СЕЛЬСКИЕ ЖИЛЫЕ ДОМА
1. Исторические типы сельских поселений на Руси
Предположительно, что первые поселения людей отдельными группами появились на Земле примерно 10-12 тыс. лет назад в процессе становления земледелия - главного занятия человека. По всей видимости, такие поселения были небольшими, всего по 100-150 человек. Вскоре начали появляться и укрепления, называемые в ту пору городами, служившие временным пристанищем для крестьян при нашествии врагов и набегов кочевников.
Первоначально застройка деревень велась хаотично, выбирались наиболее пригодные земли для проживания. Этому способствовало малочисленность дворов в деревнях и желание крестьян наиболее выгодно разместить свой дом, с учетом рельефа местности, и с выходом фасада на солнечную сторону, реку или дорогу. В центре, скорее духовном, нежели географическом, нескольких деревень, как было положено в дохристианскую эпоху, находилось святилище (капище), где стояли идолы. С принятием христианства на Руси, на месте капищ были поставлены православные храмы. По замыслу священнослужителей, церкви должны Светом Христовым освящать эти бесовские места и искореняя в народе языческую веру. Такие места стали называть погостами. Сёлами на Руси становились деревни с постройкой в них церкви, либо при административном объединении погоста и ближайшей деревни в одно целое - село. Более подробно - см. мою статью «
Русская Земля».
Более поздний тип застройки деревень - периметральный, когда дворы группировались вокруг озёр, прудов, святых источников, а также вокруг площадей с церковью или места проведения ярмарок и (или) базаров. Если сёла и деревни располагались вблизи водоёма (реки или озера) с низкими, топкими берегами, то они растягивались вдоль их на сухом (коренном) берегу, а к водоёму примыкали огороды. Если же берега водоёма были возвышенными а, следовательно, сухими, то, как правило, дома главными фасадами смотрели на одностороннюю улицу, проходящую вдоль берега водоёма, а по кромке берега ставили амбары и бани. Застройка деревни имела круглую, овальную, ломаную или любую другую форму. В сёлах улица всегда вела к храму.
Развитие сухопутных транспортных путей сообщения привели к большому распространению рядовой застройки, когда жилые дома располагаются на почтовых трактах, как правило, одной сплошной двусторонней улицей. Со временем от этой главной улицы ответвлялись второстепенные.
Вследствие плотной застройки населённого пункта, сёла и деревни при пожарах обычно сгорали целиком.
В 1722 году Петр I издал «Указ о строении крестьянских дворов по специальному чертежу», в котором, выражаясь современным языком, были определены основные строительные нормы и правила, регулировавшие планировку крестьянских дворов и поселений в целом. Предусматривалось расширение улиц, создание противопожарных разрывов между домами и т. п. По регулярной застройке строились населённые пункты после пожаров, а также приписанные к заводам деревни, заводские слободы и посёлки.
В 1830 году было утверждено «Положение для устроения селений», где указывалось на необходимость строительства и перестройки сёл строго по проектам планировки и застройки, которые доводились до сведения всех крестьян. В дополнение к Положению были созданы альбомы примерных схем планировки и проектов отдельных зданий. Там же подробно были изложены основные условия выбора территории для размещения деревень и сёл, условия постановки в плане села церквей, постоялых дворов, школ, волостных правлений и т. д. В разработке этих документов принимали участие известные зодчие В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, К. И. Росси, Д. Жилярди и др.
Отмена крепостного права в 1861 году способствовала развитию капиталистических отношений в деревне и, как следствие, расслоению сельского населения по уровню доходов, что отразилось на внешнем облике сёл и деревень: зажиточные крестьяне начали строить богатые усадьбы или расширять построенные ранее крестьянские имения. Одновременно, дворы бедных крестьян стали приходить в запустение, крестьяне стали уходить с насиженных мест в города на промыслы.
После победы Великой Октябрьской революции в 1917 году произошли коренные изменения в экономическом укладе страны: возникают первые государственные сельскохозяйственные предприятия и различные коллективные и кооперативные хозяйства на базе бывших помещичьих усадеб и монастырей, восстанавливаются разрушенные гражданской войной крестьянские хозяйства, ведётся индивидуальное строительство, улучшаются противопожарное и санитарное состояние сёл. С 1930 года проводится коллективизация крестьянских хозяйств, растёт число колхозов и совхозов. Изменяется и застройка наших сёл и деревень. В них строят общественные и культурно-бытовые здания, производственные и хозяйственные постройки, создают животноводческие фермы, хозяйственные дворы.
Послевоенное укрупнение хозяйств способствовало росту центральных усадеб объединившихся хозяйств и, напротив, вымиранию небольших, стоящих вдали от больших дорог, сёл и деревень. Это крайне негативно сказалось на развитии нашей страны: не только на количестве наших населённых пунктов, но и на выводе из сельскохозяйственного производства большого количества земель. Страна стала опустошаться, а поля зарастать сорняками. Реформы конца 1980-1990-х годов ускорили этот негативный процесс.
2. Русские избы
Несомненно, первым срубом, который сделал человек, была жилая клеть, или, как впоследствии её стали называть «истобка» или «изба», поскольку она имела печь.
Деревянная жилая архитектура была представлена разными типами жилищ: от небольших примитивных построек с минимальным количеством проёмов и самым простым способом отопления.
Русское деревянное зодчество прошло большой путь развития с момента своего зарождения - от примитивной полуземлянки и сруба с печью, топящейся по-черному, которая внешне напоминала современные охотничьи избушки, до огромных северных домов-комплексов и богатых царских хором, такого, скажем, как дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском со сложным расположением построек, изобилием переходов, крылец, шатров, бочек и всевозможных украшений с богатой резьбой.
До конца IX века избы на Руси строились в виде полуземлянок: чтобы защитить бревенчатый дом от зимних холодов, его частично, иногда на треть, заглубляли в землю. В таком жилье не было двери и окон. Входом служило небольшое отверстие (высотой не больше метра), которое закрывалось изнутри деревянным щитом. Полы были земляными, очаг не имел трубы, весь дым выходил через вход. Освещали жилища лучиной, которую готовили из осины, березы или сосны. Примером такой постройки может служить воссозданная землянка в музее Народной архитектуры и быта, находящийся на восточной окраине города Черновцы (Украина).
Постепенно дома стали строить на поверхности земли, добавили полы, окна, двери. Так постепенно вырабатывался традиционный тип сельского жилища на Руси, которое представляло собой избу, построенную по срубной технологии. Клеть покрывалась обычно двухскатной крышей, в разных местностях имеющая разный подъём. Характерный щипец торцевого фасада первоначально присущ всем жилым и хозяйственным постройкам, сооружавшимся на Руси из дерева, т.к. кровля изб на Руси до XVIII века была самцовой, при которой продольные балки укладываются на брёвна, образующие щипцовые фронтоны торцовых стен. Позже, начиная с Южной и Центральной России, на клетях изб начала возводится стропильная конструкция, несущая система которой состоит из наклонных стропильных ног, вертикальных стоек и наклонных подкосов. С появлением стропильной кровли на Руси появляются 3-4 скатные крыши.
Планировка избы обычно была традиционной: в одном из углов, но не впритык к стене, чтобы осталось небольшое пространство - закуток, располагалась печь.
По диагонали от неё находился красный угол: здесь на стене вешали иконы, ставили обеденный стол.
Место у входа считалось мужским: здесь хозяин мастерил зимой, хранил свои инструменты. Угол возле печи отделялся занавеской и считался женским: там женщины готовили, хранили припасы, держали посуду и прятались от чужих глаз, когда к мужу приходили мужчины. Для хранения инструментов, посуды и прочей утвари обустраивались специальные полки, которые крепились вдоль стен на уровне роста человека. Внизу вдоль стен располагались лавки. На них не только сидели, но и спали, днем играли дети, по праздникам усаживались гости за столом. В избу из сеней вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба). Избяная дверь отворялась всегда в сени. Порог осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами.
На юге и западе Руси полы в избах чаще устраивали земляные. Такой пол приподнимали на 20-30 см над уровнем земли, тщательно утрамбовывали и покрывали толстым слоем глины, перемешанной с мелко нарезанной соломой. Такие полы известны уже с IX века. Деревянные полы также древние, но встречаются они в основном на севере и востоке Руси, где климат суровее, а почва более влажная. Для половиц использовали сосну, ель, лиственницу. Половицы всегда укладывались вдоль избы, от входа к передней стене. Их стелили на толстые бревна, врубленные в нижние венцы сруба. На Севере пол часто устраивали двойным: под верхним «чистым» полом находился нижний - «черный». Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева. Лишь в XX веке появляются крашенные полы. Зато мыли досчатый пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его потом половиками.
Основу потолка составляла матица - толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. Сверху на потолок набрасывали опилки, опавшие листья. Нельзя было только на потолок сыпать землю - такой дом ассоциировался с гробом. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.
* * *
Жилая деревянная архитектура всегда является производным совокупного влияния различных социально-экономических причин и природно-климатических условий. Так, в деревнях Южной России и Сибири приусадебные хозяйственные постройки обычно ставили отдельно от жилья, на открытом хозяйственном дворе, обрамленном высоким забором. На Севере же отдельно от жилья ставили лишь амбары, бани и гумна, а все другие хозяйственные помещения - хлевы, сеновалы, конюшни, сараи, а иногда даже и колодцы - объединялись вместе с жильем в одно здание, перекрытое общей кровлей.
Мы постараемся рассмотреть наиболее часто встречаемые, а, следовательно, характерные для данного района типы изб.
А. Крестьянские избы Северного типа
Северный тип изб был довольно широко распространён в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях, и даже проникал в Центральную часть России.
В условиях натурального хозяйства, территориальной разобщенности и долгих северных зим с их снегами и стужей, в условиях ежегодных весенних и осенних распутиц, тип дома-двора стал самым удобным. В нём можно было заниматься хозяйством, не выходя подолгу на улицу. Поэтому, крестьянский дом-двор получил на Русском Севере повсеместное распространение. Само объединение под одной крышей жилья и хозяйственных помещений стало типичной традицией северорусского деревянного зодчества. Под одной крышей в таких избах жили отцы и дети, сыновья и внуки - большая нерасчлененная семья, прочно связанная узами родства, традиционным уставом быта, общим земельным наделом и промысловыми угодьями, общей собственностью на скот, инвентарь, на всё движимое и недвижимое имущество.
Четыре, пять, а то и шесть отдельных изб можно было насчитать в старинном северном доме. Но это лишь жилье. А сколько хозяйственных помещений объединялось с этими избами! И все они органично срастались между собой в единое целое, в одну гармоничную композицию.
Избы Севера Европейской части России в зависимости от месторасположения, количества членов семьи, семейных традиций, достатка и желания хозяина строились различных типов:
1. Курная («чёрная») изба, отапливаемая по-чёрному. Такие дома до XIX века были распространены повсеместно и ещё сохранялись во многих местах до первой половины ХХ века. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги, поэтому сруб курной избы служил дольше. Печь долго хранила тепло и требовала меньше дров. Примером курной избы является дом-двор Шестакова (1861 г.) из д. Малая Кулига Красноборского района Архангельской области в музее «Малые Корелы».
2. Дом четырёхстенок - классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне. Примером этого типа избы служит дом Е. Д. Слободиной (кон. XIX в.) из д. Подлипное Тотемского района Вологодской области в музее «Семёнково» под Вологдой.
3. Дом пятистенок - тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три - перпендикулярно. К избе пристраивались сени и большой хозяйственный двор.
Вторую комнату тоже обустраивали под жильё, в которую делали вход со стороны сеней - это в большинстве случаях была комната для женатого сына.
Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже со второй половины XVIII века. Примером этого типа избы служит дом В. В. Храпова (кон. XIX в.) из д. Бор Нюксенского района Вологодской области в музее «Семёнково».
4. Дом шестистенок (изба с прирубом) - в деревянном зодчестве занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей. Примером этого типа избы служит дом И. И. Кочкина (II пол. XIX в.) из д. Андреевская Тарногского района Вологодской области в музее «Семёнково».
5. Двужирный дом. Если в обычном северном доме жилая часть приподнята от земли метра на два, образуя подполье, используемое как кладовая, то в двужирном доме («жира» - этаж) нижний этаж так же жилой. Он расположен на уровне земли, без подполья. В качестве примера двужирного дома можно привести дом-двор Ушаковых (XIX в.) в д. Ширяиха Каргопольского района Архангельской области.
6. Дом-двор типа «брус» - дом однорядной связи, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки. Этот тип самый распространенный на Русском Севере. Примером такого дома может служить курная изба Шестакова - фото см. п. [1].
Часто встречается разновидность таких домов - «брус с уширенным сараем» или «нечистый брус», в которых хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз. При подобном положении скаты крыши получают не только разные уклоны, но и разную длину. Характерен такой тип построек для деревень верхнего течения реки Онеги. Примером может служить дом-двор Я. А. Попова (XIX в.), перевезенный из с. Погост Ошевенской слободы Каргопольского района Архангельской области в музей «Малые Корелы».
7. Дом-двор типа «глаголь» изогнулся в плане буквой «Г», или, как его нередко называют, двор "сапогом". Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора - продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части. Такой двор был особенно удобен в местах, где селения расположены на склонах холмов. Ведь если двор стоит в месте более низком, чем изба, то скат крыши двора будет более крутой, что имеет неоспоримые преимущества перед пологим скатом, на котором снег весной подолгу залеживается, и крыша скоро прогнивает. Примером такой избы является дом-двор Е. И. Царевой (пер. пол. XIX в.) из деревни Пырищи Крестецкого района Новгородской области в музее «Витославлицы», расположенный на окраине Великого Новгорода.
8. Дом-двор типа «кошель». Такой дом предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Такие дома распространены в Южной Карелии и примыкающей к ней районах. Все жилые и хозяйственно-бытовые помещения в таком доме сгруппированы и объединены в единый квадратный в плане сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один - короткий и крутой, а другой - длинный и пологий. Примером может служить двужирный дом Ошевнева (1876 г.) из д. Ошевнево Медвежьегорского района республики Карелия в музее «Кижи».
9. Дом-двор «Т-образная связь» - жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т». Подобная связь дома-двора получила широкое распространение на Каргополье, где их называли «о двух стопах». Такие избы изредка можно было встретить и в средней полосе России, в основном Ярославско-Тверском крае. Здесь они назывались «двор-ендова». Примером может служить дом-двор Пухова (XIX в.) из д. Большой Халуй Каргопольского района Архангельской области в музее «Малые Корелы».
10. Дом «о два конька» - конструкция крестьянского дома, избы которого покрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом». Примером может служить дом А. И. Уланова (кон. XIX-нач. XX вв.) из д. Заречье Нюксенского района Вологодской области в музее «Семёнково».
11. Изба - двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре - в другой), Примером такого дома служит изба Н. М. Юрова (кон. XIX в.) из д. Криуля Тарногского района Вологодской области в музее «Семёнково».
Дом Н. М. Юрова из д. Криуля в музее "Семёнково".
12. Дом-двор важского типа - это дом «на два жилья». В деревнях по реке Ваге принято было пристраивать зимние избы к задним фасадам домов, в результате чего дом в плане напоминал брус. В нём выделяются три части: «перёд» (летняя изба-летние сени), «серёдка» (двор), «озадок» (зимняя изба). Примером такого дома может служить изба У. Е. Пудовой (кон. XIX в.) из д. Мальчевская Нюксенского района Вологодской области в музее «Семёнково».
Дом У. Е. Пудовой из д. Мальчевская в музее "Семёнково".
Этот же дом с противоположной стороны.
Б. Крестьянские избы Средней полосы России
Избы Владимирской, Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской и других смежных губерний отличались от северных изб меньшими размерами и строились без подклетов. Лишь небольшая часть населения побогаче позволяла себе строить двухэтажные дома.
Типы застройки крестьянской усадьбы Средней полосы России:
- Свободная застройка;
- Замкнутая застройка;
- Замкнутая застройка с пригоном;
- Трёхрядная застройка;
- Двухрядная застройка;
- Замкнутая застройка с полузакрытом двором.
Наиболее распространены в этих районах были избы-пятистенки. Хозяйственные постройки здесь редко включались в общий объем с избой. Хлева, сараи, конюшни, кладовые располагались, как правило, отдельными клетями по периметру крестьянской усадьбы. Примером такой крестьянской усадьбы Средней полосы России может служить усадьба Кокориных, первоначально построенная в 1830-1840 гг. в д. Выхино (ныне в черте г. Москвы) и перевезённая в музей «Новый Иерусалим», находящийся в Гефсиманском саду города Истра Московской области.
Выхинская крестьянская усадьба реконструирована архитектором Д. Я. Статчевским. Усадьба построена «покоем», к торцу избы примыкают хозяйственные постройки, затем они выстраиваются перпендикулярно дому, потом разворачиваются и идут параллельно ему. К улице обращена открытая часть буквы «П». Ворота замыкают открытую часть усадьбы образуя внутри «мокрый» двор. Жилой дом достаточно просторный, одно время он использовался как постоялый двор.
В доме воссоздана обстановка крестьянской избы. В теплой передней части жили хозяева, в холодной горнице на широких лавках, могли отдохнуть постояльцы. В небольшой клети между сенями и избой стоит стол с самоваром, где можно было выпить чаю, пока отдыхали лошади.
* * *
Подмосковье, наиболее подверженному современному строительству, ещё с XIX века стоят несколько жилых домов, построенные в традициях русского деревянного зодчества. Один из них - жилой дом в д. Назарьево Павлово-Посадского района (фото 1980-х гг.).
Ныне дом обнесён высоким забором и видна только его верхняя часть (данные 2019 года).
* * *
Еще об одном подмосковном доме следует упомянуть. До начала 2000-х годов в селе Мальково Орехово-Зуевского района, на самой границе бывшей Московской губернии стоял двужирный дом крестьян Хреновых. Построен он был в середине XIX века.
К сожалению, в дом был разобран современными домовладельцами.
* * *
Типичная изба середины XIX века Средней полосы России - дом с высокой клинчатой кровлей и украшенный глухой избой по лобовой доске. Изба первоначально была построена в 1861 г. в селе Каменево Камешковского района Владимирской области. Сейчас она является экспонатом музея деревянного зодчества Суздаля.
После отмены крепостного права в 1861 году, крестьянское хозяйство теряет свой замкнутый полунатуральный характер в силу действия капиталистических отношений. Это способствовало расслоению крестьянства на бедняков, середняков и зажиточных (кулаков). Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период развития капитализма в России. Некоторые зажиточные крестьяне держали в своих домах небольшую ткацкую фабрику. Такая изба, к примеру, была построена в ХIХ веке в д. Лог Вязниковского района Владимирской области. Сейчас он перевезён в Суздальский музей деревянного зодчества.
Верхний этаж занимали жилые горницы. На нижнем этаже находилась ткацкая светёлка, по сути, сельская мануфактура с двумя ткацкими станами, самопрялкой, приспособлениями для перематывания нитей. В этом помещении, с отдельной печью и лежанками, при необходимости не только работали, но и проживали наемные ткачихи. Готовая продукция увозилась на фабрику в город Вязники или на рынок.
Продолжение главы следует.
Фото мои и из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___