ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
История развития деревообрабатывающих промыслов
История художественной обработки дерева уходит своими корнями в глубокую древность. С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимало художественное ремесло. Оно сочетало производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских ремёслах, а позднее перешедшие в промыслы, отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Многие ремёсла получили своё развитие ещё на заре формирования человеческого общества вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретая практические навыки и нарабатывая мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. Затем, на рубеже III-IV тыс. до н. э. применялась бронза, а с конца II тыс. до н. э. - железо.
В нашей стране деревообрабатывающем промыслом во все времена славились народные умельцы лесных районов Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской и Владимирской губерний. Без изделий из дерева невозможно было вести хозяйство. Ложки, миски, кубки, чаши, вёдра, кадки, прялки - всё были сделаны из дерева. Люди умело использовали все его части. Так, к примеру, из бересты шили чехлы для инструментов, укрывали крышу, делали туески для продуктов, на ней писали грамоты. Из ивового прута плели люльки и корзины. Разумеется, все эти изделия обрабатывались и украшались.
Ремесло - мелкое ручное производство, с использованием простых инструментов, изготовление мелких серий изделий, как для удовлетворения нужд семьи, так и продажи, индивидуальный высококвалифицированный труд. Промысел - коллективный труд, связанный с определёнными местными традициями, с использованием специальных инструментов и механизмов, продукция предназначена для торговли.
Исторически промыслы вели свое начало из крестьянских домашних производств. Это были небольшие мастерские, производящие определенный вид изделий, где трудилась семья. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. С развитием капиталистических отношений в XIX веке многие кустарные промыслы погибали, освобождая место на рынке массовым изделиям, изготавливаемые на заводах и фабриках, и лишь немногим посчастливилось выжить.
В XIX веке, существовавшие центры художественной обработки дерева, получают свои названия по местностям, где они в то время были расположены, - так появилась богородская игрушка, абрамцево-кудринская резьба, хохломская роспись и т.п.
Основными традиционными русскими видами ремёсел по дереву всегда были: резьба (включая ложкарный промысел), роспись (включая иконопись), скульптура (включая изготовление игрушек), лозо- и берестоплетение.
1. Резное дело
А. История становления и развития
Резьба по дереву - это создание изображения, рисунка, или узора, на деревянных изделиях при помощи различных резных инструментов. Каждый узор в резьбе первоначально имел свое значение, сформировавшееся на основе бытовых, исторических и религиозных факторов. Так, например, большое влияние на мотивы прорезной резьбы оказали народная вышивка и плетение кружев, а с развитием судостроения распространение получила глухая и скульптурная резьба.
На Руси резьба по дереву называлась резным делом, а выполняемый на дереве рисунок - ознамёнка. Украшать резьбой изделия из дерева люди начали ещё во времена язычества. Тогда они декорировали свои дома, защищая их от тёмных сил и призывая для защиты святых духов. Из древесины они изготавливали идолов для поклонения, а также различные амулеты и обереги.
Самой древней находкой на Земле, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол, найденный 24 января 1890 года на Северном Урале.
Большой Шигирский идол. ок. 9600 лет до н.э. Свердловский областной краеведческий музей, г. Екатеринбург.
Скульптура, состоящая из десяти деревянных частей была найдена на Втором Курьинском золотоносном прииске Шигирского торфяника на глубине 4-х метров. Шигирский торфяник расположен на восточном склоне Среднего Урала к востоку от горного хребта Весёлые горы, в 70 километрах на северо-запад от Екатеринбурга, в районе бывшей деревни Калата (сейчас - это город Кировград Свердловской области).
Скульптуру Шигирского идола, вырезанную из лиственницы, специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
С принятием в конце Х века христианства промысел резьбы по дереву на Руси продолжает совершенствоваться. Важными центрами искусства художественной обработки древесины в этот период в Древней Руси были Киев и Великий Новгород. Специалистами отмечена взаимосвязь и преемственность художественных традиций между декоративной резьбой по дереву и белокаменной резьбой, покрывающей стены русских соборов XI-XIII веков.
Постепенно резьба по дереву утрачивает свой мистический и религиозно-обрядовый смысл и становится способом декоративного украшения предметов быта. В период русского средневековья (ок. 1240 - ок. 1500 годы) изделия из дерева декорировали изящными гирляндами из трав, листьев и цветов.
Наиболее древней техникой считается резьба по плоской поверхности, основными чертами которой были ритмически повторяющиеся линии, ковровый узор с заоваленной (с более мягкой и пластичной) поверхностью.
Примером такой резьбы может служить царское место Ивана Грозного 1551 года постройки, находящееся в Успенском соборе Московского Кремля.
Одним из самых известных резчиков того времени считался инок Амвросий. Он был монахом, происходил из дворянского рода Кучецких. Бóльшую часть своей жизни он провёл в Троице-Сергиевом монастыре, где и умер около 1494 года в должности казначея.
Амвросий создал школу троицких резчиков и ювелиров, следовавших лучшим традициям его мастерства по твёрдым породам дерева, таким как миниатюрность с одновременной монументальностью. Влияние традиций Амвросия прослеживается во многих работах вт. пол. XV-XVI веков. В качестве примера приведём лишь одну работу Амвросия - икону-складень, которая сделана из орехового дерева в золотой оправе и украшена жемчугом. В центре углубление для креста, который не сохранился.
Размеры иконы: 10,7 х 7,5 см. Она выполнена в 1456 году и предназначалась для игумена Троице-Сергиева монастыря Вассиана Рыло. Первоначально хранилась в ризнице Троице-Сергиевой лавры, сейчас - в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
В XV веке в традиционное резное дело начинают проникать западноевропейские орнаменты, а в резных произведениях XVI века можно наблюдать итальянские мотивы. Во второй половине XVII века на Руси появилась немецкая резьба, характеризующаяся наличием готических стилистических элементов. В этот период многие мастера начали изготовлять резьбу по немецким образцам и рисункам. Если раньше преобладала плоская резьба, то теперь получает распространение резьба высокого рельефа, которая называлась флёмской. Для неё характерны сложные соотношения разнообразных объёмных форм, выразительность которых строилась на игре светотени.
Новым иноземным заимствованиям были привержены не только мастера, но и царские особы. Так, к примеру, в 1661 году вместо старой столовой избы царь Алексей Михайлович выстроил новую и украсил её резьбою, золоченьем и живописью в новом «заморском» вкусе, по проекту немецкого инженера и полковника Густава Декенпина. Подобным же образом была украшена и новая столовая царевича Алексея Алексеевича, построенная в 1667-1668 годах.
Среди известных мастеров того времени можно назвать имена старцев Арсения, Ипполита, Клима Михайлова, Герасима Окулова, которые участвовали в декорировании большинства архитектурных объектов Москвы, Коломенского, а также работали в Валдайском Иверском Святоозерском монастыре.
Новый период в развитии монументально-декоративной резьбы связан с реформами Петра I и относится к первой четверти XVIII века. Промысел испытал новое существенное воздействие различных направлений - от роскошного барокко до изящного рококо, которые господствовали в странах Западной Европы того времени.
При этом развитие самобытной русской резьбы продолжалось в сельской местности. В ней отчётливо в то время выделяются два направления, каждое из которых имело свои черты, - светское и народное. Развитие этих направлений не было параллельным, они соприкасались и влияли друг на друга. Но если искусство народных резчиков опиралось на крестьянский быт и отражало его особенности, то в городах, уклад которых был организован по западноевропейскому образцу, характер резьбы по дереву не мог оставаться прежним.
В 1720 году под Петербургом, в Охте, Петром I создаётся корабельная верфь. При ней было основано целое поселение из более полутора тысяч мастеровых людей - плотников, столяров, резчиков, переехавших сюда с разных концов России, с присущими им традициями, технологическими особенностями и правилами резьбы.
Середина XVIII века в России была ознаменована резким изменением моды, основным направлением в искусстве окончательно становится барокко, что ознаменовало использование в резьбе по дереву мотивов цветов, раковин и различных завитков, резное дерево окрашивается различными красками, покрывается позолотой и серебром. Конец XVIII века, принесший в Россию моду на классицизм, вытеснил пышные рококо и барокко. Линии стали прямыми и чёткими, за основу были взяты образцы античной скульптуры и живописи. С этой поры резчики украшали свои изделия розетками, резными бантами, лентами, вазами, венками, гирляндами. Резные украшения располагались в строгом соответствии с пропорциями и конструкционными параметрами декорируемого предмета. Модерн, главенствовавший в конце XIX - начале XX веков сделал резьбу более лёгкой и плавной.
В современное время, в связи с усилившимся вниманием к народным промыслам, резьба по дереву переживает определенный культурный подъём.
Б. Основные виды резьбы по дереву
На обширных пространствах нашей Родины, надеюсь, не найдётся ни одной области, в которой бы не жили умелые резчики, украшающие свои дома и предметы быта искусной резьбой. Это умение передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну. О домовой резьбе и её типах мы говорили в главе «
Сельские жилые дома». Сейчас наш разговор о народных промыслах.
В различных местностях нашей страны существовали свои предпочтения к виду резьбы и к технике выполнения резьбы. Так, на Нижегородской земле, как было отмечено выше, была распространена глухая (корабельная) резьба. Она хорошо проявилась в декоре лобовых досок, лопаток и наличников на домах середины XVIII - конца XIX веков. Промысел прекратил своё существование, когда на смену тёсанной доски пришли тонкие и широкие пиломатериалы заводского производства. В деревнях и сёлах Среднего Урала в это время была распространена, так называемая, пермская деревянная скульптура (см. ниже). Так же избирательно мастера различных территории относились и к выбору сюжета. К примеру, в деревнях Верхневолжских губерний были распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. В других - больше внимания уделяли растительному орнаменту. В итоге рождалось Великое художественное многообразие, которым во все времена славилась Россия.
На протяжении многих веков в нашей стране сложилась культура художественной резьбы по дереву, которой украшали как жилые дома, так и привычные бытовые предметы (прялки, посуду, мебель и др.).
Артелей резчиков было много в дореволюционной России - обо всех, конечно, не расскажешь. Мы попытаемся рассказать о тех, кто внёс наибольший вклад в сокровищницу нашей культуры.
1. Абрамцево-кудринская резьба
В 1882 году на территории подмосковного имения Саввы Ивановича Мамонтова, в сельце Абрамцево, была открыта мастерская резьбы по дереву, в которой учились и работали резчики из окрестных мест: Хотьковской Слободы, села Ахтырка и деревень Кудрино и Мутовки. Руководила ими Елена Дмитриевна Поленова, которая создавала эскизы для резной мебели. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавались основы живописи. В Абрамцевском музее при усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.
Отличительной чертой абрамцевской резьбы являлась использование орнаментов, характерных для вышивки, кружевоплетения и росписи.
В 1887 году в мастерскую пришёл 11-ти летний парень Вася Ворносков из соседней деревни Кудрино, который вскоре стал использовать мотивы и технику вологодской плоскорельефной заоваленной резьбы XVII-XVIII веков. В этом виде резьбы использовались изображения веток и листьев, напоминающие закругленные петлеобразные завитки, и орнаменты с силуэтами лошадей, и птиц. Василий Петрович Ворносков в 1890 году основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской, а в 1906 году он открыл школу-мастерскую по обучению резьбе по дереву.
Абрамцево-кудринская резьба.
Изделия В. П. Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева.
Расцвет этого промысла приходится на 1920-1930-е годы. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.
2. Рельефная резьба
К типу глухой резьбы относится и рельефная резьба. Она характерна тем, что основной фон находится ниже уровня рисунка, а рисунок поднят над фоном, при этом получается выпуклый узор на плоскости фона.
Рельефная резьба достаточно выразительна благодаря объёмным видам орнамента.
3. Скульптурная резьба
Скульптурная (объёмная) резьба - это очень древнее искусство. Даже неизвестна приблизительная дата его возникновения. Люди уже на заре развития человечества начали вырезать фигурки животных и людей. Скульптурная резьба широко использовалась нашими далёкими предками при изготовлении языческих идолов.
Эта резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
2. Роспись по дереву
Русские крестьяне издревле украшали узорами кухонную утварь, детские игрушки, сундуки, прялки и др. Существуют несколько школ росписи деревянных изделий. С наиболее известными мы познакомим читателя.
А. Хохломская роспись
В России используют большое число видов росписи по дереву разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента.
Родиной хохломской росписи является Заволжье Нижегородской губернии. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия из отдалённых старообрядческих скитов со всей округи свозили на продажу в волостной центр - село Хохлому. Отсюда произошло название народного промысла. Хохлома находилась в Семёновском уезде Нижегородской губернии, в 40 верстах на северо-запад от уездного города. Ныне это село расположено в Ковернинском Нижегородской области.
Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельём. Её несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота. Роспись всегда наносилась от руки, без предварительной разметки. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок.
Хохломская роспись
Б. Городецкая роспись
Эта роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году в село Курцево Городецкой волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии, находящееся в 10 верстах к северо-востоку от Городца, приехал иконописец Николай Николаевич Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца прялок, позже стали изготовлять другие изделия.
Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни - семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия - объёмные букеты и венки из роз, ромашек и купальниц.
Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек - прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка.
Городецкая роспись
В. Мезенская роспись
Мезенская (более правильнее - Палащельская) роспись сложилась к началу XIX века в деревнях среднего течения реки Мезень. Центром промысла стало село Палащелье, ныне находящаяся в Лешуконском районе Архангельской области. Многие исследователи полагают, что промысел зародился ещё тогда, когда новгородцы пришли осваивать эти суровые северные края (XV-XVI века). Если согласиться со специалистами, то Мезенская роспись - одна из наиболее древних, хотя изобразительные мотивы подобной росписи начинают встречаться в рукописных книгах только с XVIII века. Наиболее старинная датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, а село, как центр росписи по дереву, впервые упоминается только в 1906 году.
Росписью народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении интерьеров изб.
Мезенская роспись - это свой самобытный орнамент. Он притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, изображённые на дереве, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы поведать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Мезенская роспись
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки - это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный: сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
3. Лозоплетение
Лозоплетение - ремесло по изготовлению различных изделий, например, корзин, хлебниц, шляп, лаптей, из гибких переплетённых прутьев, главным образом, ивовых и лент из расщеплённого ивового прута, липового лыка и мочала.
Плетение, как ремесло, имеет большую историю и возникло раньше, чем деревообработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века. В этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения на юге строились стены домов для жилья и хозяйства. Плетение явилось прародителем ткачества.
В России из лозы плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. В 1840 году в селе Богородское Горбатовского уезда Нижегородской губернии был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в Звенигородском и Рузском уездах Московской губернии, а также в Вятской губернии.
Руки мастера. Выставка «Шиловская лоза» в Михайловском историческом музее. Михайлов Рязанской области.
В 1880-х годах была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры Дмитровского уезда (ныне город Красноармейск Московской области). Такие же мастерские с производственным обучением были открыты в Киеве, Полтаве, Черкассах, под Курском и в других местах.
Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. К 1913 году плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях страны.
Во время Великой Отечественной войны окультуренные плантации ив, заросли и пришли в запустение. Мастерские и фабрики по производству плетёных изделий были разрушены. После окончания войны, в период восстановления народного хозяйства, вновь стали открываться цеха плетёных изделий при промкомбинатах, восстанавливались ранее действовавшие фабрики. Начались работы по созданию новых плантаций ив.
Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей Центральной части России.
4. Резьба по бересте и берестоплетение
Изготовление предметов домашнего обихода из бересты - исконное занятие крестьян многих губерний России. Издревле стойкая к сырости и не подверженная гниению береста использовалась в строительстве, как прокладочный материал между срубом и фундаментом. Шла береста и для изготовления обуви, домашней утвари и посуды, а также для изготовления игрушек и других поделок. Из неё плели лапти. Некоторые народы даже шили лодки из бересты, а новгородцы на ней писали
берестяные грамоты. В XIX веке изготовлением берестяной утвари и обуви занимались многие крестьяне. Вплоть до настоящего времени плетёные берестяные предметы встречаются в деревнях. Невозможно представить крестьянский быт без берестяной посуды - корзин, туесов, солонок и другой посуды, которые применялись в семье. Дома и на работе в поле в туесах держали молоко, сметану, творог. Туес, как термос, сохранял нужную температуру, а береста, обладая фунгицидными свойствами, помогала сохранять скоропортящиеся продукты.
А. Резьба по бересте
Традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Устюгского уезда Вологодской губернии. Промысел возник в конце XVIII - начале XIX веков. Название свое он получил от Никольского Шемогодского погоста. Все мастера этого промысла проживали в деревнях прихода Никольского храма этого погоста.
Высоким мастерством резьбы по бересте славились мастера деревни Куров Наволок, а наиболее талантливым резчиком был Иван Афанасьевич Вепрев, крестьянин этой деревни. Ныне деревня Куров Наволок названа по фамилии мастера - Вепрево. Вся местность, где процветал промысел сейчас находится в Великоустюгском районе Вологодской области, стоящая на правом берегу реки Малая Северная Двина, в устье Шемоксы.
Орнамент шемогодских резчиков в народе называют «берестяным кружевом». Промысел связан с обработкой берёзовой коры и изготовлением из неё шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок и других изделий.
Шемогодская резьба на различных изделиях. Вологодский музей кружева. Пример шемогодской резьбы.
Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры гравируются на листах берёсты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой берёсты, а резьба дополняется тиснением.
В советское время изделия из шемогодской прорезной берёсты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. В 1967 году был создан цех по изготовлению традиционных берестяных изделий при Кузинском механическом заводе. В 1972 году Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по берёсте на Великоустюгской фабрике художественных кистей, а в 1981 году была организована экспериментальная фабрика «Великоустюгские узоры», основной целью которой стало развитие берестяного резного ремесла. И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.
* * *
Резьба по бересте - традиционный русский промысел. Ею занимались многие районы страны. Неплохими резчиками на Руси считались старообрядцы. Приведём пример работы резчиков крупнейшего центра старообрядцев-беспоповцев - Выго-Лексинского общежительства (мы о нём рассказывали
выше).
Шкатулка, нач. XIX в. и туес, кон. XVIII в. Государственный Исторический музей, г. Москва.
Как видно из фото, предметы украшены геометрической резьбой, шкатулка несёт и христианские символы - кресты.
Б. Берестоплетение
Заготовка бересты производилась, как правило, в конце мая - начале июня. С коротких чурбаков берёзовые «сколотни» снимали целиком, а с растущих деревьев бересту заготавливали лентами по спирали, сматывая в большие клубки. Все работы с заготовленной берестой начинали осенью, после завершения основных сельскохозяйственных работ. Каждый крестьянин знал, как сплести немудрёную обувку - лапти, корзины, заплечный короб «кошель», солонки-утицы для хранения соли. При плотном многослойном плетении достигалась почти полная герметичность изделий. Широкое распространение в крестьянском хозяйстве жителей Заонежья имели корзины без ручки - кужонки. В них хранили муку, яйца, крупы.
В качестве примера мы приводим фото плетённой из бересты солонки.
Продолжение главы следует.
Фото из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___