Как и обещал, начинаю серию публикаций по Adobe Lightroom.
На данный момент у меня уже есть несколько несистемных постов на эту тему:
[1]
Поканальные кривые в Lightroom 4 BETA.[2]
Реализация возможности Soft Proof в Lightroom 4 BETA.[3] И написанная по следам поста Сергея Доли статья
"Некоторые моменты работы в Lightroom" .
Введение.
После написания последней статьи, понял, что не стоит в одной публикации затрагивать большое число вопросов.
Это резко увеличивает объём, что делает статью нечитабельной.
Гораздо лучше писать публикации, подробно раскрывающие небольшое количество вопросов.
Несколько общих замечаний:
1. Все примеры рассматриваются на примере Lightroom 4.1, версия процесса: 2012.
2. Все хоткеи, упоминаемые в публикациях, работают только при активной английской раскладке клавиатуры.
3. Все хоткеи приводятся для компьютеров под управлением Windows.
Если Вас интересует только отдельный вопрос - щёлкните по нему в оглавлении.
Оглавление:
1.
Создание, редактирование и удаление пользовательского шаблона метаданных (контактная информация).2.
Панели, управление их отображением.3.
Переключение между модулями Lightroom.4.
Отображение информации в модуле Library. Тонкие настройки режима.5.
Navigator, настройка его параметров.6.
Приглушенный и погашенный режимы отображения.7.
Два полезных совета.8.
Перечень описанных хоткеев.9.
Резюме 1. Создание, редактирование и удаление пользовательского шаблона метаданных (контактная информация).
В публикации
[3] я рассказал, как использовать при вводе собственный шаблон метаданных с контактной информацией.
Однако не показал, как он создаётся, редактируется и (самое неочевидное!) - как удаляется.
В правом верхнем углу интерфейса импорта снимков, есть выпадающий список Metadata.
Выпадающее меню содержит следующие позиции:
рис. 01.
Если Ваш пресет уже готов, то просто выберите его, и Ваши метаданные будут внедрены во все импортируемые кадры.
Если хотите создать новый - выбор очевиден.
Если же выберете пункт "Edit", то откроется следующее окно:
рис. 02.
В нём Вы можете отредактировать, переименовать или удалить свой пресет.
Последнее, ИМХО, далеко не очевидно: опция "удаления" помещена в меню редактирования.
Вернуться к оглавлению.2. Панели, управление их отображением.
Интерфейс Lightroom включает в себя семь модулей:
- Library
- Develop
- Map
- Book
- Slideshow
- Print
- Web
Назначение которых очевидно из самих названий.
В своих публикациях я буду рассматривать только 2 первых модуля.
Их интерфейс состоит из 5-ти основных панелей:
- панель задач (сверху)
- лента кадров (снизу)
- левая панель
- правая панель
- рабочее окно (в центре).
Все эти панели показаны на анимированном рис. 03:
рис. 03.
Включить/выключить основные панели можно, щёлкнув мышью по соответствующему треугольничку:
рис. 04.
Полагаю, что интерфейс Lightroom можно назвать одним из самых гибких.
Продемонстрирую это на примере управления панелями.
Если щёлкнуть по любому из треугольничков правым кликом, то откроется соответствующее меню (рис. 05):
рис. 05.
У нас есть выбор из 4 режимов:
1. Auto Hide & Show - стремясь к максимальной автоматизации, Adobe создала этот режим, при котором соответствующая панель по умолчанию скрыта.
Однако, стоит поместить указатель мыши в её область - и она автоматически появляется.
Когда указатель покидает эту область - панель автоматически скрывается.
Как обычно, подобные стремления приводят к результатам, противоположным желаемому.
Стоит случайно двинуть мышку чуть в сторону, и неожиданно, как чёрт из табакерки, выскакивает панель.
Или исчезает...
По словам Келби (и я с ним в этом полностью согласен), многих юзеров эти слишком разумные автоматические панели доводят до ненависти :о))
2. Auto Hide - активируете панель щелчком, а исчезает она автоматически, когда курсор покидает её область.
В два раза лучше, чем первый вариант, но тоже злит.
3. Manual - проверенное жизнью ручное управление, которое выбрал я, что и вам советую.
И появляется, и исчезает панель только по щелчку мыши.
4. Sync with Opposite Panel - интересная возможность, когда Lightroom синхронизирует каждую панель с противоположной.
Т.е. одним щелчком мы активируем/скрываем одновременно правую и левую, либо верхнюю и нижнюю панели.
Определённый смысл в этом есть, но всё же мой выбор - Manual.
Помимо вышеописанных манипуляций с треугольничками, это можно делать с помощью F-клавиш:
- верхняя и нижняя панели - клавиши F5 и F6 соответственно;
- левая и правая панели - клавиши F7 и F8 соответственно.
Нажатие "Tab" скрывает/активирует правую и левую панели одновременно.
Комбинация "Shift + Tab" делает это со всеми 4-мя основными панелями одновременно.
Не все панели одинаково важны и нужны на том, или ином этапе работы.
Стремясь увеличить рабочую область, мы можем (и должны) в некоторых случаях скрывать часть из них.
При этом, Lightroom всё время стремится максимизировать рабочее окно.
Как это происходит, показано на рис. 06:
рис. 06.
Помимо всего перечисленного, в нижней части рабочего окна есть ещё одна, вспомогательная панель, органы управления которой мы рассмотрим в следующих публикациях.
Скрыть/активировать её можно, нажав клавишу "T":
рис. 07.
Вернуться к оглавлению.3. Переключение между модулями Lightroom.
Наименее функциональной из всех панелей является верхняя панель задач.
Фактически, она даёт только возможность переключаться мышью между модулями Lightroom.
Это можно делать и без мыши, нажатием комбинации "Ctrl + Alt + цифра", где цифра (от 1 до 7) - порядковый номер модуля слева - направо.
Мы рассматриваем лишь два первые из них: Library и Develop.
Для них есть одноклавишные "переключатели".
Модуль Library активирует нажатие клавиши "G", а модуль Develop - "D".
Если комбинация Develop - "D" очевидна и легко запоминается, то сочетание Library - "G" - поначалу удивляет.
Но смысл есть и здесь: "G" - первая буква от слова Grid (сетка), что отражает сеточную форму представления превью снимков в модуле Library:
рис. 08.
Вернуться к оглавлению.4. Отображение информации в модуле Library. Тонкие настройки режима.
Нажмём клавишу "G" и попадём в модуль Library.
Всё центральное окно в нем занято "сеткой" из превью кадров данной сессии.
Область, окружающая каждое превью, называется ячейкой.
Предусмотрено 3 режима показа ячейки:
1. ячейка пуста.
2. ячейка содержит порядковый номер кадра в данной фотосессии.
3. ячейка содержит подробную информацию о кадре.
Переключаются эти режимы последовательными нажатиями клавиши "J":
рис. 09.
Так выглядит ячейка в максимально информативном третьем режиме:
рис. 10.
В верхней части выводится 4 параметра данного кадра.
А в нижней - присвоенный кадру рейтинг (количество звёздочек), и цветовая метка.
Если цветовая метка задана, то превью выделяется рамкой соответствующего цвета.
Зная гибкость интерфейса Lightroom, мы понимаем, что наверняка имеется возможность настроить выводимые параметры.
Так и есть: правый щелчок по области ячейки, обрамляющий превью, открывает следующее меню:
рис. 11.
В нём выбираем самый нижний пункт View Options.
Открывается соответствующее окно:
рис. 12.
Красной рамкой выделена секция, в которой можно задать любой из 4-ёх выводимых параметров.
Выбор весьма богат.
Если, например, щелкнуть по правому верхнему параметру в выделенной красной рамкой секции (у меня для него выбрано значение "F-Stop"), то откроется немалый список с вариантами:
рис. 13.
Таким образом, каждый может выбрать именно те параметры кадра, которые ему важно видеть сразу, ещё в сеточном режиме.
В правом нижнем углу рабочего окна есть ползунок Thumbnails (миниатюры).
С его помощью можно регулировать размер ячеек в сетке превью:
рис. 14.
То же самое можно делать клавишами "+" и "-".
Вернуться к оглавлению.5. Navigator, настройка его параметров.
В левом верхнем углу интерфейса Lightroom находится важный элемент: Navigator.
Он состоит из превью кадра, над которым расположены кнопки Fit, Fill, 1:1, 1:2 и значок раскрывающегося списка.
Первые 3 позиции жёстко заданы.
А четвертую можно менять, выбрав желаемое из этого списка, который содержит множество возможных масштабов вывода, как с уменьшением, так и с увеличением:
рис. 15.
Щелчки мыши по этим кнопкам позволяют масштабировать изображение в рабочем окне.
Анимированный рис. 16 показывает работу этих элементов в модуле Library:
рис. 16.
Если Вы выбрали масштаб, при котором картинка не помещается целиком в рабочем окне, например, "1:1", то в окне Navigator-а появляется белая рамочка, очерчивающая ту часть кадра, которая отображается в рабочем окне.
Если Вы захватите эту рамочку мышью и будете её перемещать прямо в окне Navigator-а, то соответственно будет изменяться изображение в рабочем окне:
рис. 17.
Такая навигация очень удобна, если у Вас небольшой монитор, и/или многомегапиксельная камера, вроде Nikon D800.
И ещё: находясь в сеточном режиме модуля Library, для масштабирования выбранного кадра можно просто нажать "Space".
Картинка в рабочем окне изменит свой размер.
Последующее нажатие "G" вернёт Вас к сеточной форме отображения.
Если Вас не устраивает масштаб, в который переводит изображение нажатие "Space", то, находясь в этом режиме, измените масштаб на любой другой.
Lightroom запомнит Ваш выбор, и в дальнейшем нажатие пробела будет масштабировать картинку в соответствии с ним.
Я для себя "настроил пробел" на режим Fill, при котором масштаб отображения привязан к текущему размеру рабочего окна.
Помимо этого, есть возможность масштабирования всего окна, занимаемого Lightroom на Вашем мониторе.
Реализовано два возможных варианта, для активации которых следует последовательно нажимать клавишу "F".
Пример этого можно увидеть ниже, на рис. 20.
Вернуться к оглавлению.6. Приглушенный и погашенный режимы отображения.
Все, кто работает с цифровыми фотографиями, знают, как часто возникает необходимость максимально выделить фото на фоне окружения.
Это полезно и при первичном просмотре, когда мы отбираем самые удачные снимки, и отбраковываем неудачные.
И при обработке, когда нам нужно визуально оценить результаты внесения в картинку тонких коррекций.
И при демонстрации снимков клиенту либо друзьям.
Разумеется, в Adobe не могли об этом не знать.
В интерфейсе Lightroom присутствуют 2 варианта подобного режима: приглушённый (Lights Dim) и погашенный (Lights Out).
Включаются они последовательным нажатием клавиши "L":
рис. 18.
В приглушенном режиме окружение изображения затемняется, при этом все элементы интерфейса остаются рабочими.
Разумеется, пользователю дана возможность регулировать степень затемнения окружения в приглушённом режиме.
Делается это в меню Edit -> Preferences -> Interface:
рис. 19.
В погашенном режиме степень затемнения всегда 100%.
Все описанные ранее режимы могут сочетаться с приглушённым и погашенным.
Например, пусть активно сеточное представление превью в модуле Library.
Мы хотим продемонстрировать снимки зрителям в максимально возможном размере, не отвлекаясь на окружение.
Наши действия:
1. дважды нажимаем клавишу "F". Окно Lightroom распахивается на весь экран.
2. нажимаем "Shift + Tab", это скрывает все основные панели.
Для ускорения процесса эти 2 этапа можно выполнить, применив один хоткей: "Ctrl + Shift + F".
3. нажимаем "T", что скрывает вспомогательную панель внизу рабочего окна.
4. дважды нажимаем "L", активируя погашенный режим.
Процесс в динамике демонстрирует анимированный рис. 20.
Первый вид, с которого следует начинать просмотр, для наглядности выделен красной рамкой:
рис. 20.
В итоге имеем развёрнутую на весь экран сетку превью на абсолютно черном фоне.
Стрелками или мышью мы можем перемещаться между отдельными кадрами.
Нажатие "Space" распахивает любой из них на весь экран:
рис. 21.
В этом режиме можно перемещаться между кадрами, нажимая стрелки влево и вправо, не возвращаясь к сеточному представлению.
Вернуться к оглавлению.7. Два полезных совета.
7.1. Если Вы часто и много снимаете, то через некоторое время размер каталога Lightroom станет очень большим, что может вызвать замедление работы программы.
В таком случае можно предложить следующий приём: не храните все кадры в одном каталоге.
Разбивайте снятый материал на логичные части.
Например - по годам съёмки.
Принцип разбиения может быть любым, главное, чтобы он был удобен Вам лично.
Тогда вместо того, чтобы каждый раз работать с одним огромным каталогом, содержащим десятки, а то и сотни тысяч кадров, превью к ним, ключевых слов и т.д., Вы каждый раз будете загружать в разы меньший.
Работа с несколькими каталогами в Lightroom предусмотрена.
Эта возможность активируется в меню Edit -> Preferences -> General выбором опции "Prompt my when starting Lightroom".
рис. 22.
Минус применения нескольких каталогов - невозможность создания глобальных коллекций, а также производить поиск/выборку по всему наличному фотоматериалу.
7.2. Если Вам нужно быстро вернуться к последней фотосессии, которую Вы импортировали, то Вы можете легко это сделать, выбрав на левой панели в модуле Library, в секции "Catalog", позицию "Previous Import":
рис. 23.
Вернуться к оглавлению.8. Перечень описанных хоткеев:
F5, F6, F7 и F8 - скрытие/отображение верхней, нижней, левой и правой панелей соответственно.
"Tab" - скрывает/активирует правую и левую панели одновременно.
"Shift + Tab" - скрывает/активирует все 4 основные панели одновременно.
"T" - скрывает/активирует второстепенную панель в нижней части рабочего окна.
"Ctrl + Alt + цифра", где цифра (от 1 до 7) - порядковый номер модуля слева - направо - переключение между модулями Lightroom.
"D" - переход в модуль Develop.
"G" - переход к сеточному представлению, модуль Library.
"J" - переключение режимов отображения информации в ячейках, сеточное представление, модуль Library.
"+" и "-" - изменение размера отображения превью, сеточное представление, модуль Library.
"Space" - изменение масштаба отображения картинки
в соответствии с настройками. "F" - изменение размеров окна, занимаемого Lightroom на Вашем мониторе.
"L" - циклическое нажатие переключает режимы отображения: нормальный -> приглушённый (Lights Dim) -> погашенный (Lights Out) -> нормальный.
"Ctrl + Shift + F" - распахивает окно Lightroom на весь экран и скрывает 4 основные панели.
Вернуться к оглавлению.9. Резюме.
Казалось бы, в статье изложено много информации.
На самом деле это не так.
Стоит начать применять описанные возможности, и Вы вскоре ощутите, насколько эффективнее и комфортнее стала работа в Lightroom.
Пользование хоткеями должно быть доведено до автоматизма.
Вы должны "играть" на клавиатуре столь же бегло и не раздумывая, как это делают музыканты.
Успехов Вам в этом!
Вернуться к оглавлению.