860-1930). А там нашелся повод, чтобы рассказать вам об еще одном редком архитектурном термине, с процессом идентификации которого я сталкиваюсь вторично в последние месяцы (ауу.. доктор i_drlis). Его значение устроители выставки незаслуженно уменьшили до размеров крошечного зальчика со схемами традиционного городского арабского дома. Куратор выставки назвала этот дом "ливанным" и объяснила, что это старое арабское слово, обозначающее..

Айван

Куратор ошиблась, слово конечно не арабское. Оно появилось вместе с обозначаемым им артефактом на территории современного Ирана задолго до первого халифата. Почти все энциклопедические словари сообщают, что айван (или эйван, иван, ливан) - слово персидского происхождения и имеет, главным образом, два значения. В средне-азиатских жилищах и мечетях это навес или галерея с плоским покрытием, стоящие на столбах. Эйвон говорят таджики, указывая на крытую террасу.

Второе значение этого слова тоже пришло из Персии. Им называли закрытый только с трех сторон и сверху, но полностью открытый, как правило, на север зал для отдыха и для приема гостей. Это было своего рода римское патио, положенное набок. Ориентация на север и отсутствие прямой инсоляции позволяли в течение жаркого летнего дня поддерживать в айване комфортную температуру. Вдоль трех стен айвана устраивались мягкие места для отдыха - диваны :)



Золотое время айванов наступает в Иране в начале нашей эры. Во всяком случае в европейской традиции принято отсчитывать возраст айвана от империи Сасанидов. Тамошние строители - виртуозы кирпича и камня, маги сферических куполов. Последние они артистически возводили на квадратном основании при помощи тромпа, что совсем непросто даже сегодня. Однако иконой сасанидской архитектуры стали вовсе не они, а огромные дворцовые айваны, перекрытые эллиптическими сводами. Гигантская монументальная форма айвана подчеркивала симметрию дворца и фактически определяла композицию его главного фасада.



"Самая грандиозная постройка эпохи Сасанидов - дворец в Ктесифоне, называемый Таки-Кисра. Его план восстановлен по остаткам фундамента. Восточный фасад дворца прорезан грандиозным арочным проемом, напортив нее располагалась вторая арка, на другом стороне двора. Главный фасад дворца заслоняет остальное здание, он разделен на ярусы архитравом, полуколоннами (сгруппированными попарно) и системой арок, заимствованных из римской архитектуры. Поверхность фасада некогда была оштукатурена алебастром. Свод айвана наполовину врезался в корпус здания. За айваном располагался сводчатый зал такой же ширины." (источник)



"Два главных зала на главной оси окружены 4 прямоугольными угловыми залами, и двумя небольшими квадратными, вероятно, с купольным покрытием. Внутренние помещения простые по форме, без членений внутреннего пространства, и перекрыты цилиндрическими сводами, их разделяют толстые сплошные стены. Были обнаружены остатки потолочных и настенных мозаик из цветного стекла, мрамора и перламутра. Этот дворец относят к периоду правления Шапура I (III в.) или Хосрова I Ануширвана (V в.). Вероятно, жилые строения находились на платформе (125 х 75 м, высотой до 6 м) южнее дворца. Предположительно перед дворцом был разбит сад." (источник)



На этой фотографии - айванный дворец основателя династии сасанидов Арташира I.



Зороастрийцев-сасанидов в начале седьмого века вытеснил Арабский халифат и, как это обычно происходит в истории, завоеватели наследовали достижения завоёванных или попросту использовали их сооружения для своих нужд. Айвану в этом отношении повезло. В постсасанидском Иране и соседних исламских странах он не просто получил дальнейшее развитие, а определил облик культовых сооружений. Айванные порталы стали лицом множества мечетей и медресе. На фотографии - всемирно известная площадь Регистан в Самарканде с тремя айванными медресе.



Бухара. Мечеть Калян.



Мечеть в Исфахане. Фотография danperry 1977 г.

По сути, айваны формировали и образ персидский мечети. Её двор с бассейном для омовения по периметру обнесён галереей. В центре каждой галереи расположен айван. Один из айванов является входным порталом в купольный харам.

Айванные дома Хайфы.

На территорию Палестины первые арабы пришли тоже на волне завоеваний халифата в седьмом веке. Надо полагать, первые айванные сооружения появились примерно в то же время. Устроители выставки в Хайфском музее ничего не рассказывают об истории появления айванных сооружений в Палестине и в том числе в Хайфе. Были ли айваны в домах Старой Хайфы (Хайфа-эль-атика) мы тоже не знаем, от того периода не осталось ничего. Немного больше нам известно о Новой Хайфе. Но и той сейчас уже не существует. В исторических районах Хайфы с традиционным проживанием арабского населения вычленить айваные здания в массе поздних перестроек мне не удалось. Возможно позднее, когда реально встречу такое здание, сфотографирую его и покажу вам. А пока - что есть.

Рисунки, которые вы увидите ниже, насколько я понял взяты для выставки из исследования проф. Рона Фукса об архитектуре Палестины прошлых веков. Первый из них показывает самый типичный одноэтажный айванный жилой дом. Он состоит из трех квадратных в плане помещений, высотой около семи метров, перекрытых крестовыми сводами. Центральный зал - айван, он же коммуникационное пространство дома.





Новая Хайфа (Хайфа-аль-джадид). Фотография 30-х годов из коллекции Симона Ланды. Эта застройка былаполностью снесена во время войны за независимость в ходе операции Шикмона. По идее все дома на этом снимке должны быть айванные. Увы с крыш это незаметно.



Еще пара листов скетчей из работы Рона Фукса. Обратите внимание на разнообразие городских одно-двухэтажных айванных зданий. Некоторые айваны открытые, часть закрыты окнами. Некоторые из них можно рассмотреть на фотографиях ниже.





Район улицы Аббас. Тоже 30-е. Тут довольно отчетливо видны одно и двухэтажные айванные здания.



Еще одна фотография начала прошлого века. Вади Салиб (Ущелье Креста). Тут на фасадах можно разглядеть довольно много арочных проемов айванов.



Легендарный для Хайфы дом Хури. Терраса на главном фасаде - продолжение главного пространства дома, который Рон Фукс тоже считает айваном.



Похожее решение на сохранившемся доме семьи Маджалани.



Начало строительства домов на улицах Бальфур и Массада. Справа на подъеме три двухэтажных айванных дома.



Примечательно, что архитектор Александр Бервальд, проектируя первое здание Техниона в десятые годы прошлого века, так же использовал образ айвана для создания нового местного архитектурного языка с восточным акцентом. Прием впоследствие использовался в Хайфе много раз в различных общественных зданиях, в том в здании мэрии, центральной синагоги и др.





А как вам этот входной айван в жилой дом работников Электрической компании по улице Бен Егуда 41. Он тоже построен в первой половине 20 века.



Надо сказать, что айваны на их родине в Иране строят до сих пор. На этой фотографии danperry фрагмент фасада гостиницы в Исфахане с айванами во внутреннем дворе.

Архи-термины:

акант айван амфипростиль арка аркбутан архивольт архитрав Атеней балюстра бусы волюта гипотрахелион+ 1 дорический ордер замковый камень ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+ 1+ 2+ 3 крестовый свод кора кариатида капитель+ 1+ 2 колонна контрфорс кронштейн+ 1+ 2 консоль киматий каблучок коринфский ордер лемех ложечка ложная арка модульон нервюра+ 1 неф+ 1 ов облом одеон пилястра+ 1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие столб трансепт фиал+ 1 четвертной вал число каннелюр эхин

Previous post Next post
Up