1. ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА. Часть ХIV

Jan 01, 2022 14:00





ЦЕРКОВНАЯ  АРХИТЕКТУРА

(продолжение главы, начало см.)

Виды  церковных  построек

2.  Часовни

В архитектурном понятии часовня - это малая церковь, не имеющая алтарного прируба, поэтому постройка не предназначена для совершения литургии. В ней возможны богослужения суточного круга, в частности часов (отсюда происходит название постройки). Кроме того, в часовне могут совершаться молебные пения и другие требы. По своему назначению и архитектурному облику часовни могут подразделяться на несколько  типов. Все часовни обязательно были и всегда будут приписаны к приходскому храму (точнее, приходу) или монастырю.

Всё, что сказано о конструкции храмов, в полной мере применимо и к часовням. Конечно, сложные завершения, такие как «шатёр на крещатой бочке», «многоглавие» и т.п., как правило, на часовню не ставились, но простые: двух- и четырёхскатные кровли, чуть реже шатры на часовне всегда присутствовали.

В культе часовен длительное время сохранялись весьма архаичные традиции древнерусского народного благочестия, для которого было характерно языческое восприятие сакральных ценностей православной веры. Это, в частности, проявлялось в представлениях о «своих» собственных богах и иконах. В начальном периоде перехода от язычества к православию нередко случалось, что часовню строили не все крестьяне деревни, а одно лишь частное лицо (или семья), притом на своей земле. Такая часовня редко служила местом общественной молитвы: большей же частью она как частная собственность служила чем-то вроде домашней церкви. Собственник её в некоторых случаях, главным образом, в праздник того святого, в честь которого была посвящена часовня, приглашал священника и служил здесь молебен. Особенно это долго проявилось на Русском Севере. Так, в переписи часовен Холмогорской епархии за 1692 год довольно часто встречаются записи о строительстве собственных часовен, что свидетельствует о распространенности этого обычая как одного из проявлений народного религиозного творчества.

В строительстве собственных часовен отчетливо проявилось языческое по своему происхождению, но весьма созвучное православному мировоззрению - стремление к личной, персональной встрече с Богом. Крестьяне верили, что не мистически, а реально в постройке обитает святой, имя которого освящена часовня.

Относительно архитектуры часовен никаких официальных указов никогда не было, в противоположность указам патриарха Никона второй половины ХVII века в отношении к облику деревянных церквей. Поэтому в архитектуре часовен нашли воплощение подлинно народные вкусы и представления о красоте, о месте и роли культовой постройки в ансамбле как отдельных деревень, так и целых волостей.

В своей истории часовни переживали разные времена. После Церковной реформы Никона в отдалённых часовнях стали собираться старообрядцы, которые стали использовать их для своих богослужений. Поэтому в 1707 и 1722 годах вышли указы Святейшего Синода, которые не только запрещали строительство новых часовен, но требовали разобрать все старые, а находящиеся в их иконы, книги и прочее, описав, отдать в те монастыри и церкви, в чьих приходах они находились. Но эти указы, к счастью, не везде выполнялись, а Святейший Синод получал множество прошений о разрешении не разбирать старые часовни вследствие крайней нужды в них.

В 1727 году последовала отмена указов Святейшего Синода, но через семь лет указом от 19 июня 1734 года снова был подтверждён запрет на строительство новых часовен, но при этом старые часовни, которые ныне где имеются, оставить в прежнем состоянии. И только 1853 году было дано общее позволение строить часовни «с тем, чтобы православные причты по временам отправляли в них славославия». Указом 1865 года Святейший Синод дал право решать вопросы о дозволении строительства новых часовен епархиальным архиереям.

А. Часовенные столбы

Самой простой часовней считается часовенный столб (часовня-столбовка) - это постройка без внутреннего помещения. До 1917 года деревянном зодчестве такие часовни практически не встречались - русскому человеку свойственно зайти в помещение, поставить свечку, помолиться перед образами, пообщаться со «своим» святым и Господом. А если учитывать продолжительные суровые русские зимы с глубокими снегами, сильными ветрами и коротким зимнем днём, то часовенный столб в наших климатических условиях  становится просто не пригоден. Зато сейчас их настроили предостаточно. К примеру, в деревне Молзино Ногинского района Московской области силами прихода церкви Рождества Христова села Ямкино в 2003 году была срублена часовня Казанской иконы Божией Матери в виде клети.



Ранее в деревне Молзино стояла каменная часовня в память спасения цесаревича Николая от покушения в японском городе Оцу 29 апреля 1891 года.

О голубцах, которые по форме напоминали часовенный столб, мы поговорим ниже.

Б. Часовни в деревнях

Часовни обычно строились во многих деревнях, удалённых от приходских храмов, для того чтобы жители таких деревень не чувствовали себя оторванными от Бога. Даже в конце ХIХ века расстояние от приходской церкви до входящих в состав прихода селений на Русском Севере порой достигало 20-70 вёрст, а иногда и более. Часовни строили не только в столь отдалённых местах, много часовен стояло и в окрестных к храму деревнях, т.к. нередко они возникали одновременно с самими деревнями, ещё когда храма по близости не было. Непосредственным поводом к постройке часовни могло стать какое-либо общественное несчастье: падеж скота, пожар в деревне, наводнение, неурожай хлеба, повальная болезнь и т.д.

Очень часто новые церкви строились на месте удалённых от храма часовен и, как правило, освящались в честь тех же святых, во имя которых некогда были построены часовни.

Как правило, богослужения в часовнях совершались приходскими церковнослужителями в часовенный праздник (день памяти святого, которому была посвящена часовня), иногда несколько раз в год. Здесь они причащали жителей деревни Святыми Дарами, а в близлежащие к храму часовни по часовенным праздникам, как правило, совершался крестный ход.

Во всех часовнях священники исполняли требы, как крещение младенцев и отпевание усопших. Иногда отпевать приходилось самим крестьянам «от великой нужды». При участии священника совершали даже обряд венчания, что дозволялось  указом Святейшего Синода от 18 августа 1769 года.

В праздничные и воскресные дни в часовне вычитывали церковные службы - утрени, часы, вечерни, повечерия (кроме, конечно, литургий).

Весной и летом в часовнях служили водосвятные молебны о даровании хорошего урожая и сохранении скота, после чего поля и скот окропляли святой водой.

Место для строительства часовни обычно выбирали самое красивое из всей округи, чтобы люди приходя на поклон Господу, могли в очередной раз созерцать Его творение, бескрайнюю любовь и заботу.

Как красиво смотрится клетская Никольская часовня (XVIII в.), стоящая на высоком крутом моренном холме у деревни Вершинино Плесецкого района Архангельской области! Она будто парит над окрестным пейзажем, открываясь взору не только из любой части деревни, но и со многих островов Кенозера. Люди, поднявшись сюда, воочию могут оценить красоту творения Божия.



* * *

В деревнях, стоящие на равнинной местности, без больших водных пространств и высоких холмов, обычно часовни строились в центральной части деревни. В них бывало находилась местночтимая, и даже чудотворная, икона. Тогда в эту деревню на поклон съезжались многие люди, жившие в отдалённых от деревни местах. Примером такой сохранившийся часовни может служить часовня вмц. Параскевы Пятницы, стоящая в д. Ерёмино Щёлковского района Московской области, отстоящая от Троицкого приходского храма в селе Рязанцы около 5 километров.



Часовня была построена в 1895 году. До 1917 года в ней находился обретённый на святом источнике местночтимый образ вмц Параскевы. Сам источник находится в лесу в 1,5 км к северу от деревни.

* * *

Совсем иной тип клетской часовни представлен в музее «Кижи» - это клетская часовня с шатровой звонницей Михаила Архангела (нач. XVIII в.), стоящая ранее в деревне Лёликозеро Медвежьегорского района республики Карелия. Она построена с каскадным двух ступенчатым покрытием.



В часовне сохранились подлинные двухрядный иконостас и «небо» - расписной потолок местного письма последней четверти XVII века.

* * *

Интересна по своему художественному облику часовня Трёх святителей Великих «под высоким звоном» (вт. пол. XVIII в.), которая до перевозки её в музей «Кижи» стояла в д. Кавгора Кондопожского района Карелии.



* * *

Не менее интересна многоглавая Вознесенская часовня, стоящая в деревне Гризино Усть-Кубенского района Вологодской области. Она была построена в 1912 году (по другим данным - в конце XIX века) в память о спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Это уникальный памятник деревянного зодчества в стиле эклектики с элементами модерна - образец русского стиля в деревянной архитектуре рубежа XIX-ХХ веков.



Прообразом этой часовни, вероятнее всего, послужил опубликованный в альманахе «Мотивы Русской Архитектуры» за 1878 год чертеж фасада церкви, выполненный архитектором М. Кузьминым.

В. Часовни над святынями

Отмечены случаи, когда в какой то местности Господь посылает свою «весточку» - случай необъяснимой современной наукой. Так, по сказанию, в старые времена в Заонежье (быв. Олонецкая губерния) однажды приплыл по Онежскому озеру каменный крест. Он пристал к берегу у небольшого острова, возле которого стоит деревня Вороний Остров (ныне - Медвежьегорский район республики Карелия). Крест был выполнен из серого гранита. Жителями деревни он был выловлен. Вскоре над этим крестом, на месте явления Господом Чуда, была построена небольшая клетская часовенка, которая простояла все предыдущие века, и является как бы хранителем великой святыни.



Сюда из приходской Вознесенской церкви, находящаяся в селе Типиницы, ежегодно до 1917 года ходили крестные ходы.

Много чудес посылает нам Господь! Это и явленные кресты, и источники с чистейшей животворящей водой. Во многих местах нашего Отечества были отмечены случаи явления Божией Матери, святых угодников Божьих. Везде русский православный народ отмечал это событие своими построенными часовнями. О некоторых из них мы ещё расскажем в соответствующих разделах данного повествования.

Г. Часовни-памятники

Эта обширная, но не очень многочисленная группа построек, которая объединяет в себя часовни, построенные на местах каких-либо ранее происходящих событий, не только связанные с Церковью, но и вполне мирских, а так же на местах бывших монастырей и церквей, чья память в народе жива. Эту группу построек можно разделить на три части:

1. Часовни на святых местах по своему историческому местоположению подразделяются:

- стоящие на местах первоначального пустынножительства монахов, до основания ими обителей;

- стоящие на местах упразднённых по разным причинам монастырей;

- стоящие на местах разобранных по разным причинам церквей, либо, что чаще, на местах сгоревших церквей. Эти часовни в народе так и назывались: «на старом олтарнем месте». Довольно часто в таких случаях часовни строились, как ранее говорилось, «ради хранения книг и церковной всякой утвари». К ним обычно прирубался алтарь, но если позволяло помещение, то алтарь освящался в восточной части основного объёма моленного зала. Такие часовни полностью выполняли функцию церкви до построения нового храма, но являясь по официальным епархиальным документам часовней. Примером такой постройки может служить часовня Воскресения Словущего в п. Фряново Щёлковского городского округа Московской области.



Утраченный храм и новая часовня на её месте в п. Фряново Московской области

Старинное фабричное село Фряновская Слобода, до 1917 года находясь в Аксёновской волости Богородского уезда, имело два храма: каменный приходской храм Собора Иоанна Предтечи (с 1797 г.) и кладбищенский деревянный храм, освящённый в честь праздника Воскресения Словущего, стоящий с подновлениями с 1680 года. Сообщения отдельных краеведов, что храм в 1770-х годах был перенесён из соседнего села Беседы на наш взгляд не выдерживают критики.

Церковь представляла собой постройку типа «восьмерик на четверике» с трапезной и имела приделы: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Андрея Критского. Она была признана ценным памятником деревянного зодчества. Храм в 1970-х годах собирались перевести в создаваемый в то время в музей деревянного зодчества при Московском областном краеведческом музее в Гефсиманском саду г. Истры. В начале 1980-х гг. купол постройки обрушился, вскоре руины были разобраны окончательно.

На месте утраченного храма в 1999 году силами прихода местного храма Собора Иоанна Предтечи была построена клетская деревянная часовня под двускатной крышей с тем же посвящением, что и была церковь. Часовня имеет алтарный прируб и при желании всегда может стать храмом.

2. Часовни на местах боёв. На местах тяжёлых боёв часто на Руси возводились памятники, а иногда и мемориалы, с включением в них часовен. К примеру, к 100-летию Бородинской битвы на всех местах её сражений были поставлены памятники полкам, принимавших участие. На Бородинском поле были построены и три каменные часовни.

На Кольском полуострове, у восточного берега озера Пигвосенъярви, на безымянной высоте 206,0 стоит небольшая часовня, освящённая в 2016 году в честь Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских.



Место находится на 1495 км автодороги «Кола» в Печенгском районе Мурманской области на 69,5° северной широты, в 80 км на северо-восток от Мурманска. Оно обильно пролита кровью наших советских воинов.

Шла первая неделя Великой Отечественной войны. По оз. Пигвосенъярви тогда проходила советско-финская граница. Боевые действия на этом участке советско-германского фронта начались на неделю позже. 29 июня 1941 года сюда подошли горные немецкие егери и начали атаку, которую отражал передовой ротный полк 95-го стрелкового полка. Каждый понимал, что придётся принести в жертву собственную жизнь, но никто не дрогнул. Сражение шло почти пять часов и завершилось рукопашной. Большинство бойцов опорного пункта лейтенанта Каблукова погибли. В память о них и была построена эта скромная часовня, стоящая в тундре на вечной мерзлоте, вдали от жилья.  Рядом стоит памятник и поклонный крест.

3. Часовни на памятных местах. Такие часовни, конечно, ставились не где попало, а только на тех местах, которые по каким-то причинам были отмечены народной памятью. Иногда на такие места могли приходиться на луг (пожни), затопляемые, в большинстве случаев, вешней водой, что заставляло плотников высоко поднимать над землей полы устраивавшихся там часовен. Для этой цели такие «поженные» часовни ставили на особых ряжевых срубах, придававших им своеобразный и иногда очень живописный вид. Венцы её нижнего сруба не составляли сплошных стенок, а были лишь немного врублены один в другой, чтобы вода, проходя свободно сквозь щели, не смогла снести постройку. Одна из таких часовен существовала в 1875 году в деревне Житнухине (?) Вельского уезда Вологодской губернии.



По мнению краеведа и публициста Фёдора Николаевича Берга, часовня была построена в 1727 году.

* * *

Если продолжить разговор о дореволюционных часовнях-памятниках, нельзя не упомянуть об одной необычной постройки по форме напоминающую шапку Мономаха. Недалеко от Сретенской церкви города Вытегры Вологодской области на Красной горе можно увидеть деревянную постройку в «русском стиле». Часовня является редким образцом деревянного зодчества, как по композиции, так и по декору - она богато украшена пропильной резьбой.



Первоначально она была построена в четырех верстах к югу от города Вытегры на Беседной горе и торжественно освящена 30 мая 1881 года в честь преподобного Исаакия Далматского, в память о Петре I, на месте где состоялась беседа Императора с местными жителями, при которой впервые у него родилась мысль строительства искусственного водного пути, соединяющего Балтику с Волгой. Она была воплощена в жизнь в 1810 году с постройкой Мариинской водной системы.

При реконструкции Мариинской системы в первой половине 1960-х гг., создания глубоководного Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина, Беседная гора попала в зону затопления Вытегорского водохранилища. Часовню перенесли в центр города Вытегры, где она продолжает стоять по настоящее время.

* * *

Настоящей уникальной постройкой современного русского деревянного зодчества является недавно построенная (2020 г.) часовня Казанской иконы Божией Матери («свеча во ложбине») у села Ельцы Киржачского района Владимирской области с кручённым в спираль, рубленным «в обло», высоким шатровым завершением, стоящем на квадратном срубе.



Общая высота деревянной части часовни - 18 метров, а вместе с главкой и крестом - около 20 метров. Строители часовни - бригада братьев Сергея и Александра Шершиловых, которым помогал опытный плотник, житель города Киржач, Борис Михайлович Волков. Её поставили в ледниковой ложбине, где на двух сторонах оврага по склону растут дубы, возраст которым исчисляется несколько веков. Ложбина шириной около 10 метров. Она спускается от Покровского храма прямо к реке Шерне.

Часовня построена по замыслу и на средства генерального директора Киржачской типографии Евгения Сергеевича Фёдорова, в память о своей матери, поэтому её также можно отнести к числу памятных. К тому же, в селе действует Покровская церковь и большой надобности в часовни нет.

Продолжение главы следует.

Фото мои из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

часовни, Русь деревянная, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up