Вместо предисловия
Материал, который вы сейчас читаете, является продолжением цикла статей, посвящённых мавзолею Ленина. Ссылка на предыдущую статью
здесь. В этом цикле будут даны ответы на три главных вопроса о мавзолее: 1. Что это такое? 2. Как это работает? 3. Кто за этим стоит?
Забегая вперёд, сразу скажу, что стоящий на Красной Площади мавзолей - это объект синкретический, являющийся одновременно:
- и усыпальницей;
- и зиккуратом;
- и масонским храмом;
- и одним из главных символов коммунистической религии.
Добавлю, что указанная «мультифункциональность» задумывалась создателями мавзолея изначально.
Каждому из перечисленных «качеств-свойств» будет посвящена отдельная статья.
А начнём мы с самого обсуждаемого, вызывающего наибольшие споры утверждения о том, что мавзолей Ленина является месопотамским зиккуратом.
Мавзолей-зиккурат
Первым, кто назвал мавзолей Ленина зиккуратом был Владислав Александрович Карабанов. Вот, что он писал в своей книге «Московский зиккурат, кремлёвский терафим» (Москва, «Российский писатель», 2012): «Так называемый «мавзолей» - это ничто иное, как зиккурат - классическое ритуальное здание, сделанное по образу и подобию культовых сооружений Древней Месопотамии».
С лёгкой руки Карабанова слово «зиккурат» вошло в общественное сознание и намертво приклеилось к стоящему в центре Москвы мавзолею.
К сожалению, тезис Карабанова основывался лишь на визуальном сходстве ступенчатого мавзолея Ленина с зиккуратами Древней Месопотамии, чем тут же воспользовались защитники мавзолея, объявив гипотезу Карабанова бездоказательной, а внешнее сходство мавзолея с зиккуратом случайным.
Чтобы закрыть данный вопрос раз и навсегда, приведу вам прямые доказательства того, что мавзолей Ленина был создан в соответствии с правилами возведения зиккуратов Древнего Шумера, Аккада и Вавилонии (Двуречья), а также Ассирии (Междуречья).
Пространственная ориентация мавзолея Ленина
В древности к строительству храмов подходили крайне серьёзно. Для тогдашних людей храм был местом реального пребывания бога. Поэтому каждый элемент «дома бога» имел сакральное значение и, соответственно, не мог возникнуть случайно.
Фундаментальным аспектом любого храмового строительства являлась его ориентация по сторонам света. Возникнув в глубокой древности, эта традиция дожила да наших дней. Так, идущая из античности ориентация по оси «восток-запад», присуща христианским, а также масонским храмам нового и новейшего времени. Ориентация в сторону Каабы (так называемая Кибла) является отличительной чертой исламских мечетей. Фасады еврейских синагог должны быть обращены к Израилю, по возможности, к Иерусалиму. Для европейских синагог это означает ориентацию на восток. В любом случае та стена синагоги, возле которой стоит шкаф со свитами Торы (арон кодеш), должна быть направлена в сторону Иерусалима.
Специалистам по истории архитектуры Древней Месопотамии хорошо известно, что не только зиккураты, но и обычные храмы и даже целые города Шумера, Аккада, Ассирии и Вавилона были ориентированы по сторонам света.
Посмотрим на «дожившие» до наших дней зиккураты.
Начнём с возведённого в XXI веке до н. э. (2118-2007 гг. до н. э.) шумерского зиккурата Этеменнигуру в Уре.
Открываем Google Maps и видим, что зиккурат в Уре обращён к основным сторонам света своими углами - на север, юг, восток и запад.
Зиккурат Этеменнигуру в Уре
А теперь посмотрим на составленный археологами план Древнего Ура (слева), а также план священной части города (справа). Стрелками на плане указано направление на север.
Древний Ур. III тысячелетие до н. э. - VI в. до н. э. План города и план священного участка. а - гробницы 2-й половины III тысячелетия до н. э.; памятники конца III тысячелетия до н. э.; б - гробницы; в - предполагаемый дворец; г - храм Наннара и Нингал; д - двойной храм Нингал (южная часть - храм царя Бурсина); е - дворец Ур-Намму; ж - зиккурат; з - дома, около 2000 г. до н. э.; перестройка нововавилонского времени, VII-VI вв. до н. э.; и - стены священного участка; к - стены города.
Теперь то же самое проделываем с эламским зиккуратом в Дур-Унташе, построенным около 1250 года до н.э. (находится на территории современного Ирана, в провинции Хузенстан). Снова открываем Google Maps. И что же мы видим? По сторонам света зиккурат ориентирован четко своими углами.
Зиккурат в Дур-Унташе
А вот план жилых кварталов Эшнунны, III тыс. до н.э. Стрелка указывает направление на север.
План жилых кварталов Эшнунны, III тыс. до н.э.
Своими корнями пространственная ориентация храмов по сторонам света уходит в глубочайшую древность. В Древнем Шумере она существовала задолго до появления ступенчатых зиккуратов.
Вот, к примеру, план храма в Эриду (современный Абу-Шахрайн) - VII, 2-я половина IV тысячелетия до н.э. - наиболее раннего южношумерского храма. Стрелка указывает направление на север.
План храма в Эриду - VII, 2-я половина IV тысячелетия до н.э.
Примечание: Изображённый на плане Храм в Эриду относится к позднему неолиту. Из-за постоянных паводков храм строился на высокой платформе. В течение нескольких тысячелетий, на данном месте было последовательно возведены шестнадцать (!) храмов. Каждое последующее здание строилось на засыпанных развалинах предыдущего. В итоге, к концу IV тысячелетия до н.э. храмовая платформа выросла в монументальное двухъярусное подножие длиной 65 метров (смотри на рисунке ниже).
Храм в Эриду (III тыс. до н. э.). Реконструкция
А вот план Белого храма в Уруке, конец IV тысячелетия до н. э. Не забываем про указывающую на север стрелку.
План Белого храма в Уруке, конец IV тысячелетия до н. э.
А вот как выглядел Белый храм в Уруке в XIX в. до н.э. Реконструкция
Белый храм в Уруке, XIX в. до н.э. Реконструкция
О природе пространственной ориентации храмов Древней Месопотамии
Из выдвинутых по данной теме научных гипотез, наиболее обоснованной мне представляется теория немецкого ассириолога Экхарда Унгера (1884-1966).
Согласно Унгеру, большинство храмов нижней и верхней Месопотамии ориентированы не по основным (север, юг, восток, запад), а по промежуточным сторонам света - северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток и имеют т.н. диагональную ориентацию. (В данном случае подразумевается пространственная ориентация не углов, а именно СТОРОН культовых построек - фронтальной, тыльной, а также двух боковых).
Примечание: Отсюда вытекает характерное расположение УГЛОВ зиккуратов по отношению к основным сторонам света, когда углы обращены на север, юг, восток и запад.
Зиккурат в Дур-Унташе
Диагональная ориентация «по ветрам» предшествовала астрономической и на протяжении тысячелетий была главенствующей системой ориентации в Древней Месопотамии.
Появление «ветровой» системы было вызвано господствующими в Двуречье направлениями ветров, а также тем влиянием, которое они оказывали на условия жизни древних шумеров. Изначально диагональная ориентация строений была вызвана банальной защитой от господствующих в регионе ветров. Со временем эти направления сакрализировались и приобрели религиозно-мистический смысл.
Примечание: В тропических широтах воздушные массы, именуемые пассатами, продвигаются над океанами с севера на юг (в северном полушарии) или в обратном направлении (южное полушарие), то есть от поясов высокого давления к экватору. Под воздействием вращения Земли в северном полушарии пассаты отклоняются от экватора вправо, т.е. на запад, и дуют с северо-востока на юго-запад. В южном же полушарии пассаты отклоняются влево и движутся с юго-востока на северо-запад. Навстречу им дуют антипассаты.
В Древней Месопотамии господствующие ветры отождествлялись с соответствующими божествами. Так, дующий с Персидского залива юго-восточный ветер («ветер облаков»), обычно приносил дожди, облачность и наводнения, поэтому связывался с хтоническими богами моря и бури - Энки/Эа, Энлилем и др. Ясный и разгоняющий облака северо-западный ветер считался благоприятным и связывался с Нинлиль либо с богом луны Сином, а позже - с Мардуком, Ашшуром, а также богиней любви Иштар. С северо-востока приходил так называемый «горный ветер», дувший со стороны горной цепи Загроса. С юго-запада дул «бурный ветер» - ветер Аравийской пустыни - засушливый, болезнетворный и разрушительный, связываемый с богами болезней и войны (Пазузу, Нингирсу, Забаба, Нинурта, Ану, Иштар (в аспекте богини войны) и др.). По этой причине культовые здания и даже целые города строились с соответствующей диагональной ориентацией по данным ветрам (к примеру, храм Энки - с ориентацией на юго-восток, Иштар (в аспекте богини войны) - на юго-запад и т.д.).
Унгер полагал, что астрономическая ориентация храмов (солярная - определяемая по «крайним» точкам восхода и захода солнца в периоды летнего и зимнего солнцестояний, лунная - определяемая по точкам восхода и захода «высокой» и «низкой» луны, а также по другим небесным светилам) появилась в Месопотамии существенно позже «ветровой». Будучи вторичной, она наложилась на систему изначальной ориентации «по ветрам», в результате чего последняя стала переосмысливаться в астрономических понятиях.
Примечание: Японский архитектор Джиро Харада отмечал, что тихоокеанские пассаты нередко диктовали ориентацию фасадов японских жилищ и храмов: «Планировка дома зависит, конечно, от его места или района его расположения, но следует также принимать во внимание направления, т.е. воображаемые линии, проведенные с северо-востока на юго-запад и с северо-запада на юго-восток и пересекающиеся под прямым углом в центре дома. Северо-восток называется «ворота дьявола», и нужно заботиться, чтобы с этой стороны не было «нечистых» помещений. Все плохое, нежелательное приходит с этой стороны, и дом должен быть защищен с этой стороны стеной; не следует также оставлять открытыми окна и двери с этой стороны. Юго-восток носит название «ворота земли» или «ворота ветра», северо-запад - «небесные ворота», где следует располагать водоем и припасы для жилища, и юго-запад, между небесными воротами и воротами земли, - «ворота людей». Эти направления базируются в основном на принципах гигиены и на учете атмосферных условий, таких, как, например, господствующие ветры…» (Аронин Джеффри Эллис. Климат и архитектура: Пер. с англ. - М.: Госиздат, 1959. - стр. 24.).
Таким образом, диагональная ориентация «по ветрам» (тождественная ориентации по промежуточным сторонам света - на северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток) является характерным признаком большинства храмовых построек шумерского, аккадского, а также старовавилонского царств. Её можно назвать классической. Те или иные угловые отклонения от классической («ветровой») ориентации встречаются у культовых зданий более позднего - ассиро-вавилонского периода. Они являются следствием наложения новой астрономической системы на старую - «ветровую». При классической («ветровой») ориентации УГЛЫ культовых строений «направлены» по основным сторонам света - на север, юг, восток и запад.
***
Теперь перейдём к мавзолею на Красной площади.
Открыв Google Maps, а также Яндекс Карты, мы увидим, что углы третего (каменного) мавзолея практически точно смотрят на север, юг, восток и запад, т.е. имеют классическую для культовых сооружений Древней Месопотамии диагональную («ветровую») ориентацию.
Google Maps
Google Maps в максимальном приближении
Яндекс Карты
Предыдущие (первый и второй) мавзолеи стояли абсолютно так же, на том же самом месте, следовательно, у всех трёх мавзолеев была абсолютно одинаковая ориентация по основным и дополнительным сторонам света.
Для чистоты эксперимента давайте взглянем на пирамиду Джосера в Саккаре, а также пирамиду Хеопса в Гизе.
Пирамида Джосера
Пирамида Хеопса
Что же мы видим? Принципиально иной подход древних египтян к пространственной ориентации храмов. Наглядней всего это иллюстрирует четко ориентированная по основным сторонам света пирамида Хеопса.
Итак. Как вы могли убедиться - стороны, а также углы мавзолея Ленина имеют типичную (можно сказать - классическую) для зиккуратов, иных культовых сооружений, а также целых городов Древнего Двуречья и Междуречья ориентацию по сторонам света. Из чего следует, что Алексей Щусев, Виктор Орта, Фредерик Поульсен и другие создатели мавзолея были осведомлены о ключевых правилах возведения древних месопотамских зиккуратов.
Нужно отметить, что к 1924 году (началу строительства первого и второго мавзолеев Ленина) европейскими археологами и историками был накоплен огромный пласт научных знаний об истории и культуре Древней Месопотамии.
Золотой век археологических открытий в этом регионе пришёлся на вторую половину XIX - первую четверть XX века. Открытие и раскопки городов Древней Ассирии, Вавилона, Шумера и Элама (Ниневии, Нимруда, Ашшура, Кута, Вавилона, Ларсы, Ура, Дур-Унташа и многих других) произошли именно в данный период. До этого времени, основным источником знаний о Древней Месопотамии были библейские тексты. Раскопки в Ниневии и открытие знаменитой библиотеки Ашшурбанапала произвели настоящую революцию в научных представлениях об истории и культуре Междуречья, а также древнего мира в целом.
В конце XIX века наибольшую активность проявляли британские и немецкие археологи. Успехи немецких учёных, прежде всего, Роберта Кольдевея и Эдуарда Захау, привели к созданию в 1898 году Германского восточного общества (которое активно поддерживал Вильгельм II), а также возникновению такого научного течения как панвавилонизм.
Примечание: Приверженцы панвавилонизма выводили все остальные культуры мира из Вавилонии и отрицали способность других народов к самостоятельному развитию. Они утверждали, что Вавилонское царство являлась очагом цивилизаций большинства народов мира, причём, не только Средиземноморья, но и Индии, Китая, Центральной и Южной Америки.
Что касается британцев, то их достижения в изучении Древней Месопотамии были несравненно больше немецких. Достаточно вспомнить про основной письменный источник по истории Междуречья - 25 000 глиняных табличек библиотеки Ашшурбанапала, который достался именно им. Особенностью английских исследований являлось то, что практически все английские археологи, добившиеся успехов в Месопотамии (Остин Генри Лейард, Генри Кресвик Роулинсон, Ормуз Рассам, Гертруда Белл, Томас Эдвард Лоуренс, Леонард Вулли и др.), являлись сотрудниками британской разведки. К началу XX века самый большой объем источников и археологических объектов (артефактов) по Древнему Двуречью и Междуречью оказался в руках британцев, а точнее, британской разведки.
Конец XIX - начало XX века - это время выхода в свет огромного числа монографий, научных докладов, статей и иных материалов, посвящённых Древней Месопотамии.
Научный прорыв в исследовании Древнего Шумера, Вавилона и Ассирии не мог не заинтересовать тогдашние масонские исследовательские ложи, а также масонов-учёных. Перспективы обретения новых, дополняющих библейские и масонские предания знаний о строителе первых городов - первом «каменщике» Каине, о продолжателе его дела царе Нимроде, об одном из главных символов масонства - Вавилонской башне и её строителях, о ветхозаветном Уре-халдейском, а равно о многом другом, не могли не волновать орден вольных каменщиков.
***
Занимаясь мавзолеем Ленина, мне пришлось изучить геолокацию больше полусотни самых разных объектов - от пирамид майя до современных небоскрёбов.
В результате выяснилось, что как минимум четыре всемирно известных памятника архитектуры, возведённых раньше мавзолея Ленина и тесно с ним связанных, имеют такую же как и древние зиккураты классическую («ветровую», «месопотамскую») ориентацию по сторонам света. Первый - это...
Продолжение
здесь