Игорь Торик спровоцировал очередной диспут на вечную тему: "
Любите ли вы Гауди?". Что вам сказать, я действительно предпочитаю употреблять гауду, а не Гауди. И, как часто выясняется, я не одинок в своих предпочтениях.
А вы знаете, в чем причина? В том, что Гауди - от-кутюр от архитектуры. Причем он - не строгая, лаконичная и понятная классицистка Коко Шанель, а безалаберная с виду авангардистка Вивьен Вествуд в реинкарнации более чем столетней давности.
Отсюда проблемы пищеварения и восприятия. Они разнообразны, но чаще наблюдается два вида типовой реакции публики: счастливое повизгивание от лицезрения непонятно чего, но зато вместе со всеми, или резкое неприятие непонятно чего по причине стойкого генетического нигилизма.
Себя я бы отнес ко второй категории, если бы не моё образование, стимулирующее постоянную головную боль. Ну представьте себе, только утром продрал глаза - перед тобой архитектура, по дороге на работу все вокруг - архитектура, за рабочим столом ... Эх! И так до самой ночи. Это профессиональная болезнь. Не секрет, и я и все мои коллеги - тяжело и неизлечимо больны архи-шизофренией.
И как шизофреник шизофреника, я Гауди понимаю, т.е. местами люблю, местами ненавижу. Завидую, короче. И, главным образом, завидую тому, с какой блистательной лёгкостью он интерпретирует классику.
Вот и сейчас после поста Игоря полез в свои давние фотографии парка Гуэль и в очередной раз растрогался. Сижу и смотрю, как дорические эхины плющатся под весом восьмиугольных абак, спиральные косички каннелюр обвивают склоняющиеся колонны, а чувственные капли гут стекают по излишне геометризированным триглифам. Это каталонский ренессанс по Гауди. Причем в отличие от итальянского гаудианское возрождение начинается в глубинах греческой архаики и, пройдя сквозь готику и романский брутализм, возвращается к античности.
Ордерная система Парка Гуэль.
Начнем с Крито-Микенского мира. Это, на мой взгляд, интерпретация тамошнего догреческого ордера. Сравните колонны в Кноссе и в парке Гуэль. Утонение ствола к низу (ну почти), тяжелая шапка капители, плоский эхин.
Хотя иногда я смотрю на профиль этих гордых колонн и мне видятся в них силуэты кариатид. А иногда и статуй с острова Пасхи (но это совсем не реально для Гауди).
Тут совершенно нет сомнений перед нами гаудианское прочтение египетского ордера. Правда в смеси с каталонской готикой. В конце я объясню причину этого мнения.
Поздний романский стиль или раняя готика. Нервюры, арки, своды, нервюры...
И все таки романский, посмотрите на капительки колонн.
Дорический ордер Гауди - самый элегантный. У него, как мне показалось два прототипа. Первый - римско-дорический, в нем заимствованы все элементы ордера. Второй - греческая архаика. Это легко понять сравнив эхин храма Посейдона в Пестуме и тот, что мы видим ниже у Гауди.
Гуты или, по-нашему, капли :)
Ну а это просто каталонская готика от Гауди. Её основной признак - плотно расставленные наклонные опоры аркбутанов - "костылей", как их называл сам Гауди.
Photos (c) carmelist.livejournal.com
Архи-термины:
акант амфипростиль аркбутан архитрав Атеней балюстра бусы волюта гипотрахелион+
1 дорический ордер ионик ионический ордер истинная арка каннелюра+
1+
2+
3 крестовый свод кора кариатида капитель+
1+
2 колонна контрфорс кронштейн+
1+
2 консоль киматий каблучок лемех ложечка модульон нервюра+
1 неф+
1 ов облом пилястра+
1 плинт полка пинакль простиль розетта сима слезник стиль стилус свод средокрестие трансепт фиал+
1 четвертной вал эхин