14. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА. Часть II

Jan 14, 2022 02:00







ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА                                 ДЕРЕВА

(продолжение главы, начало см.)

Основные виды деревянных изделий

Из всей громадной совокупности поделок мы рассмотрим наиболее массовые и значимые деревянные изделия.

1. Мебель

История развития мебельного дела в России началась с глубокой древности, хотя само слово «мебель» появилось только на рубеже XVII-XVIII веков и было заимствовано из французского языка, где оно означало «движимое имущество».

Первоначально мебели не придавали большого значения. В обиходе были скамьи, лавки, столы и сундуки простых, надёжных форм. Крестьянская мебель в избе до её индустриального производства оставалась кустарным временным, чаще сезонным, промыслом крестьян. В качестве примера можно привести интерьер избы Ф. А. Полуянова 1880-х гг. постройки в д. Гарь Ошевенской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне - Каргопольский район Архангельской области).



В 1972 году изба была перевезена в музей «Малые Корелы».

При Петре I в России стали появляться более изысканные предметы мебели, но все они были дорогими, как правило, «заморскими» и предназначались исключительно для богатых сословий. Часто, разъезжая по дворцам, мебель возили с собой. До середины XVIII века обстановка во дворцах, в основном, состояла из случайных изделий, часто совсем неподходящих друг к другу.

Но всё изменилось, когда Екатерина Великая ввела моду на роскошные мебельные ансамбли. Она была первой, кто взял курс на развитие отечественных производств, пригласив в Россию именитых мастеров. Вскоре с лучших образцов европейской мебели русские мастера брали пример.

В эпоху императрицы французское влияние в российских интерьерах было очень сильным, но её сын Павел I положил этому конец. Принимая активное участие в противостоянии французской революции, Павел I ввел запрет на ввоз товаров из Франции. Это и стало толчком для развития мебельного ремесла в России.

Приведём пример интерьера Парадной спальни (арх. В. Бренна и А. Воронихин, 1792 г.) в Павловском (Большом) дворце, г. Павловска Пушкинского района Санкт-Петербурга.



В период царствования Павла I большинство образцов мебели было создано исключительно русскими мастерами и они имели отличия, занимая промежуточное положение между классицизмом Екатерины II и ампиром Александра I.

В начале XIX века кустарное изготовление мебели переходит на промышленный уровень. Уже в 1811 году в Петербурге открывается «Фабрика и мебельный магазин А. Тура и сына». Мебель этой фабрики украшала Александровский дворец Царского Села, кабинеты Императоров Александра I и Николая I. В 1860-х годах фабрика была продана Фридриху Иоганну Мельцеру, передавшему дело уже своим потомкам, успешно продолжавшим его вплоть до 1917 года.

В 1817 году свою фабрику в Москве открывает Матвей Шмит. Дело успешно продолжает его сын, добиваясь титула «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Фабрика была полностью уничтожена артобстрелом в 1905 году.

На самом начале XX века Сокольниках была открыта Мебельная мануфактура Фрола Ефимовича Серёгина. Мануфактура Серегина заработала себе репутацию качественной, добротной и недорогой мебели, хотя в списках клиентов значились и знатные особы. После революции Мебельная мануфактура Серегина стала называться «Фабрика 8-е марта».

В числе самых удивительных и запоминающихся кресел в истории мебели значится изделие, созданное петербуржским резчиком по дереву Василием Петровичем Шутовым. Его спинка напоминает дугу конской упряжи, в доску сидения вонзаются два топора-подлокотника, а сзади лежат забытые кем-то рукавички.



Кресло В. П. Шутова, вт. пол. XIX в. Вытегорский краеведческий музей.

В 1870 году кресло экспонировалось на Всероссийской выставке в Петербурге.

В 1882 году на территории подмосковного имения Саввы Ивановича Мамонтова, в сельце Абрамцево, были открыты бесплатные художественные мастерские. На обучение принимали детей из окрестных деревень и прививали им не только прикладные навыки, но и художественный вкус. В развитии этого благородного начинания принимали участие такие художники, как И. Е. Репин, В. А. Серов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов и другие. Супруга Елизавета Григорьевна Мамонтова стремилась дать выпускникам возможность достойно зарабатывать, не покидая своей малой родины, не отрываясь от земли. Первым руководителем художественно-столярной мастерской стала Елена Дмитриевна Поленова, сестра В. Д. Поленова. По её эскизам и проектам было изготовлено более ста предметов мебели и обихода. Проектированием и оформлением мебели так же занимались В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, сын Саввы Мамонтова, Андрей Саввович. Опираясь на народные каноны, художники обогащали их новыми приемами, мотивами в росписи, резьбой, передавая знания своим ученикам. В Абрамцевских мастерских постепенно формировался русский стиль мебели. Обучение длилось 3 года, а по завершении ученики получали в подарок верстак и набор инструментов.

2. Прялки

Пожалуй, ни один предмет крестьянского труда не украшался так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России! Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, скрашивал её бесконечный монотонный труд. Прялка всегда была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялки бывают двух типов: с гребнем и с лопастью. Гребневые прялки бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями - на Русском Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири и на Алтае.

«На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу» - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клёна, ну а веретено было берёзовым. Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца куда он вставлялся.



Прялка-гребень с Городецкой росписью на донце. Экспозиция Городецкого краеведческого музея.

Прялки с лопастью были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Такие прялки назывались в народе называли «корневухими».

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Особо украшались прялки резьбой и росписью на Русском Севере. Мы, в качестве примера, приведём резные прялки начала ХХ века из Тарногского района Вологодской области и расписные XIX века из Мезенского района Архангельской области.



Прялки с лопастью. Слева направо: резные, нач. ХХ в. из Тарногского района Вологодской области; расписные, XIX в. из Мезенского района Архангельской области; теремковая, 1865 г. из деревни Киндерёво Даниловского района Ярославской области

Для каждой местности Вологодской области была характерна прялка со своей формой и украшением. Можно было увидеть прялки с маленькой лопастью квадратной формы или с большой в виде лопаты, а украшались они резьбой, росписью или сочетанием резьбы с раскраской, как правило, в виде городков, ромбов или треугольников. Нижняя часть прялки обычно украшалась сережками. На прялке, как правило, были украшения в виде круга с шестилепестковой розеткой. Солнце - символ жизни, а круг - вселенная с непрерывным движением. Вода - очищение. Символом плодородия считались деревья.

Территория Тарногского района до 1917 года относилась к Тотемскому уезду Вологодской губернии. Территории Верховажья наряду с Тарногским и Нюксенским районами считаются центром бытования классических видов вологодских прялок с прямоугольной лопастью внушительных размеров с крупной трехгранно-выемчатой резьбой.

* * *

Мезенские прялки относятся к типу цельной прялки - донца. Лопасть имеет трапециевидную форму и срезана по нижним углам. Отличительной чертой мезенских прялок является не только форма, но и роспись, покрывающая как саму лопасть, так и ножку прялки.

Мезенская роспись, как было отмечено выше, сложилась к началу XIX века в деревнях среднего течения реки Мезень. Центром промысла стало село Палащелье, ныне находящееся в Лешуконском районе Архангельской области.

Вся поверхность прялки без предварительной грунтовки, как правило, окрашена золотисто-коричневым тоном. По этому фону или прямо по дереву черной контурной линией нанесён причудливый орнамент с вкраплениями охристых элементов (позднее вместо охры стал использоваться сурик). Роспись покрывалась олифой, что помогало как сохранить рисунок, так и придать золотистый оттенок всей композиции.

Мезенские прялки распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Северную Двину и Онегу. На них на рубеже XIX-ХХ веков имелся спрос.

* * *

В заключении рассказа познакомим читателя с теремковой прялкой. Это общее название для всех прялок, на которых в качестве декора обычно вырезали изображение терема. Такие прялки встречались только на юге Вологодской, севере Ярославской и западе Костромской губерний. Все они делались из цельного куска берёзы: донце из корневище, а лопасть - из ствола. Изображённая на фотографии прялка сделана в 1865 году и привезена в 1966 году из деревни Киндерёво Даниловского района Ярославской области в Загорский (ныне - Сергиево-Посадский) музей-заповедник.

3. Пряничные доски

Резные доски для приготовления печатных пряников издавна имелись во многих русских семьях. С распространением в XIX веке массового производства пряников на продажу печатные доски стали необходимым приспособлением и на пряничных заводах.

Доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного узора вырезались искусными мастерами из дерева березы, груши, ивы или липы.

Выделяется пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные и городские. Наиболее ранними считаются фигурные и штучные, возникшие до XVIII века. Эти небольшие по размеру доски служили для формования отдельных пряников.

Фигурные пряничные доски имеют как правило прямоугольную форму. На их лицевой стороне имеются крупные фигурные изображения. Это птицы (петух, птица-пава, птица-лебедь, птица-сирин), конь (часто изображается оседланным), лев, рыба. Со временем круг мотивов расширяется, на фигурных досках появляются изображения овцы, барана, коровы, гуся, курицы, всадников, военных персонажей, кавалера с дамой.



Хоромная почётная доска, XVIII в. Размер 71х46 см (слева). Фигурная доска. XIX в. Размер 24х21,5 см.

Формовочная сторона штучных пряничных досок украшалась исключительно орнаментальными узорами, отличавшимися большим разнообразием.

Наборная пряничная доска представляет собой форму для набора небольших пряников, прямоугольных, квадратных или трапецеобразных, схожих по размеру, резной технике и декоративному узору. Доски такого типа применялись в массовом производстве пряников и получили распространение в те времена, когда пряничные заводы стали главными поставщиками печатных пряников.

На узорах наборных досок изображались зооморфные и геометрические узоры, растительные мотивы (цветы, листья, плоды) и отдельные бытовые предметы (нож и вилка, стол с самоваром, пирог, кувшин, корона, пушка, часы, сапоги). Среди изображений человека можно отметить пряху, охотника, сеятеля, пастуха, солдата.

Наиболее сложным декоративным убранством, монументальными размерами досок, сложностью композиции резного узора отличаются почётные доски (также назывались подносные, заздравные, или поздравительные), имевшие особенно широкое распространение на протяжении всего XVIII века.

Почётные доски обычно имеют форму удлиненного прямоугольника, реже встречаются круглые или многоугольные. Изготовление доски для почетного пряника требовало от рисовальщиков и резчиков большого мастерства. Знаменовать (рисовать, «проектировать») и резать такую доску являлось ответственной задачей; поэтому, вероятно, некоторые из сохранившихся почетных досок донесли до нас имена резчиков-художников.

По типу резного узора можно выделить орленые почетные доски (центральным мотивом узора было изображение двуглавого орла), хоромные (с изображением архитектурной композиции) и сложноузорные (с растительным орнаментом).

Общей характерной чертой декоративного узора почетных досок были резные надписи, содержащие имя мастера, название города, иногда сопутствуемое цифровой датой, приветственное пожелание или качественное обозначение данного пряника.

Тип городских пряничных досок - самый простой как с технической, так и с художественной точки зрения - сформировался позже других (в начале XIX в). К тому времени пряники утратили свое традиционное обрядовое значение и стали просто доступным лакомством, широко распространенным в деревенском быту и у городского населения.

Городские пряничные доски небольшие по размеру, как правило имели форму удлиненного прямоугольника. Их формовочную сторону украшала крупная резная надпись с названием города (например, «сия ковришка верейская», «ковришка костромская», «тула», «москва», «вологда») и несложный орнамент.

Наиболее значительные коллекции пряничных досок хранятся в Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

4. Набойные доски

Набойка - вид декоративно-прикладного искусства. С её помощью получают узор монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи набойных досок (манер) с рельефным рисунком.

В России технология изготовления набивных тканей известна с XII века. В XVI веке ремеслом нанесения рисунка на ткань стали заниматься специальные мастера набойщики, или крашенинники, как их ещё тогда называли.

Красильно-набивное дело значительно возросло после отмены 1775 году монополии на фабричное ситценабивное производство, появилось больше мастеров и мелких кустарных мастерских. Этот вид крашения ткани стал развиваться во многих центральных и северных губерниях России. Расцвет промысла пришёлся на XVIII - первую половину XIX веков.

Если ещё в XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры на больших досках, требовавшие известного мастерства как для изготовления набойных досок, так и для получения ровного рисунка, то с XIX века распространяются более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, их продавали даже на ярмарках. Особую популярность набойка получила в северных регионах.



Набойные доски (манеры) (слева). Процесс набойки ткани.

Изготовляли набойные доски (манеры) мастера-резчики по дереву. У каждого мастера-набойщика было до 100 набойных досок, они бережно хранились и передавались из поколения в поколение по наследству. Встречались мастера, которые сами умели вырезать рисунок и красить, но таких было очень мало. Сведений о мастерах-резчиках, как правило, приводятся значительно меньше чем о набойщиках - они оставались всегда «в тени».

Одним из крупных центров по изготовлению набойных досок были деревни Горицкой волости Кочевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области). Здесь их делали для продажи на сельских ярмарках.

Набойка производилась в избе-красильне, которая располагалась возле водоема. Вначале изготовляли манеру (набивную доску): вырезали форму с рельефным зеркальным изображением узора, который необходимо воспроизвести на ткани. Набивные доски делали из цельного куска твёрдого дерева - дуба, груши, клёна и т.п. Породы хвойных пород деревьев в красильном деле не использовали. Вырезанный узор мог иметь как выпуклую, так и углубленную форму. В последнем случае окрашивался фон, а сам узор оставался в цвете ткани. Окрашенную поверхность набивной доски с помощью ударов молоточком плотно прижимали к натянутому на столе полотну.

Набойка же могла быть как одноцветной, так и многоцветной. Количество цветов соответствовало количеству досок, накладываемых последовательно на ткань. Поскольку фон оставался незакрашенным, такая набойка называлась белоземельной, в отличие от кубовой выбойки, при которой ткань после нанесения на неё вапы (красящего вещества) опускалась в чан (куб), как правило, с синей краской.

С изобретением красящих ткань машин производство ручной набойки угасло к 1920-1930-х годам. Сейчас способом ручной набойки оформляются изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, палантины, галстуки и др.).

Старые набойные доски - это богатое наследие нашей культуры, имеющие большую историческую ценность.

5. Посуда

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X-XII веков. Тогда, в Древней Руси, люди не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другими: «судно» - приёма для пищи, «сосуд» - для питья. А само слово «посуда» появилась в обиходе только примерно в XVII веке.

Как показывают данные археологических исследований, посуда из берёсты, берёзы, дуба активно использовалась к началу X века. Сохранившиеся образцы кухонной посуды найдены на территории Великого Новгорода. Образцы посуды, относимые к XII веку, уже не выдолблены как ранее вручную, а обточены на прообразе токарного станка. Такая посуда найдена на раскопках Десятинного храма Древнего Киева. К XV-XVI векам посуда уже только вытачивалась, вручную изготавливались только единичные экземпляры.

Широкое развитие производство деревянной посуды получило в XVII веке, когда спрос на неё возрос как в городе, так и в деревне. Мастера, занимающиеся производством деревянной посуды, обеспечивали ею не только свои губернии и уезды. В записях таможенных книг можно найти информацию об торговле посудой на ярмарках и базарах в Великом и Нижнем Новгородах, Арзамасе и даже у стен Иосифо-Волоколамского монастыря.



Посуда, XIX век. Ковш для пива «Конюх», начало ХIX века. Привезён экспедицией Загорского (ныне - Сергиево-Посадского) музея в 1960 году из д. Чернеево Горицкого района Калининской области (ныне - Рамешковский район Тверской области).

В XIX веке с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается потребность в деревянной посуде. Неизменными пока остаются некоторые области применения дерева: вино, по-прежнему, выдерживают в дубовых бочках; можжевеловые бочки используют для засолки огурцов и грибов; деревянные бочёнки - идеальное место для хранения мёда, соли, сахара. В муке никогда не заведутся жучки, если её засыпать в ёмкость из дерева.

6. Ложкарный промысел

Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных.

До крещения князем Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне при употреблении пищи пользоваться только ложками. С этих времён и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых стали называть ложкарями. Ложки на Руси мастерили в основном из древесины липы - мягкого и легкого материала; реже использовали древесину плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, или рябина.

Чурбан раскалывали на баклуши, которые обтёсывали топориком, обрисовывая грубый контур. Теслóм выбирали углубление, резцом и ножом придавали законченную форму, первоначально отшлифовывали специальными растениями и камнями, позже - рашпилем. У хорошего мастера на изготовление простой ложки уходило менее получаса.



Иногда ложки расписывали. На фото приведена ложка, расписанная хохломской росписью.



Деревянные ложки в России в XIX веке изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук в год, преимущественно в Нижегородской, Костромской и Вятской губерниях. Две трети ложкарей занимались своим промыслом в зимние месяцы - от Покрова до Пасхи.

Особо славилась Семёновская, или, как её ещё называли, Керженская ложка. Самым известным центром по производству этих ложек с XVIII века становится город Семёнов Нижегородской губернии. Ложки у них выходили легкие, удобные, не обжигали губы горячей пищей. Мастера старались придумать их интересными по форме и исполнению. Некоторые ложки имели даже своё название, в котором было заложено её назначение. Ложка была очень личным предметом, в гости ходили только со своей ложкой. Её берегли и никому не давали пользоваться.

С древних времён на Руси использовали ложки в качестве музыкального инструмента. Игровой комплект чаще всего состоял из 3 деревянных ложек. При соприкосновении двух из них получался красивый звук.

Продолжение следует.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

народные промыслы, роспись по дереву, резьба по бересте, деревянное зодчество, пряничные доски, резьба по дереву, набойные доски, мебель, Русь деревянная

Previous post Next post
Up