Из пункта "А" в пункт "Б"

Sep 26, 2015 15:42



Это однозначно болезнь. Те же симптомы: хандра, вялое самочувствие, раздражительность. Так получилось, что август выдался городским. Целый летний месяц в городе! Недопустимая роскошь и расточительность.  Разумеется по выходным выбирался за город, но всё это уже не то. Эта болезнь не имеет названия, но знакома всем бродягам-путешественникам.  Охарактеризовать её можно, как "тяга по полю". Натянутой улыбкой провожаю, друзей и товарищей уезжающих в тундру. И пусть на улице льют дожди и дует шквалистый ветер, непогода в тундре заставляет острее чувствовать пульс жизни. В городе всё не то. Песок времени застревает в зубах, заставляя выплёвывать дни, недели и месяцы жизни. Что они здесь: календарные цифры, маховик священных пятниц, листки расчетных ведомостей?  С тоской и какой то безнадёгой смотрел на карту и календарь.  Ждал сентября.  


И вот однажды наступил разноцветный сентябрь. Осторожное сентябрьское солнце, хрустальный воздух и всеобщее природное возбуждение, главные глашатаи которого птицы кричали на все лады: на юг, на юг!
И я собираюсь на юг. Не тот, на котором прячутся под зонты от солнца, а на тот горно-коричневый кинжалоподобный полуостров вспарывающий  подбрюшье Анадырского залива, на мыс Наварин.

- Что там? Что интересного? - спрашивают меня друзья и знакомые.

- Мыс Наварин. Мыс всех ветров, самое штормовое место в России, - отвечаю я. Логики в этом ответе нет. Зачем ходить туда, где чаще всего случаются шторма? Видя замешательство и недоумение добавляю: "А ещё там есть мыс Басова".

Этот ответ уже более понятен. "А, тщеславие!" - читается в проницательных глазах собеседников. Пусть так, потому что не смогу объяснить, что мне как кашалоту, обитателю морей и океанов,  необходимо раз в час делать глоток свежего воздуха.

"Вопрос: что означает слово родина и слово отечество, - какая между ними разница? Ответ: родина - место, где мы родились, отечество - родина, мною созданная.
Путешествие как средство узнать свою родину и создать себе отечество."
16.10.1919   М.М. Пришвин "Дневники"

Этот "час" настал 8 сентября. Погода и местная авиакомпания "Чукотавиа" не стали препятствовать моему путешествию. А ведь они родные сёстры всесоюзной лотереи "Спортлото", с ними на Чукотке, процент выигрыша такой же, 6 из 46. Тот день был счастливым для всех. Открыты все направления:

- Анадырь -Провидения
- Анадырь-Залив Креста
- Анадырь -Беринговский

И что совсем неожиданно, тут же объявляют регистрацию на рейсы:
Анадырь-Алькатваам и Анадырь-Майныпильгыно.  Для незнающих это географическая абракадабра, для знающих - чудо расчудесное.

Волнительно. Каждый раз волнительно, когда иду на регистрацию с собакой. За несколько лет в аэропорту уже все вроде бы привыкли, к человеку с собакой с голубыми глазами.  Кто то нам уже улыбается и дружески взъерошивает макушку Локи. Локи смиренно разрешает себя почухать, но гордо подняв голову смотрит вдаль. Локи пёс экспедиционный, взрослый мужчина и поведение в присутственных местах у него соответствующее.  Он уже давно знает: аэропорт - начало путешествия. Алгоритм движения по аэровокзалу тоже ему известен: стойка регистрации- оружейная комната - накопитель и далее автобус, и самолёт. Его даже можно отцепить от поводка, он сам покажет куда идти. Но формальности надо соблюдать, поэтому поводок  как и намордник обязателен. Последний он конечно через 5 секунд снимет, но попытка будет засчитана. Волнение возникает в момент регистрации, а вдруг, попадётся принципиальный служащий и не пустит собаку в самолёт? Но всё обошлось. Как камень с души, хочется благодарить всех сотрудников аэропорта и авиакомпании, но дабы не мешать им работать уходим в зал ожидания. И чуть было не улетаем  в Мейныпильгыно. Вовремя нас остановили.

"У человека на свете есть две радости: одна- в молодости выйти из дома, другая - в старости вернуться домой."
12.07.1943   М.М. Пришвин "Дневники"

2. Самолёты DHC-6 "Twin Otter"  авиакомпании "Чукотавиа"


Сегодня для меня не обычный рейс. Мало того что в этом направлении по воздуху я лечу впервые, так вдобавок ко всему лечу на ставших на Чукотке притчей во языцех канадских маленьких самолётиках DHC-6 "Twin Otter". В народе канадцев именуют "Дашками" и "свинотерами".  Несколько лет назад правительство региона в рамках модернизации авиапарка на местных авиалиниях приняло решение о закупке нескольких самолётов этой марки. Данное решение вызвало волну критики, которая сводилась в первую очередь к катастрофически малой норме провоза багажа - всего 10 кг. Сверхнорматив мог составить еще 10 кг. И это в регионе, где из отпуска везётся по 50-70 кг. в одни руки! Но скандал был впереди. В один из своих первых рейсов, из Залива Креста,  порывом ветра при заходе на посадку "Дашку" сдуло с полосы и опрокинуло. Никто не пострадал, но происшествие быстро стало достоянием общественности. За этим происшествием, последовало второе, что натолкнуло на извечную русскую мысль - "Доколе?". Малые размеры самолётов, высокая стоимость покупки, неприспособленность к полётам в условиях Чукотки, импортное происхождение винтокрылых трансформировалось в умах народа краткой формулой всех государственных преобразований постсовесткого периода - "Откат и распил", а наиболее радикальные слои чукотской общественности утверждали, что  это заговор, направленный на ликвидацию чукотской авиации и как следствия выселению населения.  Назревало народное возмущение, которое впрочем, было отчасти локализовано повышенным количеством авиарейсов по направлениям на которых летали "Дашки" и снижением стоимости авиабилетов, почти в 2-3 раза! Да и лётных происшествий с тех пор к счастью больше не было.

С этим багажом знаний я впервые вступаю на борт маленького канадца.  "А в целом даже очень неплохо" - проскальзывает первая мысль, за которой бежит вторая: в салоне нет "самолётного" запаха. Самолётик маленький, чуть больше Сэсны, на которой я когда-то летал. Однорядное размещение, в конце салона заканчивается тремя креслами у стенки, мозг резюмирует первое впечатление - "чукотская маршрутка".

3. Салон "Дашки". 14 пасадочных мест


Перед тем, как запустить двигатели капитан сообщает полётную информацию по радио. Банальная на первый взгляд информация, звучит по новому. Всё дело в динамиках. Нет, традиционного хрипа и шипения, звук чистый и ясный, такой же как и обзор в иллюминатор. На стекле нет традиционных подтёков и запотёлостей, что особенно радует - прекрасная возможность для фотографирования.

4. Кабина пилотов


5. "На взлёт"


Дверь в кабину пилотов  отсутствует, поэтому видны все манипуляции пилотов. Капитан поднял руку нажав гашетку, находящуюся на уровне головы. Весь полёт он будет сидеть в таком положении. На взлёте и посадке к руке капитана присоединиться рука второго пилота. Заработали моторы, разбег... впрочем, разбега почти не было. Чуть прокатившись по полосе мы взлетели почти с места и полетели. Отбросив всю прежнюю информацию в сторону констатирую - полёт на маленьком канадце, оставил приятные ощущения. С поправкой на хорошую погоду. Летать на таком самолёте в погоду ветреную удовольствие  сомнительное.

6. Анадырский лиман и горло реки Анадырь. С левой стороны г.Анадырь.


7. Посёлок Угольные Копи


8. Коса Жиловая кошка и остров Алюмка (слева)


Срабатывает мышечная память, тренированная годами путешествий: если позволяют условия на транспорте нужно спать. Глаза закрываются и открываются уже на подлёте к Беринговскому. В иллюминаторе показывают золотую осень Чукотки. Золотую в смысле красную. Тундра окрашена в оттенки бардово-красного. Для человека знающего и путешествующего ногами - это самая благостная новость. Красный - это цвет голубичников, карликовой берёзки, волчьей ягоды, одним словом тех растений, что не любят болот. Под нами твёрдая тундра. Что может быть приятнее для человека, который следующие две недели будет по ней ходить?

9. Беринговская тундра


10. Лагуна Лахтина и сопка "Пирамидка"


11. Коса


Посадочный круг над лагуной Лахтина и совершаем посадку на песчано-галечную косу на которой расположился аэродром посёлка Беринговский.

12. Аэропорт Беринговский


Продолжение следует

Часть 1. "Берег разбитых кораблей"

Чукотка, Беринговский район, экспедиция "Наварин-2015"

Previous post Next post
Up