1. ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА. Часть XII

Jan 01, 2022 12:00







ЦЕРКОВНАЯ  АРХИТЕКТУРЫ

(продолжение главы, начало см.)

Храмы восточных районов страны

До прихода первых казаков в восточные районы страны, а вслед за ними и русских переселенцев, говорить о православных храмах не приходится - местные племена исповедовали шаманизм, а c ХV века, с проникновением татар за Урал, в Западной Сибири начал развивается очаг мусульманства.

1. Уральские храмы

Приблизительно с Х века новгородские купцы и вольные ушкуйники на своих парусно-гребных судах ушкуях первыми из русских людей проникли на Урал. Они меняли у югорских племён (предков хантов и манси) свои товары на пушнину, а также взимали дань. С XII века такие походы на Урал и в Северное Зауралье стали регулярными.

Во второй половине XV века Пермь Великая вошла в состав Русского государства, но уже в конце XIII - XIV веков для укрепления позиций Москвы в Прикамье развернули деятельность православные миссионеры. Они уничтожали языческие святилища и обращали местные народы в православие. С тех пор началось на Урале строительство православных церквей.

Первые храмы мало чем отличались от новгородских - строили их те же самые плотники и их ученики.

Примером уральского храма, построенного переселенцами может служить церковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», стоявшая с 1694 года в селе Тохтарёво Суксунского района Пермского края, у места обретения в реке Сылве чудотворного образа Богородицы.



В 1971 году храм был перевезён в Архитектурно-этнографический музей «Хохловка».

2. Сибирские храмы

Как свидетельствует Новгородская Карамзинская летопись, в 1364 году новгородцы совершили большой поход на реку Обь. С этих пор началось постепенное освоение русскими людьми просторов Сибири. В поставленных острогах всегда казаками возводились православные храмы. Мы уже рассказали о сохранившейся церкви Спаса Нерукотворного образа, построенной в 1700 году в Зашиверском остроге, что находился на берегу далёкой таёжной реки Индигирки. В 1971 году её перевезли в Историко-архитектурный музей СО АН СССР, находящийся близ Новосибирского Академгородка.

Теперь наш рассказ о другой, к сожалению, не сохранившейся церкви Богоявления Господня в Братском остроге.

Братский острог был основан в 1631 году русскими первопроходцами во главе с казачьим пятидесятником Максимом Перфильевым на правом берегу реки Ангары чуть ниже Падунского порога (ныне на месте порога створ Братской ГЭС). Острог несколько раз переносился с места на место, пока не был окончательно поставлен весной 1654 года отрядом казаков под командой Дмитрия Фирсова на левом берегу Оки в 2 верстах выше её впадения в Ангару.

Братский острог являлся первым по времени из числа построенных на бурятских землях. Он имел большое значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену и как опорный пункт для сбора ясака с бурят. Впоследствии острог становится удобным пунктом для снаряжения экспедиций за Байкал.

Первую церковь в Братском остроге построили в 1631 году (по другим данным - в 1649 г.). При последующих переносах острога на новые места, вероятно, переносили и церковь.

В 1675 году русский дипломат Николай Гаврилович Спафарий, проездом в Китай остановившись в Братском остроге, записал: «в остроге церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской». На чертеже Семёна Ульяновича Ремезова 1701 года отчетливо читаются формы довольно крупной деревянной церкви, занимающей почти всё внутреннее пространство острога. В 1707 году её сменяет другая церковь уже с двумя престолами: теплый - в честь Богоявления Господня, холодный - Владимирской иконы Божией Матери. Длина новой церкви составляла 9 саженей (19,2 м); ширина 6 саженей 1 аршин (13,5 м).

В течение всего XVII века Братский острог был приписан к Енисейскому острогу. С утратой военного значения в XVIII веке острог превратился в село Братско-Острожное.

К началу XIX века Владимирская церковь значительно обветшала, поэтому в нескольких метрах южнее её в 1843 году на средства прихожан строится новая деревянная церковь, проект которой был разработан в Петербурге по просьбе декабриста Петра Александровича Муханова, отбывавшего в 1833-1842 годах ссылку в Братске. В памяти сельчан сохранилось имя строителя нового храма - им был плотник М. С. Карпов.

Новый храм, так же как и старый, был с двумя престолами: зимним во имя Богоявления Господня (освящен в 1843 г.) и летним во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящен в 1844 г.). Старинный иконостас с иконами, освященными ещё первым иркутским епископом святителем Иннокентием Кульчицким в 1727-1731 годах, по утверждению жителей села, был перенесён из Кафедрального Богоявленского собора г. Иркутска в новый храм села Братско-Острожное.

Большая деревянная пятиглавая церковь с ротондой под центральным куполом была построена в стиле ампир в формах присущих каменной архитектуре.



Строгие пилястровые портики по четырем сторонам храма подчеркивали монументальность и торжественность постройки. Имитация каменных форм была столь тщательной, что даже были воспроизведены сложно выполнимые в дереве цилиндрические формы барабанов. В плане квадратный храм дополнялся прямоугольными прирубами притвора и алтаря под двускатными кровлями с фронтонами. Рубленные из брёвен стены были обшиты тёсом. Обшивка стен выполнена по тонким вертикальным доскам, врезанным в брёвна, как раньше называли «рубка взакрой», то есть сразу под обшивку, которая окрашивалась с выделением деталей белым цветом. Декор фасадов был очень строг и лаконичен, основной орнаментальный мотив - дощатые накладки по фризу портиков и ротонды, имитирующие триглифы.

Богоявленская церковь в селе Братско-Острожное стала редким примером грамотного применения стиля ампир в культовом деревянном зодчестве России первой половины XIX века, поэтому храм имел большую архитектурно-историческую ценность.

Однако следует отметить, что постройка деревянной церкви по проекту каменного храма в далёком таёжном селе лишний раз показывает, что со второй половины  XVIII века в Российском обществе начался процесс деградации традиционного народного ремесла и появление моды на имитацию облика каменных церквей. Эти преобразования, именовавшиеся на языке духовенства «благолепным обновлением», уничтожали вековые народные традиции и сам дух древнерусского зодчества, что привело к массовой обшивке древних храмов тёсом. Храмы лишились естественной пластики бревенчатых стен и превратились в безликие крашеные деревянные ящики сверху обитые жестью, а плотницкое искусство - в банальное строительство из дерева. О деградации плотницкого искусства в ХIХ-ХХ веках мы говорили неоднократно выше.

Отдельно от церкви, над проезжими воротами острога, возвышалась массивная ярусная колокольня высотой около 17 метров. Предполагается, что колокольня была возведена в XVIII веке на месте упразднённой надвратной часовни. В основании колокольни лежали горизонтальные бревна диаметром 85 см. Завершалась она шатром с крупной главой, покрытой лемехом. Колокольня сохранялась до 30-х годов XX в., но уже в значительно перестроенном виде.

До 1934 года в церкви продолжались богослужения. В тот год пожар уничтожил в селе школу, и община верующих церкви добровольно передала сельсовету во временное пользование церковное здание, чтобы там разместилась школа. С тех пор здание к верующим более не возвращалось. Вскоре храм переоборудовали под кинотеатр. С 1948 году, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, храм был взят по государственную охрану.

Во время строительства Братской ГЭС во вт. пол. 1950-х гг. село Братско-Острожное попало в зону затопления и было снесено вместе со всеми строениями, независимо от их охранного статуса. Ныне на месте, где стоял Братский острог и Богоявленский храм - акватория Братского водохранилища.

* * *

Во вновь образованных национальных приходах Сибири и Крайнего Севера, в стойбищах также строились храмы. Сохранилась фотография Знаменской церкви, построенной в 1824 году на берегу таёжной реки Вах, правого притока Оби, в тогда ещё крупном поселении хантов Ларьяк, ныне село в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа.



Храм простоял до 1970-х годов. Сейчас на его месте построен новый деревянный храм, повторяющий облик старой церкви.

* * *

Эвенкия - географический центр современной Российской Федерации. Мы познакомим читателя с деревянной церковью святителя Василия Великого, стоящей ещё 100 лет назад на западном берегу живописного озера Ессей, находящееся в 500 км к северу от современной «столицы» здешних мест - п. Тура, райцентра Эвенкийского района Красноярского края.



Клетский храм был построен в 1892 году в эвенкийском стойбище Ессей усердием кочующих православных тунгусов (эвенков) на месте предыдущей церкви, основанной неизвестно когда, но не ранее XVII века. Главы основного объёма и алтаря стоят на невысоких срубах-постаментах, крытых колпаками. С запада храм имел невысокую колокольню, ярус звона которой так же крыт колпаком. Близ церковных ворот стойбища находилась ещё одна звонница, стоящая над амбаром.

До 1917 года Ессейское стойбище находилось от местного благочинного в городе Туруханске (ныне с. Старотуруханск) в 1200, а от уездного города Енисейск - в 2300 верстах. Летних сухопутных дорог в этих местах нет до сих пор. Храм не сохранился.

* * *

Если об интереснейшем храме, стоящем до 1981 года в урочище Шатоба на берегу далёкой реки Алазеи, мы уже рассказали выше, то ещё 300 км севернее, в арктической тундре, на берегу Колымской протоки дельты реки Индигирки, в стойбище юкагиров Станчик, занимавшихся рыболовством и оленеводством, в 1869 году была построена Димитриевская (по всей видимости, в честь свт. Димитрия Ростовского) часовня.



Приплывшие по реке брёвна, вылавливали и из них строили эту часовню. Хотя нет уже давно поселения, но до сих пор в тундре стоит часовня. Сейчас эта местность находится в Аллаиховском районе республики Саха (Якутия).

В приходах Сибири с большой численностью местного населения строились большие двухэтажные храмы. Так, в местности Толоон (Бютейдях), расположенной на обширной Центрально-Якутской равнине, на левом берегу реки Суолы, правого притока реки Лены, в 100 км к юго-востоку от Якутска в 1820-1823 годах для крещённых якутов была построена двухэтажная деревянная Мегино-Богородская церковь в классическом стиле.



Храм освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На первом этаже находится тёплая церковь с двумя престолами: в честь святителей Николая Чудотворца и Иннокентия Иркутского. Два престола размещались и на втором летнем двухсветном этаже: в честь Рождества Богородицы и равноапостольных Константина и Елены. Расписной интерьер, выполненный на холсте, частично сохранился до настоящего времени.

3. Дальневосточные храмы

Изучение и освоение Камчатки русскими людьми началось еще в середине XVII века. В 1650 году там побывал землепроходец Михаил Васильевич Стадухин, в 1658-1661 годах на Камчатку ходил Иван Иванович Камчатый, через несколько лет - казак Иван Меркурьевич Рубец со своими людьми. Благодаря сведениям, добытым этими путешественниками, камчатские земли появились на русских картах конца XVII века. Постепенно вслед за землепроходцами Камчатка стала осваиваться русскими служилыми людьми.

В 1713-1714 годах вблизи устья реки Уачхачь (современное название - Радуга, левый приток р. Камчатки; ныне территория Усть-Камчатского района) русскими казаками был заложен Нижнекамчатский острог. При освоении Камчатки он являлся центром и опорным пунктом Российско-Американской компании. Первый храм в остроге был построен в 1713-1725 годах. Однако из-за восстания ительменов в 1731 году церковь сгорела. В 1737-1741 годах была построена новая двухпридельная церковь в честь Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В 1760 году придел Николая Чудотворца был преобразован в самостоятельную церковь. В 1783 году на месте острога был основан город Нижнекамчатск. В 1806 и 1838 годах здесь происходили сильнейшие наводнения, от которых пострадали обе церкви. В 1864 году была построена ныне существующая Успенская церковь.



В середине XIX века населённый пункт пришёл в упадок, а в 1968 году прекратил своё существование.

* * *

Освоение земель Приамурья и юга Дальнего Востока началось только после подписания 16 мая 1858 года губернатором Восточной Сибири Николем Николаевичем Муравьёвым-Амурским Айгунского договора с Китаем, левый берег Амура до Тихого океана сделался границей России с Китаем, а после подписания 2 ноября 1860 года генерал-майором Николаем Павловичем Игнатьевым Пекинского договора юг Дальнего Востока стал Российским в современных границах. Вскоре стали прибывать переселенцы из многих губерний России. Это мы более подробно рассмотрим ниже. Наряду с домами и хозяйственными постройками переселенцы стали возводить  православные храмы.

Время строительства храмов на Дальнем Востоке пришлось на тяжёлый период в Русском деревянном зодчестве. В XIX веке по всей стране происходила деградация традиционной народной культуры. Строительство деревянных церквей в это время власти требуют вести по образцовым (типовым) проектам. Об этом мы уже говорили неоднократно выше. На Дальнем Востоке нельзя встретить по настоящему русский деревянный храм, их там никогда не строили, не строят и сейчас (за исключением п. Уктур Комсомольского района Хабаровского края, где в 2004 году была построена круглая ярусная церковь с шатровым завершением, освящённая в честь Николая Чудотворца). Тем не менее, в отдельных сёлах сохранились образцы неплохой стилизации каменных храмов.

Так, в селе Ивановское (ныне - районный центр) Амурской области сохранился первый сельский храм Иоанна Богослова. Он был заложен одновременно с основанием села в 1864 году, а освящён в 1866 году, то есть спустя всего 8 лет после подписания первого договора с Китаем.



Первоначально с 1866 и до 1894 года, храм назывался Иоанно-Богословским, но уже с 1894 году он именуется Богородично-Иоанно-Богословским. Южный придел освящён в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Село стоит на левом берегу небольшой речки Ивановке, которая спокойно несёт свои воды по Зейско-Буреинской равнине к реке Зеи.

* * *

Из Приамурья мысленно перенесёмся в Уссурийский край. Здесь, на просторах Приханкайской низменности, живописно раскинулось село Черниговка. Одна из главных достопримечательностей села - храм Рождества Пресвятой Богородицы.



Эту церковь в 1898 году построили первопоселенцы села. В 1930-х годах в здании храма размещался театр, а позже - кинотеатр. Православной церкви храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен лишь в 1992 году. Сейчас Черниговка - районный центр Приморского края.

Продолжение главы следует.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

деревянные церкви, Стойбища, Русь деревянная, Деревянное зодчество

Previous post Next post
Up