Про железные дороги Кипра пришлось собирать информацию по крупицам. Но я знал об их существовании, поэтому к музею ехал целенаправлено. Для любителей больших музеев-этот музей может стать разочарованием.
Поскольку Кипр-островное государство поездам ехать отсюда вроде некуда, но с ругой стороны здесь хозяйничали британцы, а значит должна быть железная дорога.
Они это очень уважают. И действительно они проложили свою стефеновскую колею от портового города Фамагуста к городу Морфоу через столицу Никосию. Конечный пункт этой железки был в очень страном месте, деревне Эврихоу (Evrichou) в Тродоосе. Если бы я не знал точных координат музея, мы бы точно проскачили бы указатель.
Музей сильно разочаровывает своим отсутствием экспонатов, и было уже поздно, так что все было закрыто. Хотя может он и не функционирует вообще. Мы были в воскресение, может это сказалось.
В интернете есть очень подробная карта острова с бывшей линией жд. Этой картой я и пользовался при поездке по Кипру. Ее можно раскрыть, так она получается еще более подробной.
На карте мы видим жирную фиолетово-голубую линию. Вот это и был путь кипрских поездов. Мы как раз и находимся у ее окончания, в Эврихоу. Сегодня вдоль маршрута путей между Фамагустой и Никосией проложена трасса, по которой мы ехали в начале. На сегодняшний день кроме этого музея и несколько реликтов ничего не осталось.
Было 39 станций, 122 километра путей, колея 1435 мм- стефенсоновская.
Вроде есть даже дрезина, но видимо при нас она была под навесом.
Есть энтузиасты, которые облазили весь остров в поисках чего-то железнодорожного и вот, что они нашли:
Фамагуста. Первый паровоз 0-6-0T государственной железной дороги Кипра.
0-8-2T No.4 в Xeros(Зирокс?)
В 1916 году был основана добывающая корпорация Кипра с целью добычи меди рядом с Лефке. Мы же помним, что Кипр-это купрум).
Пик активности Кипрской железной дороги пришелся на годы Второй мировой войны. В то время она превратилась в главную артерию страны, по которой день и ночь из порта Фамагусты к аэродрому Никосии перевозились британские войска, техника и амуниция. После войны изношенная дорога нуждалась в реконструкции. Для ее обновления требовались значительные денежные вливания. Колониальные власти оказались перед выбором: вкладывать в реконструкцию железной дороги тысячи фунтов или закрывать ее. В начале 50-х правительство приняло решение о закрытии железной дороги, мотивируя это отсутствием необходимых средств на ее обновление. Последний поезд отправился из Никосии в Фамагусту 31 декабря 1951 года.
В качестве топлива использовался уголь, который поставлялся в доки Фамагусты из Великобритании. Поездка из Никосии в Фамагусту со всеми остановками занимала в среднем два часа и обходилась пассажирам в 3-6 пенсов. Путешественники часто жаловались на медлительность поезда - случалось так, что самые нетерпеливые пассажиры могли идти быстрым шагом рядом с вагонами, не отставая от них.
Мне это напоминает израильские
"Поезд долины".
2-8-2ST no. 3 город Морфоу.
Вот сайт таких энтузиастов:
http://www.internationalsteam.co.uk/trains/cyprus03.htm