Прочитал интереснейшую книгу под названием «Передача греха: Августин и августианские источники» (англ. «The Transmission of Sin: Augustine and Augustinian Sources») 2013 года, под авторством Pier Franco Beatrice and Adam Kamesar. Книга представляет собой подробнейшее расследование развития учения о первородном грехе в Древней Церкви, а так же
(
Read more... )
Comments 19
Кажется, из приведенных суждений (кроме Тертуллиана) - никак не следует, что что некрещенные младенцы - не идут в ад. Чистота души и прародительский грех - это о разном.
Позиция свт. Григория Богослова - искажена. Он настаивал, что в случае опасности смерти - младенца необходимо крестить независимо от возраста.
Из текста прп. Ефрема неясно (если это тот текст, который часто обсуждается) - идет ли речь о крещенных детях или нет.
Reply
==Кажется, хотя свт. Василий Великий и сравнивал енкратитов с манихеями, большинство христиан III-IV вв. считали их раскольниками, либо "умеренными" еретиками - никак не гностиками==
Вы правы. Ириней и Климент Александрийский ошибочно относили их к гностикам. Современные исследователи не относят их к ним и указывают на очень тесную связь мессалианства с энкратизмом.
==Кажется, из приведенных суждений (кроме Тертуллиана) - никак не следует, что что некрещенные младенцы - не идут в ад. Чистота души и прародительский грех - это о разном==
А за что им идти в ад? Ну, вот Климент Александрийский пишет против энкратитов как раз:" Как может только что рожденный ребенок совершить прелюбодеяние? или как возможно для ребенка, не успевшего ничего еще совершить, уже быть ответственным за Адамов грех? Как им ответить на эти вопросы?" (Str. 3.100.4-7). Еще ранее Аристид писал: «И когда у кого-либо из них [христиан] рождается дитя, они славословят Бога; когда же умирает младенец, они еще более прославляют Бога за то, что он (младенец) прожил в мире ( ... )
Reply
//А за что им идти в ад?//
Я не имею желания сейчас вступать в подробное обсуждение этой темы. Я лишь обращаю внимание, что указания на личную безгрешность младенцев (против чего вряд ли стал бы возражать и свт. Августин) - никак не являются аргументом ни против наследования ими прародительского греха, ни против учения о попадании некрещенных младенцев в ад.
//Именно это и написано...//
А, пардон, не заметил. Но тогда совершенно непонятно, каким образом ссылка на свт. Григория является аргументом против позиции свт. Августина.
Reply
Августин считал, что все души людей пали с душой Адама, потому что происходят от неё. Так он пытался найти объяснение тому, что новорождённые несут вину за грех Адама.
//Но тогда совершенно непонятно, каким образом ссылка на свт. Григория является аргументом против позиции свт. Августина.//
Здесь нужно на то, что он говорит о минимальном возрасте крещения: "Причина же сему [ожидания трехлетнего возраста] следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста)". То есть, до трех лет он вообще считал детей неразумными и не отвечающими за свои поступки. Если бы свят. Григорий считал детей наследниками греха уже в момент рождения, то безусловно не мог бы дать такой совет. Дети, по Григорию, наследбт лишь повреждение природы (страстность и тленность).
Reply
Leave a comment