14. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА. Часть III

Jan 14, 2022 03:00





(продолжение главы, начало см.)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА                                ДЕРЕВА

Основные виды деревянных изделий

7. Игрушки

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, познают пространство.

Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Они были сделаны 3000-1500 лет до н. э. Это маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечные обезьянки, которые могут сползать по верёвке.

Русская деревянная резная игрушка, как промысел, по мнению специалистов, зародилась в XV-XVI веках и с тех пор является важной частью традиционной культуры русского народа. Она представляет собой сложный вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, часто с музыкальной составляющей и одновременно средство традиционного воспитания детей. Дети познают мир через игру.

Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности родителей, орудиями труда и религиозными верованиями.



Специалисты выделяют семь видов игрушек: сюжетно-образные (куклы, наборы профессий, фигурки животных и т.д.), дидактические (головоломки, конструкторы), спортивные игрушки (мячи, обручи, скакалки и т.д.), музыкальные игрушки (бубны, погремушки и т.д.), настольные игры, театральные игрушки (кукольный и пальчиковый театр) и игрушки-забавы (используются для развлечения).

Большинство деревянных игрушек выполняется в технике скульптурной (объёмной) резьбы. Это наиболее сложный вид обработки дерева. Главное отличие объемной резьбы от остальных видов заключается в том, что скульптура просматривается со всех сторон с полным отрывом от фона.

Мастера определенной местности на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, по внешним особенностям которой можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Мы рассмотрим основные центры в России, где их изготовляли из дерева.

А. Богородская игрушка

Деревня Богородское (ныне - посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области у Загорской ГАЭС; не путать с одноименном селом, стоящим на реке Шибахте!) до 1917 года находилась в Александровском уезде Владимирской губернии. До 1764 года деревня являлась одной из обширных владений Троице-Сергиевой Лавры.

В деревне еще в XV-XVI веках были развиты разнообразные ремёсла, в том числе и резьба по дереву. Игрушка выполнялась из мягких сортов дерева, в основном из липы, реже - из ольхи или осины. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года. Сюжеты богородской игрушки разнообразны - это герои сказок и басен. Богородские игрушки редко разукрашивали или расписывали. Поверхность готовых фигурок зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделывают резьбой, которая украшает изделие.



Богородская игрушка "Как мыши кота хоронили", кон. XIX - нач. ХХ вв. Мастер: Филипп Дмитриевич Ерошкин. Деревня Богородское, Александровский уезд, Владимирская губерния. Музей Народного искусства, Москва.

По традиции некоторые части игрушки Богородские мастера часто делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина - она и приводила фигурку в действие. Другие игрушки изготовлялись на планках-разводах. Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Б. Сергиевская игрушка

Промысел находился в заштатном городе Сергиевский Посад Дмитровского уезда Московской губернии (ныне г. Сергиев Посад Московской области).

По преданию, сам Сергий Радонежский вырезал из дерева куклы и дарил детям, приходившим с родителями на богомолье.

Изначально в Троице-Сергиевском монастыре (с 1744 года - Лавре), монахи начали резать кресты, иконки, иконостасы. Археологи до сих пор находят резные предметы, относящиеся к XIV-XV векам.

Впервые сергиевская игрушка упоминается в XVII веке. Тогда она появляется в описаниях богомольных царских походов к Троице, во время которых жители окрестных слобод подносили царю и царице, наряду с калачами, орехами и ягодой, «игрушки и потехи». Это были дары для царских детей.

Своего расцвета промысел достиг в XVIII - XIX веках. Это объясняется выгодным географическим положением промысла: близость Москвы и соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев.

По традиции, резчики всегда работали без эскизов и набросков, «с маху» - отсюда название резьбы - маховая.

К концу XVIII века изготовление игрушек в Сергиевском Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в Посаде к середине XIX века насчитывалось более трехсот. Посадские мастера делали игрушки из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Тематика сергиевской игрушки была разнообразной.



Сергиевские игрушки: "Барыня" и "Гусар", XIX век. г. Сергиевский Посад, Дмитровский уезд, Московская губерния. Государственный Русский музей.

Игрушка Сергиевского Посада отражала многие стороны русской жизни, события прошлого времени, особенности быта различных слоёв населения.

В. Федосеевская игрушка

Нижегородская земля всегда славилась талантами. После реформы 1861 года, началось бурное развитие промышленного производства и вытеснение с рынка кустарных промыслов. Это оставляло многих народных мастеров без заработка, падал спрос на изделия ремесленников. Тут и выручила игрушка, её оказалось выгоднее делать, чем ложки и другой щепной товар.

В Нижегородском Заволжье, в 8 верстах к северу от города Семёнова, на правом берегу небольшой речки Белая Санохта издревле стоит деревня Федосеевская, где во второй половине XIX века проживал мастер-умелец Яков Александрович Александров. По рассказам старожилов, он однажды смастерил забавную игрушку, сколоченную из щепочек и дощечек, к тому же она была подвижной. Очень простая по форме, но забавная и конструктивная, с яркими цветочками, эта игрушка быстро завоевала популярность и к концу XIX века сложился федосеевский промысел.



Федосеевская игрушка "Паровозик", кон. ХIX - нач. ХХ вв., д. Федосеевская, Семёновский уезд, Нижегородская губерния.

За забавную подвижность и весёлый вид игрушку в народе прозвали «балясинкой» (от слова «баляса» - забава, шутка). Игрушки делали с помощью ножа и топора, и они не зря назывались ещё «топорщина». Деревянные щепочки, дощечки и чурочки сколачивали гвоздями и часто раскрашивали незамысловатыми цветочками.

«Топорщиной» вскоре стали заниматься во многих близлежащих деревнях Семёновского уезда: Кондратьево, Трегубово, Пафнутово, Ларионово и других, но прославились именно федосеевские мастера - никто лучше них не мог так смастерить ножом и топором коника или птичку за несколько минут. Изначально игрушки расписывали гусиным пером. Позднее стали окунать целиком в желтую краску, получая солнечный фон, а затем наносили цветы.

К 1930-м годам федосеевские игрушки стали выпускать на промышленной основе в городе Семёнов. В 1948 году федосеевскую артель игрушечников присоединили к Семёновскому кооперативу. Игрушки, не утеряв своей основы, стали аккуратнее, раскрашивать их стали прочными красителями, покрывать лаком. Цветовая гамма - жёлтый фон, красные цветочки и зелёные листья, остались прежними. В таком виде федосеевские игрушки производства Семеновского кооператива можно было купить по всей стране ещё в 1950-х годах. Затем промысел постепенно стал угасать.

Г. Мазыкская игрушка

Мазыкской этот вид резьбы ( игрушки) назывался по небольшой социальной группе мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших во Владимирской губернии. Здесь необходимо пояснить читателю: мазыки (самоназвание - офеней) - торговцы вразнос с лотков, много веков торговавших по всей Московии и дальше за пределами. Исторически «офенейский мир» до 1917 года простирался от современного п. Савино и села Южи Ивановской области на севере до городов Коврова и Суздаля Владимирской области на юге, т.е. на левобережье Клязьмы к востоку от Владимира, к северу от Коврова и к югу от Шуи. До 1917 года все земли мазыков (коробейников) находились в основном в Шуйском и Ковровском уездах Владимирской губернии.

Мазыки - это русские люди по происхождению, объединённые в малочисленную социальную группу. Их игрушка была особенная и редкая. Она не делалась на продажу, а изготавливалась для самых близких и любимых - детей, жён, родных. В её образах много символичного - грубоватые, но экспрессивные, фигурки зверей, птиц, человека помогали выразить и понять чувства мастера.



Мазыкская игрушка "Конь", ХIX - нач. ХХ вв. Владимирская губерния.

Главная особенность этой игрушки - она полностью изготовлялась с помощью одного инструмента - топора. Редко вдобавок к топору использовались другие инструменты. Игрушка делалась из сосны, осины или липы. Традиционно её изготовляли из ствола с торчащими сучками. Эти сучки в изделии превращались в хвост или клюв, а могут стать плавниками у щуки.

Промысел не сохранился.

Д. Матрёшки

Матрёшка представляет собой набор русских деревянных расписных кукол, полых внутри. Каждая кукла меньше предыдущей. Её корпус делится на две части и вмещает матрёшку чуть меньших размеров. Таким образом, в самой крупной матрёшки собираются куклы поменьше, сложенные друг в друга. Обычно количество кукол в составе матрёшки - от трех до двенадцати. Нижние половинки кукол выступом соединяются с верхними половинками. Последняя малышка неделима. Обычно куклы имеют форму яйца с плоским донцем. Самая большая кукла оканчивается подставкой.

Слово «матрёшка» произошло от личного имени Матрёна. Раньше это имя входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Точную историю возникновения матрёшки установить пока не удалось. Есть версия, что первую матрёшку создали в нач. 1890-х годов в мастерской усадьбы Абрамцево, которой владел промышленник Савва Иванович Мамонтов. Создателями игрушки считаются токарь Василий Петрович Звёздочкин и художник Сергей Васильевич Малютин, однако официальных подтверждений авторства второго нет.

В руках первая матрёшка держала чёрного петуха и была восьмикукольной. Высота большой куклы составляла 19 см.



Первая русская матрёшка, 1890-е гг. Москва. Художественно-педагогический музей игрушки им. Н. Д. Бартрама. г. Сергиев Посад. (слева). Современная матрёшка в полусобранном виде.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Мода на матрёшек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.

Позже в русском обществе была разработана стройная система понятий, при которой матрёшка стала матерью многочисленного семейства. Каждая кукла в наборе означала этап развития человека от младенчества до старости.

В начале XX века в Сергиевском Посаде, позже - в Сергиеве, начали выпускать более стройные матрёшки, позднее появились матрешки-неваляшки. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Делают игрушку из мягких сортов древесины древесины. Выбирают в основном липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой. В заключение процесса куклы покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

Матрёшка - символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется такой всенародной любовью.

Е. Поморский голубок

Поморский голубок, или, как его неверно называют «Птица счастья», - деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Основным местом происхождения игрушки считается Архангельская губерния, в которую до XX века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, а также Поморские районы Карелии и Ненецкого автономного округа.

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Васильевича Максимова, в середине XIX века подвешенная к потолку птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также кольские промышленники.



"Поморский голубок", нач. XXI в. Архангельская область (в традициях мастеров XVIII - XIX вв.).

Несмотря на экзотические версии происхождения «голубка» (марать бумагу, приводя их, - даже не хочется), он наш, родной, поморский! Это символ Святого Духа, и к тому же образ тесно связан с морской религиозной тематикой. Вспомним, что именно голубь стал связующим звеном между заплутавшим во время Всемирного потопа ковчегом Ноя и берегом. В подтверждение этой версии говорит то, что нередко рядом с голубком поморы подвешивали под потолок небольшую и очень точную модель судна. Таким образом, очевидно, что в верованиях поморов подвешенный к потолку деревянный голубок символизировал незримую связь судна и родного берега.

Поморский голубок делали из цельного куска дерева, без клея и крепежных элементов. Иногда допускалось использование ниток. Изготовлялась птица чаще всего из ели, пихты, сосны или сибирского кедра. Вырезать её нужно было непременно в хорошем расположении духа.

Птица служила не только украшением избы, но и оберегом, помогая хранить домашний очаг и благополучие в семье. Выбрасывать голубка, если он сломался, было нельзя, его нужно только сжечь.

О том, где в доме вешали голубка, есть разные сведения. Одни источники пишут, что размещали его в прихожей под потолком: чтобы каждый входящий мог проходить под голубком. Тогда, если он пришёл с дурными мыслями или в плохом настроении, птица заберёт весь негатив. По другой версии, птицу вешали под потолком над столом и лавками. Тут же, в красном углу, висели намоленные иконы. Кипел самовар в доме; птица, попадая в поток горячего воздуха, медленно плыла вокруг своей оси.

В 1960-х годах искусство изготовления Поморского голубка было практически утрачено. Возродителем традиции изготовления стал мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. В деревне, стоящей на правом берегу реки Мезень, в 500 км от Архангельска открыт небольшой музей, посвящённый его творчеству. Он основан в 2004 году. После нескольких публикаций о творчестве мастера, промысел по изготовлению Поморского голубка был воссоздан на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Окончание следует.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

народные промыслы, Поморский голубок, матрёшка, игрушка, Русь деревянная, Деревянное зодчество

Previous post Next post
Up