МОНАСТЫРИ
Типы монастырских поселений
Рассмотрев основные типы русских деревянных храмов, которые строились не только в сёлах, на погостах, в больших и малых городах, но и в монастырях, теперь перейдём к одной из важнейших тем русской жизни - к иночеству.
Монастырь (от греческого слова μοναστήριον - уединённое жилище) - место жительства и подвижнической деятельности монашествующих, объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава. Под монастырями принято понимать церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Монастырь - место монашеского служения Богу. Живущие в нём отрекается от мира. Поэтому при рукоположении монахов в священники предполагается, что их служение будет только для братии, а не для мирян.
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные и приписные. Ставропигиальные монастыри находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси. Это крупные монастыри, почти все постройки которых построены из камня и расположенные, как правило, больших городах или крупных религиозных центрах страны. Среди ставропигиальных монастырей особое главенствующее положение занимают Лавры.
Епархиальные монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея. К этому типу обителей относятся большинство монастырей, расположенные как в городах, так и в сельской местности.
Вновь образованные монастыри, братия которых не имеет достаточного опыта благочиния и средств для самостоятельного ведения монастырского хозяйства, обычно приписывают к обителям, отличающихся многочисленностью братии, благочинием и успешной хозяйственной деятельностью. Такие монастыри называются приписными.
Многие иноки уходили от людей в пустынные места, где жили в молитве и безмолвии. Со временем к ним присоединялись другие христиане, желающие посвятить свою жизнь служению Господу. Такие монастыри именовали пустынями. Проходило время, обитель разрасталась и становилась многолюдной. Возле неё разрасталось большое мирское поселение, иногда даже город, но первоначальное свое название «пустынь» обитель, как правило, не теряло. Примером таких монастырей может служить Оптина пустынь, находящаяся на краю города Козельск Калужской области.
Монастыри по согласованию с епархиальным архиереем имеют право учреждать скиты и подворья. Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом. Он имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединённый образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря. На территории скита обязательно находится храм.
Некоторые городские монастыри в сельской местности до 1917 года имели так называемые монастырские хутора, монахи и послушники в которых на послушании занимались сельским хозяйством для нужд монастыря, конечно, не забывая молиться. Для этого, в большинстве случаях, на территории скита строился небольшой храм.
Многие отдалённые сельские монастыри, в свою очередь, имели городские подворья, которые занимались правовыми и хозяйственными делами монастыря, а также паломниками, консультируя и при возможности отправляя их в монастырь.
По форме организации монашеской жизни монастыри подразделяются на общежительные (киновии) и необщежительные.
В общежительном монастыре монашеская община имеет нераздельное имущество и едёт общее хозяйство. Монахи имеют одинаковую для всех пищу и одежду. Монастырские работы распределяются между всей братией. Ничего в общине не считается своим, но все имеют общее - это главное правило монашеского общежития. Свой труд и его плоды братия обязательно предоставляют на общую потребу монастыря. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности. Настоятеля киновии называют киновиархом.
В необщежительных монастырях монахи могут владеть личной собственностью, а общим является только жилище и богослужение. Во всём остальном каждый монах живет по своему личному усмотрению. Уклад жизни в таких монастырях менее строг.
На 1 января 1914 года две трети монастырей в Российской Империи были общежительными, причем большинство из них - женскими. Сейчас в основном в стране действуют общежительные монастыри.
Секуляризационная реформа проведённая Императрицей Екатериной II в 1764 году по изъятию у монастырей их владений, ввела, так называемые, «монастырские штаты», по которым некоторые из монастырей были обеспечены небольшим жалованием взамен конфискованной собственности.
Штатные монастыри были разделены на три класса, различие между которыми состояло в величине получаемых средств и в престижности. Они получали пособие от казны. Настоятели первоклассных и второклассных монастырей имели сан архимандрита, третьеклассных - игумена. Настоятельницы женских монастырей имели сан игуменьи.
Нештатные монастыри существовали всецело за счёт собственных доходов.
Порядок присвоения названий монастырям
Название монастыря, как правило, состоит из нескольких имён. Одно из них отражает посвящение главного соборного монастырского храма. Обычно такое название обитель приобретала с самого своего возникновения, когда святой - основатель монастыря возводил первую маленькую деревянную церковь. Впоследствии в монастыре могли быть воздвигнуты многие большие каменные храмы, но только древнее посвящение первого храма, овеянное святостью преподобного отца-основателя, занимает своё почётное место в названии обители.
Не менее употребимой частью названия обители является имя святого, основавшего монастырь или особо почитаемого в этом монастыре.
В название монастыря также очень часто входит топоним, как указание, географическое местоположение обители, то есть имя, первоначально бытовавшее в среде местного населения.
История монашества на Руси
Начало монашества возводится к I в. н. э. Среди первых монахов называют обычно учеников св. апостола Павла, а отцом монашества - преподобного Антония Великого (ок. 251-356), который основал первый монастырь в Фиваиде (Верхний Египет) на берегу Нила. Двадцать лет он прожил в одиночестве, позднее собрал вокруг себя учеников. Наличие последователей и, основанная преподобным Антонием монашеская «школа», делает этого пустынника основателем монашества.
К восточным славянам монашество пришло вместе с Крещением Руси. Первые монастыри в Киеве были греческими и служили там, очевидно, на греческом языке. Первая древнерусская «школа» монашества появилась с основанием преподобным Антонием Киево-Печерской Лавры в 1051 году. Преподобный Антоний (983-1073), уроженец города Любеч (под Черниговом), принял постриг и монашествовал на Афоне, а затем с благословения игумена своего монастыря был отправлен для проповеди христианства на Русь.
Во все времена русская монастырская архитектура формировалась под влиянием религиозно-догматических, культурно-исторических и природно-ландшафтных условий. Монастырь воспринимается русским человеком как образ «Града Небесного» на Земле. Поэтому монастыри в России строились с соблюдением определенных правил. Место для монастыря не могло выбираться произвольно, а указывалось Божественным Промыслом и очищалось молитвой. Предпочитались острова, узкие перешейки между озёрами и вытянутые мысы, которые нередко в начальные периоды строительства обителей перекапывались каналами, превращаясь в символичные острова. В системе евангельской топографии вода выполняла функцию преграды, отделявшей сакральную территорию «умерших для мира». Это было подражанием святыне православного монашества - «саду Богородицы» - полуострову Афон. Данному принципу следовали основатели большинства монастырей.
Монашествующие подразделялись по степени пострига на послушников, рясофорных послушников, монахов и схимонахов. Люди первых двух категорий не были свободны от мирских обязательств: например, после введения всеобщей воинской повинности в 1874 году их могли забрать в армию. Они имели право при желании вернуться в мир и даже жениться, хотя в монашеском сообществе это воспринималось как отступничество. При монашеском постриге человек давал обеты послушания, целомудрия и нестяжания, то есть отказа от собственности.
Известно, что монастыри на Руси всегда являлись наряду с главным своим делом молитвы и духовного окормления верующих людей государевыми крепостями, культурными и образовательными центрами, образцовыми для своего времени школами ведения хозяйства, а иногда и тюрьмами.
Наиболее полно и последовательно выражая христианское учение русские монастыри в то же время делали это в национально-самобытной форме, породив феномен русского инока. Несомненно, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский в разные эпохи отразили народные представления об идеале праведной жизни. Монашество во все времена сочетало уединенное жительство с трудом и молитвой.
Первый ощутимый удар по монастырям нанёс Петр I, который под влиянием протестантизма смотрел на монахов как на людей, «поедающие чужие труды». В 1723 году был издан указ, запрещавший пострижение монахов, а на убылые места было повелено помещать в монастыри инвалидов, нищих и калек. Это объясняется, главным образом, тем, что среди монахов Император встретил наиболее сильное и упорное противодействие своим реформам.
Спустя сорок лет в результате принятия Манифеста о секуляризации монастырских земель, который был подписан Императрицей Екатериной II 26 февраля 1764 года, монастыри лишились своих земельных вотчин. Введены были так же монастырские штаты, при этом многие обители (более половины от общего количества) были упразднены, их храмы стали приходскими, а постройки и другое имущество были переданы Государственной Коллегии экономии, а фактически отданы крестьянской общине ближней к монастырю деревни.
Третий, самый ощутимый удар по монашеству в России нанесли революционные события 1917 года. В результате прихода Советской власти, практически все, за единичным исключением, монастыри прекратили свою деятельность. Возрождение монастырей началось только с начала 1990-х гг.
Монастырские постройки
Далеко не все русские монастыри с момента своего основания могли «похвастаться» каменными постройками. Обычно монастырь начинался с небольшой землянки, выкопанной основателем обители. Вскоре рядом, обычно на горке, строился из местного дерева первый храм, по освящению которого давалось имя монастырю. С приходом к основателю монастыря первых иноков, возле храма рубились обычные русские избы, которые в монастыре стали называться по традиции кельями (от греческого слова κελλίον - «комната, чулан»). Территория обители обносилась, как правило, обычным тыном. Это делалось от проникновения на территорию как «нечистой силы» - язычников и прочих воинствующих местных племён, так и диких зверей, которых было в ту пору в окрестностях водилось великое множество. Для прохода в монастырь в ограде строились проездные башни, а для освящения «нечистой силы» и её непроникновение на территорию монастыря, в надвратной башни освящалась часовня или храм.
А вот так представлял себе монастырь, построенный из дерева, Аполлинарий Михайлович Васнецов на своей картине «Монастырь в Московской Руси». Несомненно, образ монастырского храма, стоящий на заднем плане, он позаимствовал с рисунка из
альбома Эрика Пальмквиста 1674 года.
С ростом монастыря, увеличением его дохода, на смену небольшим деревянным храмам приходят просторные каменные церкви. Вокруг главного храма, как правило, концентрируются все остальные постройки монастыря, которые в пространственно-объёмном решении всегда подчиняются собору. В монастыре возводятся братские (сестринские) кельи, трапезная и другие хозяйственные постройки, обители обносятся, как правило, большими каменными оградами. Так постепенно монастыри приобретают современный вид.
Но далеко не всех обителей коснулись данные преобразования. Ещё до середины XVIII века более 3/4 русских монастырей продолжали оставаться деревянными. Примером такого сравнительно небольшого деревянного монастыря может служить Троице-Благовещенская Синозерская пустынь, основанная преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1596 году на восточном берегу озера Синичье . Она находилась в малонаселённой местности, среди лесов и болот в Устюженском уезде Новгородской губернии.
В течение XVII века в Синозерской пустыни были последовательно возведены три деревянных храма: в 1633 году - Троице-Благовещенский (сгорел 3 августа 1960 года), в 1682 году - ап. Иоанна Богослова с приделом во имя святителя Николая (сгорел от удара молнии в 1944 году) и ап. Петра и Павла (сгорел в 1847 году).
В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был упразднён. На месте монастыря образовался приход, в который входила лишь одно село Синичье (Озёрская Пустынь), состоявшая в 1912 году из 38 дворов.
Все постройки Синозерской пустыни сгорели в ХХ веке и к 1961 году от неё ничего не осталось. 12 июля 2017 года в д. Пустынь Чагодощенского района Вологодской области на старом монастырском месте было образовано Архиерейское подворье «Троице-Благовещенская Синозерская пустынь» Череповецкой епархии Русской Православной Церкви. 26 декабря 2019 года решением Священного Синода монастырь был официально открыт. С этих пор начала возрождаться старая обитель. Было решено все храмы и часовни воссоздать в прежнем облике на старых местах. Исключением составил храм Петра и Павла, который сгорел ещё в 1847 году и его внешний облик не сохранился. Воссоздание обители было поручено Петербургскому архитектору-реставратору Евгению Павловичу Варакину.
1. Храмы
Духовный и архитектурный центр любого ансамбля монастыря - храм. Он рассматривался как «земное небо или око Божие». На территории монастырей располагалось от одного до шести и даже более храмов.
Монастырские храмы, в отличии от приходских, строятся только для братии и в связи с этим могут быть полузакрытого типа с ограниченным доступом мирян. В монастырских храмах не совершаются требы, как крещение, венчание и отпевание.
Самым большим храмом любого монастыря был всегда соборный, его посвящение, как обычно, давало названию обители. Не менее важным был трапезный храм, который примыкал с востока к зданию монастырской трапезы, а чаще находился в самом её помещении. Еще один распространенный храмовый тип в монастыре - надвратные храмы, реже строили привратные. Они выполняют роль, «небесной охраны» территории обители, препятствуя злым, тёмным силам проникнуть в монастырь. Надвратные церкви строят обычно после того, как был построен главный храм.
При монастырских богадельнях и больницах размещались больничные храмы. В настоятельских или братских кельях также могли освящаться церкви. Встречаются в монастырях и храмы-усыпальницы, построенные, как правило, по заказу родственников почившего. За оградой монастыря могла стоять небольшая надкладезная церковь на святом источнике.
А. Храмы в монастырях
Отдельно стоящие монастырские храмы по своему архитектурному облику, практически ничем принципиально не отличались от приходских церквей. Примером может служить Успенский соборный храм, стоящий до 1962 года на территории Александро-Куштской Успенской пустыни, а затем перевезённый на территорию Спасо-Прилуцкого монастыря, расположенный на северо-западной окраине г. Вологды.
Крещатый ярусный храм «восьмерик на четверике», рубленный «в обло» в 1520-х годах, считается самой древней шатровой деревянной церковью, сохранившейся до наших дней. Храм был построен после пожара, случившегося 26 октября 1519 года и истребившего почти все монастырские постройки.
Александро-Куштская Успенская пустынь, основана в 1420 году стараниями, неусыпными трудами и горячими молитвами преподобного Александра Куштского (ок. 1371-1439), на правом низменном берегу реки Кушты, близ Кубенского озера.
* * *
Интересна история другой сохранившейся деревянной Троицкой церкви, ныне стоящей на сравнительно небольшом острове в устье реки Свияги. Она, как и весь город Свияжск (о самой крепости речь пойдёт
ниже), была срублена русскими плотниками в течение зимы 1550-1551 годов в Угличских лесах, расположенных за 1000 вёрст, а весной заготовленные брёвна сплавили по Волге.
Деревянная Троицкая церковь первоначальна была собором Троице-Сергиева мужского монастыря, основанного в 1551 году - первым на Казанской земле. В 1764 году монастырь был упразднён, но после опустошительного для Свияжска пожара 1795 года, женская Иоанно-Предтеченская обитель, основанная близ соборной площади города в конце XVI века, переводится на место упразднённого Троице-Сергиевского монастыря.
Ныне старейший православный храм на Казанской земле отреставрирован и находится на территории Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
* * *
Если отдельно стоящие монастырские храмы по своему архитектурному облику практически ничем не отличались от приходских церквей, то освящённые в различных монастырских помещениях: в настоятельском корпусе, братских (сестринских) кельях, трапезной, больнице, богадельни и в других помещениях, внешне отличались от отдельно стоящих церквей. Это был либо прируб (пристройка) к основному зданию, либо церковь освящалась в самих помещениях, но, в любом случае, внешне над храмом всегда ставилась главка, увенчанная крестом. Рассматривая ниже монастырские помещения, мы коснёмся и их храмов.
Б. Храмы в скитах
Есть примеры сохранившихся старинных скитских деревянных храмов. Один из них находится на территории Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни близ города Козельск Калужской области. Это церковь Собора Иоанна Предтечи, построенная в стиле классицизм в 1822 году.
* * *
Совсем другой архитектурой представлен скитский Петропавловский храм, построенный в 1857 году в Николо-Угрешском монастыре, находящийся ныне в Подмосковном городе Дзержинский.
* * *
В начале 1990-х годов начали возрождаться наши монастыри, а вместе с ними «вдали от шума городского» стали возводится монашеские скиты. Один из первых таких скитов был построен близ села Благовещенье Сергиево-Посадского района Московской области, при загородном хозяйстве Троице-Сергиевой лавры.
Небольшой клетский храм в честь преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1995 году очень хорошо вписался в окружающую местность.
* * *
По-настоящему грамотно выбрано место и архитектура построек монахами Валаамского Преображенского мужского монастыря при строительстве Ильинского скита на одноимённом острове (ранее он назывался Лембос), находящийся в группе Байонных островов Валаамского архипелага.
История скита восходит к 1867 году, когда он был основан игуменом Дамаскиным. Скит дал название и острову - Ильинский. В пятидесятые годы ХХ в. скит был полностью уничтожен, а 2006 году - воссоздан.
В. Храмы на монастырских хуторах
Не только монастыри и скиты имели свои храмы, но и на монастырских хуторах строились церкви. Так, совсем рядом с нынешней Москвой, на хуторе «Чернецово» Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (сейчас это город-спутник Долгопрудный) архитектором Николаем Владимировичем Султановым в «русском» стиле в 1893 году была построена церковь Сергия Радонежского.
Г. Храмы на монастырских кладбищах
Такие храмы были далеко не во всех монастырях. Это были обычно небольшие усыпальницы, стоящие на местах захоронений наиболее почитаемых монахов. О таком храме, стоящего до 1960 года на восточном берегу Онежского озера, на кладбище Муромского Успенского монастыря мы рассказали в главе «
Церковная архитектура».
2. Часовни
Памятные и особо значимые места на территории каждой обители и в окрестности отмечались часовнями и крестами. На территории монастырей встречаются несколько типов часовен и крестов: святые источники всегда имели свои надкладезные часовни и кресты, памятные часовни и кресты ставились в память о каких-либо событиях жизни обители или её основателя. Еще один тип часовен и крестов, не менее распространенный - часовни-усыпальницы. Кладбища в монастырях располагались почти всегда внутри монастырских стен, в восточной части обители, со стороны алтарной части храмов. Помимо традиционной формы кладбища, в монастырях устраивались гробницы в интерьере храмов.
О сохранившейся надкладезной часовни, стоящей у стен Зеленецкого Троицкого мужского монастыря мы рассказали в главе «
Церковная архитектура».
Деревянные часовни-усыпальницы, которых было не мало в России, в ХХ веке практически сошли на нет. Часть из них разрушили в годы богоборчества, другие без должного ухода сами развалились.
В 1996-1997 годах над могилой преподобной старицы схимонахини Рахили (Коротковой) (1833-1928), близ южной стены Спасо-Бородинского женского монастыря, расположенного на Бородинском поле в Можайском районе Московской области, была построена небольшая деревянная часовня с бочкообразным завершением.
3. Монастырские колокольни
Еще одним обязательным сооружением главного монастырского двора всегда была колокольня, которую в разных местностях также называли звонарней или звонницей. Колокольня не только формировала зрительный облик обители, её силуэт, с ней был связан и звуковой образ монастыря. Колокольный звон занимал особое место в жизни монахов и послушников обители, он отмечал ритмы повседневности. Звук колокола сопровождал начало богослужения, созывал к трапезе. По колокольному звону можно было определить момент годичного богослужебного круга, поскольку различается звон будничный, постный и праздничный. Колокол отмечал особые события в обители, выпадающие из повседневного течения жизни, приезды благочинного или архиерея, похороны кого-то из братии, различные чрезвычайные ситуации (пожар, кража). Звук колокола имел сакральный смысл, он воспринимался как напоминание о Благой Вести, как звук, освящающий пространство.
Как правило, высокие столпообразные монастырские колокольни начали сооружаться достаточно поздно - только в XVI-XVIII веках. С высоты колокольни велось наблюдение над десятками вёрст окрестных дорог, и в случае замеченной опасности немедленно раздавался тревожный звон.
К сожалению, ни одной деревянной монастырской колокольни на территории России к настоящему времени не сохранилось. Но ещё совсем недавно, до 1970-х годов, на Ильинском острове озера Машозера стояла колокольня, построенная ещё в XVII веке в Машезерской Ильинской пустыни. Постройка, рублена «в обло» по типу восьмерик на низком четверике. Ярус звона колокольня потеряла видимо во время боевых действий во время Великой Отечественной войны. Местными жителями сруб колокольни был накрыт и сверху поставлен крест.
Машезерская Ильинская пустынь располагалась на небольшом живописном острове озера Машозера в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии (ныне - Прионежский район республики Карелия). Её основал в 1563 году преподобный Иоасаф Машезерский, бывший игумен Троицкого Александро-Свирского монастыря.
Писец Иван Долгоруков в 1628-1631 годах сообщает о состоянии Машезерской пустыни, в которой стояли тогда две церкви: летняя шатровая Ильинская и тёплая святителя Василия Кесарийского. В них пребывали богато украшенные иконы «на золоте», оловянные церковные сосуды, все необходимые богослужебные книги. На монастырской колокольнице висели четыре колокола.
Закрыта обитель была в 1764 году. Храмы стали приходскими. В 1873 году на острове была построена новая крещатая Ильинская церковь, восьмерик который был увенчан шатром. Храм имел свою невысокую колокольню. Видимо, сразу он был обшит тёсом, как раньше говорили «рублен взакрой». Вторая церковь святителя Василия Кесарийского 1693 года постройки в 1874 году была перевезена на материк, где в 1904 году была заменена на церковь Серафима Саровского, сгоревшая в 1939 году.
Ильинская церковь с бывшей монастырской колокольней XVII века находились на острове до 1970-х годов, когда сгорели.
* * *
Во вновь воссоздаваемой Троице-Благовещенской Синозерской пустыни (см. выше) ок. 2001 года была воссоздана на своём историческом месте колокольня 1640 (по др. данным - 1655) года постройки, сожжённая 3 августа 1960 года.
Колокольня первоначально была соединена с зимней Троицкой церковью крытой галереей, идущей по второму ярусу. Под колокольней, в четверике, располагалась часовня, где покоились мощи преподобномученика Евфросина Синозерского в бронзовой чеканной раке, сооруженной в память 300-летия Дома Романовых «тщанием» купчихи Кашеваровой. Ныне они находятся в Казанской церкви города Устюжны, ожидая своего возвращения на место подвигов преподобномученика Евфросина Синозерского.
Окончание главы следует.
Фото из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___