ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение главы, начало
см.)
Виды церковных построек
Рассмотрев историю становления и последующего развития церковного строительства на Руси, а также конструктивные особенности деревянных православных храмов, теперь пришло время рассказать о видах и специфики использования каждого вида построек церковного зодчества.
1. Церкви
Как было сказано ранее, церковь - это особое здание, предназначенное для совершения церковных богослужений, в которых участвуют как священнослужители, так и миряне. По своей специфики и местонахождению храмы можно подразделить на шесть групп:
А. Монастырские храмы
Духовным и архитектурным центром любого монастыря всегда является храм. На территории монастырей могли располагаться от одного до шести и даже более церквей. Они несли, как правило, различные функции: находясь над вратами - как бы оберегали обитель от проникновения тёмных, злых сил; в больнице - способствовали скорейшему выздоровлению больных монахов и послушников; в трапезной палате - для благодарной службы Господу до и после приёма пищи; при богадельни - для поддержания здоровья престарелых монахов. Храмы также возводились в монашеских кельях (в братских и настоятельских корпусах), на святом источнике и т. п.
Монастырские церкви, их разновидности, будут более подробно нами рассмотрены в главе «
Монастыри».
Б. Приходские храмы
Приход очень хорошо объясняет Евангелие, в котором есть такие слова, произнесенные самим Иисусом: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Это говорится о том, что люди идут в храм на богослужение, чтобы пообщаться с Господом.
Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают храм. Архиерей епархии назначает настоятеля храма и благословляет весь приход на деятельность.
Ранее в приходских храмах были сосредоточены все официальные сведения о прихожанах: кто когда родился, крестился, женился, что купил и куда переехал, фиксировались, естественно, и даты смерти.
Наиболее древний из сохранившихся приходских деревянных храмов в России - церковь Положения Ризы Господней, построенная в 1485 году в селе Бородавы.
Об этой церкви мы подробно рассказали в
IV части этой главы.
В. Приписные храмы
Храм называется приписным, если так указано священноначалием, или это сложилось исторически. Приписными в настоящее время автоматически становятся все церкви, действующие в воинских частях, лечебных учреждениях и т. п., если при этих храмах не зарегистрированы приходы.
Приписная церковь не может принадлежать одновременно двум или более православным приходам.
Исторически приписной церковью до недавнего времени являлся Никольский храм села Васильевское Серпуховского района Московской области. Он был построен в 1690 году.
Само село Васильевское известно с 1563 года. Как сельцо оно упоминается в писцовой книге Окологородного стана 1627 г., принадлежало помещику Андрею Ивановичу Соймонову. Его сын Афанасий, подавая в 1689 году патриарху Иоакиму просьбу о построении храма, писал: «обещался де он построить вновь в вотчине своей, в сельце Васильевском церковь деревянную во имя Николая чудотворца в серпуховском уезде и о построении той церкви благословенная грамота ему дана». В 1802 году Никольский храм становится приписным к приходу храма Рождества Христова в селе Рождественно-Телятьево, находящиеся в 2 верстах.
Закрыт деревянный Никольский храм был, вероятно, одновременно с главной церковью Рождества Христова в Телятьево в 1929 году и в дальнейшем использовался как ссыпной пункт зерна.
В 1969 году началась реставрация Никольского храма, ему вернули, по возможности, первоначальный облик, но по какой-то причине не была восстановлена висячая галерея-гульбище с северной и западной сторон, а так же крыльцо. В 1993 году в храме возобновлено богослужение. В ночь с 18 на 19 июня 2015 года от поджога церковь сгорела.
Отходя от главной темы повествования, следует отметить, что в интерьере этого храма до последнего момента сохранялись резные балки перекрытий. Каждая балка представляла собой пятигранный брус, у которого две нижние грани - наклонные, сопряженные между собой примерно под углом в 45°. Поперечные перехваты разделяли балки на пять секций. По обеим сторонам каждого перехвата, состоящего из комбинации двух витых жгутов, среднего валика и боковых плоских поясков, зеркально располагались кувшинообразные «дыньки», обрисованные плавными кривыми линиями, которые сходились к центральной части каждой секции - их розеткам, при этом все розетки на обеих балках трапезной, а их сорок штук, имели разный рисунок, выполненный в технике трехгранной выемчатой резьбы.
Интерьер храма был шедевром и одновременно классическим образцом национально-русской скульптурной пластики и резьбы по дереву.
Г. Домóвые храмы
Домовая церковь - это православный храм, устроенный и освященный в частном жилище или в каком-либо учреждении. При домовых церквях используется особый принцип формирования общины: по месту работы (заводской храм), учебы (школьный, университетский храм), лечения (больничный храм), заключения (тюремный храм) и т.п. В большинстве случаях домовые храмы приписаны к приходам, на территории которых они расположены, или по иным, в основном, ведомственным связям.
К домовым храмам относятся крестовые церкви - храмы при архиерейском доме, а так же усадебные, о которых будет сказано ниже.
Возможны разные варианты размещения домового храма: как в помещении внутри дома или здания, так и отдельно. Степень доступности таких храмов для посещения зависит от пожеланий владельца дома, от руководителей и особенностей учреждений, при которых они действуют.
История домовых храмов восходит ко времени возникновения христианских храмов вообще. Первоначально в качестве места собрания христианских общин служили, как правило, частные дома. При этом, согласно целому ряду новозаветных свидетельств, во время таких собраний совершалось и таинство Евхаристии. Устроение специальных помещений для богослужения стало закономерным шагом, а расположение их внутри дома до некоторой степени обеспечивало безопасность в условиях нелегального существования общины в эпоху гонений вплоть до издания Миланского эдикта 313 г., т.е. пока христианство оставалось в Римской империи вне закона.
Среди наиболее известных раннехристианских археологических памятников можно отметить домовую церковь, обнаруженную археологами при раскопках г. Дура-Европос и устроенную, по-видимому, в доме одного из богатых жителей города.
Практика устроения домовых храмов была воспринята и Русской Церковью. Так, в прямом смысле домовыми могут считаться княжеские храмы. Один из самых известных -
Дмитриевский собор города Владимира, использовавшийся в качестве домового при великом князе Всеволоде Большое Гнездо.
В настоящее время примером этого вида церквей может служить домовый храм свт. Николая Мирликийского Чудотворца освящённый 28 января 1903 года протоиереем кронштадтского Андреевского собора св. прав. Иоанном Кронштадтским в посёлке Лебяжье, ныне находящийся в Ломоносовском районе Ленинградской области.
Храм был освящён в здании Лоцманского собрания, которое было построено в неорусском стиле в 1902 году архитектором Николаем Александровичем Долбинским. История посёлка Лебяжье тесно связана с появлением на этих землях во второй половине XIX века лоцманского поселения - автономного и компактно обустроенного профессионального посёлка кронштадтских лоцманов. Это было обусловлено развитием Санкт-Петербурга. Лоцманская служба стала особенно востребованной в конце 1850-х - начале 1860-х годов, когда из военных соображений на дне Финского залива были насыпаны искусственные заграждения - ряжи, препятствовавшие свободному проходу судов. Схема фарватера на Финском заливе стала государственной тайной, носителями которой являлись лоцманы.
Службы в храме велись вплоть до 1932 года, потом здание отдали под казармы артиллерийской бригады, позже - в нём разместился кинотеатр, а в период перестройки - заброшено. В 1993 году здание возвращено православному приходу, отреставрировано. Сейчас нём, как и прежде - Никольская церковь.
Бывают домовые храмы и в частных домах. До 1917 года они устраивались по благословению епархиального архиерея, а в Москве и Санкт-Петербурге - с разрешения Святейшего Синода только для заслуженных частных лиц, которые в силу возраста или болезни испытывали затруднения с посещением приходского храма. Как правило, он был приписным и после кончины устроителя автоматическое наследование не продлевалось - домовая церковь подлежала упразднению, а утварь передавалась в собственность того приходского храма, к которому домовая церковь была приписана.
Д. Усадебные церкви
Усадебный комплекс, как правило, состоял из следующих функциональных зон: жилой, парковой и хозяйственной. Иногда в усадьбах строилась своя домовая (усадебная) церковь или часовня. Помещичьи усадьбы в России могли располагаться как селе или в деревни, т.е. неподалёку от крестьянских дворов, так и в сельце - своеобразном помещичьем хуторе, вдали от жилья, где кроме помещиков проживала только прислуга. Слово «сельцо» широко употреблялось в названии типа населённой местности вплоть до 1917 года.
Первоначально в сельцах была своя усадебная «малая» церковь, которая обычно была приписной к ближайшему сельскому приходу. Она, по желанию владельцев, могла стоять отдельно, но чаше освящалась в одной из комнат дворца. Если храм строился отдельно от дома, то владельцы усадеб нередко становились «зодчими» усадебных храмов, устраивая их по своему вкусу и даже отступая подчас от строгих церковных канонов.
С начала XVIII века число церквей при усадьбах заметно стало снижаться. Петр I считал, что домовые храмы «создаются от спеси», т.е. чрезмерным самомнением, стремлением проявить свою важность, превосходство над другими людьми. И действительно, некоторые состоятельные помещики стремились устроить домовые храмы из тщеславия и нежелания быть в церкви вместе с простолюдинами. Поэтому разрешение на открытие храма в частном доме или при усадьбе стали давать в виде исключения для престарелых и больных, которые не могут ходить в приходскую церковь. Это положение было закреплено в 1841 году в Уставе Духовных Консисторий. В сельцах и в сельских (деревенских) помещичьих усадьбах перестали освящаться церкви, а те которые были - упразднялись. Исключение составляли усадьбы крупных помещиков, занятых на Государственной службе, и больных людей (после выздоровления или их кончины - храмы подлежали упразднению).
Все жители сельца и сельской усадьбы стали посещать сельские приходские храмы. Если главенство владельца усадьбы и членов его семьи всячески подчеркивалось в реальной жизни, то на службу в храме собирались все - помещики, дворовые, крестьяне села и приходских деревень. Равенство всех перед Богом находило подтверждение и в самом укладе усадебной жизни с некоторой простотой отношений, характерной для деревенских условий. Нередко помещик или члены его семьи становились крестными родителями крестьянских детей и принимали деятельное участие в обустройстве сёл и деревень.
Примером деревянной усадебной церкви может служить Казанский храм в усадьбе Юрино Балахнинского района Нижегородской области.
Небольшое старинное село Юрино, находящееся на Балахнинской низменности среди бескрайних лесов и болот, в междуречье Волги и Луха (левый приток Клязьмы), известна как старинная вотчина князей Пожарских.
Ещё в 1363-1365 годах князь Иван Фёдорович Стародубский получил в удел Жарскую волость во вновь образованном Нижегородском княжестве. Тогда же им в Жарской волости было основано село Юрино и построена деревянная церковь в честь Спаса-Преображения Господня.
Не случайны названия села и церкви - князья Стародубские очень почитали великого князя Владимирского Юрия II Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, который заложил в Нижегородском кремле первую каменную церковь Спаса-Преображения. После смерти Ивана Фёдоровича Стародубского (умер бездетным) его вотчина в Жарах перешла по наследству к его племяннику - Василию Андреевичу Стародубскому, который и стал прозываться Пожарским, т.е. «владеющий Жарами».
В селе Юрино была родовая усадьба князей Пожарских. Сюда в марте 1611 года, когда князь Дмитрий Михайлович Пожарский долечивал свои раны, нанесённые во время боя в Москве, прибыла делегация нижегородцев во главе с наместником Печерского Вознесенского монастыря, архимандритом Феодосием, которая убедила князя возглавить нижегородское ополчение в октябре 1611 года.
После победы народного ополчения в 1612 году, князь Д. М. Пожарский строит в своем родовом Нижегородском имении Юрино деревянную клетскую церковь честь Казанской иконы Божией Матери, способствовавшей этой победе. Рубленный «в обло» храм, стоящий на высоком подклете, без алтарного прируба и с пониженным трапезным прирубом, перекрытых двускатными кровлями, построен в 1614-1615 годах в усадьбе князя Д. М. Пожарского на его сбережения в ознаменование победы над смутой и избрания на царствование Земским собором 21 февраля 1613 года Михаила Фёдоровича Романова. Храм был приписан к сельской Преображенской церкви.
В XIX веке церковь в селе была упразднена, Юрино стала деревней прихода Воскресенской церкви села Бурцево, а Казанская церковь стала часовней.
Кроме храма от усадьбы князей Пожарских ничего не сохранилось: господский дом утрачен, а усадебный парк полностью вырублен. В 1998-1999 годах Казанская церковь была отреставрирована под руководством архитектора Юрия Геннадиевича Самойлова в формах XVII века. Сейчас она действующая.
Е. Кладбищенские храмы
Как повелось на Руси, вокруг церкви люди издревле хоронили своих близких, поэтому кладбища обычно устраивали возле приходских храмов, поближе к «святому месту». Уже Петр I обратил внимание на вред этого обычая и указом от 10 октября 1723 года при многих церквах Москвы запретил погребение умерших. Впрочем, и ранее, при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, выходили подобные указы, но только относительно Московского кремля. Невзирая на эти указы, умерших беспрепятственно продолжали погребать при церквах. Императрица Елизавета Петровна, находясь в 1748 году в Москве, новым указом от 2 июля того же года не велела погребать усопших при церквах на пути от Кремля до её дворца в Покровском-Рубцове. Имевшиеся могилы около тех церквей велено сравнять с землёй. Для погребения умерших в приходах церквей, при которых запрещено погребать, государыня велела отвести вне Москвы кладбище и выстроить на её содержание там церковь. Так появлялись первые кладбищенские храмы.
Такое происходило не только в городах. Постепенно кладбища вокруг приходских церквей в крупных торговых сёлах разрастались и не хватало на него места, так как храмы первоначально строились в центре села и обрастали густой застройкой. Поэтому на новое кладбище выделялся участок земли и приходская община изыскивала средства для постройки кладбищенской церкви, чтобы после отпевания усопшего в храме не нести его через всё село к месту захоронения. Строились такие небольшие храмы обычно простой архитектурой.
Кладбищенские храмы были практически всегда однопрестольными, и приписными, использовались исключительно для отпевания усопших. Только на престольный праздник и на дни особого поминовения усопших в этих храмах, как правило, проходили службы.
В качестве примера кладбищенского храма можно взять Казанскую единоверческую церковь, до 2018 года стоявшую на Посадском кладбище города Иваново.
Небольшая деревянная клетская Троицкая церковь первоначально построена в конце XVII века на Покровской горе. В 1815 году была перевезена на кладбище села Иваново, где была освящена как Успенская. В 1883 в церкви за ветхостью были прекращены богослужения. В 1904 году она была перенесена на Посадское кладбище города Иваново-Вознесенск и отреставрирована по инициативе и на средства куп. Дмитрия Геннадьевича Бурылина, основателя городского музея. Колокольня пристроена к храму в 1905 году. Церковь была закрыта в 1935 году, в здании был размещён антирелигиозный музей, но по просьбам верующих в 1946 году церковь была передана старообрядческой общине и переосвящена как Казанская. С 1991 года становится единоверческой. Сгорела 18 нояб. 2015 г. К середине 2022 года воссоздана на месте и обмерам сгоревшего храма, освящена в честь Успения Богородицы.
Ж. Передвижные храмы
Передвижной храм предназначен для совершения богослужений и религиозных обрядов во время походов и для окормления верующих не имеющих храма или часовни по месту жительства. Такая церковь имеет возможность к передвижению на определенное расстояние, к примеру, между населёнными пунктами или воинскими частями. Сборные храмы также могут находиться на месте реконструируемого, строящегося храма, когда нет возможности проводить богослужение в основном храме.
1. Плавучие церкви
Это вид передвижного храма, который находится на судне и предназначается для духовного окормления жителей приречных деревень, чьи приходские храмы находились на отдалённом расстоянии, или во время весеннего половодья и распутицы, часто приходящиеся на Пасху, у них осложнялось сообщение с храмом. Такие плавучие церкви посещали также речники транспортных линий и вспомогательного флота.
На северных и сибирских реках, где между населёнными пунктами часто расстояние измерялось сотнями километров, такие церкви-суда были единственным храмом для бакенщиков, лесозаготовителей и геологов. К церкви швартовались и суда транспортных линий, чьи экипажи также нуждались в духовной поддержке.
На плавучем храме для священника и его семьи находились каюта, камбуз и трапезная. Большое просторное помещение на судне занимало помещение церкви.
Приведённый на фото деревянный плавучий храм был построен на Волге в конце XIX века и предназначался для Волжско-Камского бассейна. После 1917 года плавучие храмы перестраивались в дебаркадеры, а иные просто списывались на слом.
2. Церкви-вагоны
Первые церкви-вагоны появились на магистралях тогда, когда железные дороги проникли в глубинку России, чтобы железнодорожные служащие и члены их семей, живущие на станциях, расположенных вдали от сёл и городов, могли посещать религиозные службы.
Один из первых вагонов для проведения богослужений появился на Закавказской железной дороге с благословления экзарха Грузии, позже получившего сан митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия.
В 1895 году было принято решение перенести такой опыт на Сибирскую магистраль, а уже через год на Путиловском заводе был построен для Сибири первый деревянный храм-вагон. 11 июля 1896 года в день тезоименитства императорских величеств Ольги Александровны и Ольги Николаевны храм был освящён в Новом Петергофе в честь св. равноапостольной княгини Ольги. При освящении присутствовал Император Николай II.
Снаружи вагон первоначально был окрашен в тёмно-синий цвет, покрыт лаком и украшен резными позолоченными наличниками из жёлтого тика - дерева, устойчивого к гниению и воздействию непогоды. На торце вагона была установлена звонница с тремя колоколами и увенчанная крестом. С этого торца располагался вход в вагон, при котором с правой стороны находилось отделение со шкафом для ризницы и утвари, а с левой - помещение для парового отопления вагона. Для священника в вагоне было предусмотрено спальное отделение. Церковь могла вместить до 70 молящихся.
Убранство вагона было выполнено по рисункам архитектора Е. Е. Баумгартена. Стены и потолок были обшиты лакированным дубом с резьбой и выжженным орнаментом на филёнках, плафон очерчивали синие и жёлтые стёкла. С каждой стороны было по девять окон, которые освещали внутреннее пространство храма. Иконостас был выполнен из дуба. Все иконы для этого вагона написал художник первой степени В. С. Крюков. Общая стоимость вагона составила 30 тыс. рублей.
Сначала вагон обращался между станциями Челябинск и Кривощёково (ныне - левобережная часть Новосибирска) Западно-Сибирской железной дороге, а после постройки там постоянных храмов был передан на Средне-Сибирскую дорогу. Закончил свой путь на Дальнем Востоке вскоре после 1918 года.
До 1917 года было построено 6 передвижных церквей. После революционных событий 1917 года храмы-вагоны перестраивались в обычные вагоны, а иные просто списывались на слом.
3. Походные церкви
Одними из первых известных упоминаний о подобных церквах являются рассказы о походном храме Ивана Грозного, который был при нём во время осады и взятия Казани. Начиная с военных преобразований Петра I в штат каждого полка российской армии входила должность военного священника. Проблемы духовного окормления войск решались, в зависимости от дислокации части и местных условий. Во время похода или военных действий, когда войска были ограничены в возможности посещения храмов, духовные нужды солдат и офицеров удовлетворяла походная церковь, возимая в обозе. Конструктивно - это была чаще всего быстровозводимая палатка. Иногда, на месте походной церкви строился обычный (стационарный) храм, таким образом, походный храм может становится предвестником приходского (или воинского).
Продолжение главы следует.
Фото мои и из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___