Хроники чёрного турбо-Ховера. Глава XXXI. По следам Паустовского

May 22, 2016 23:01

Рассказ Паустовского "Кордон 273" я читал ещё в школьные годы - и не могу сказать, что как-то особенного его запомнил, по сравнению с остальным творчеством писателя. Вспомнил о нём снова уже недавно, когда тут прочитал, что край, описанный Паустовским, находится не так-то уж и далеко, туда можно доехать на машине - а ещё там очень красивая природа и местами интересная грунтовая дорога. И решил заехать туда, сделав крюк по пути из Кинешмы в Москву: крюк вроде бы не слишком большой (150-200 км), а ехал я один, жену с дочкой в Кинешме оставил.

В последний день праздников, 9 мая, я в десять часов утра выехал из Кинешмы. Думал, что ехать не так далеко, и времени мне хватит. Оказалось, что имело смысл выехать пораньше - но об этом потом. Взял в дорогу воды, сникерсов, бананов, хлеба и колбасы с сыром. День был довольно жаркий. Доехал до Иванова, заправился на выезде и направился к Владимиру. От Иванова до Владимира периодически встречаются ремонты, в одном месте (ещё в Ивановской области) - дорогу расширяют. Конечно, давно пора: трасса между областными центрами - по одной полосе в каждую сторону. Только расширять надо бы всю, а там только короткий участок. Да и неизвестно, сделают ли даже на этом участке четыре полосы. Бывает, дорогу расширяют - кажется, там шесть полос влезет; а потом нарисуют разметку - и получается по одной полосе в каждую сторону, плюс широкие асфальтированные обочины. Хотя наличие обочин - уже плюс: тихоходы на них частенько съезжают, чтобы пропустить "хвост".

Во Владимире в одном месте немного поплутал: проехал съезд на нужную дорогу, навигатор тут же построил новый маршрут - но предложил поворот налево через двойную сплошную на улице с интенсивным движением (видимо, на карте в этом месте нарисовано, что поворот разрешён). Всё-таки свернул потом на выезд и выбрался из города. Началась дорога, по которой я до этого ездил только один раз - пять лет назад, по пути в Ейск. Ощущения при этом немного другие: когда едешь по накатанной дорожке, где уже десятки раз ездил - это дежурная поездка; а когда едешь по новому пути - это уже немного путешествие.

Под Владимиром тоже вовсю идут ремонты дорог. А я вскоре свернул на Гусь-Хрустальный. Дорога там так себе - зато пошли приятные воспоминания о первой поездке на море на собственной машине, которая пять лет назад проходила по тому же маршруту. Проехал деревню Арсамаки. Тогда, пять лет назад, мы в ней останавливались в кафе, покушать борщ. Арсамаки выделяются массой деревьев в огородах, цветущих белым цветом. Весной-то это логично - но у меня в памяти отложилось, что и тогда, в августе 2011 года, вся деревня была в белом цвету, что уже странно. (Примечание: Память подвела - на самом деле, в кафе заезжали в другую деревню, уже после Рязани.) Объехал Гусь-Хрустальный по окружной дороге, проехал Туму - и тут навигатор свёл меня с маршрута пятилетней давности. От Тумы повёл сначала на юг по скверной асфальтовой дороге с огромными ямами, а затем увёл на запад - вообще по грунтовке. Надо было отключить возможность маршрутов по просёлочным дорогам в настройках. Хотя, может, это и есть самый быстрый путь. И виды там неплохие.



Потом снова выехал на асфальт и добрался до деревни Гришино и до Заводской Слободы. Деревни это довольно большие и вполне жилые. После Заводской Слободы следует мост через реку Пру, сразу за которым начинается лес и идущая по нему лесная дорога. На мосту стояли рыбаки, а путь перегораживала полицейская машина. Я морально приготовился к тому, что въезд в лес запрещён или что-нибудь в этом духе. Подъехал, высунул голову в окно:
- Проехать-то туда можно?
- Вам прямо? Сейчас, сейчас.
Служители закона передвинули свою машину, и я въехал в лес. Сразу заметил, что дорога не очень ровная: легковушка тут ободрала бы всё брюхо. При этом грязи практически не было. Местами был довольно мягкий песок - но уж явно не такой, чтобы в нём забуксовать. Навигатор вёл меня по лесной дороге к 273-му кордону. Вдоль дороги местами тоже были указатели - не заблудишься.



Могу сказать, что дорога к кордону с севера - весьма неплохая. Лужа была только одна, и та неглубокая. Дорога пустая, мне только одна машина встретилась. Если бы она ещё ровная была, можно было бы легко проехать на любой легковушке - но там местами ямы и колеи. Ещё я пересёк водную преграду по небольшому мостику из брёвен, скреплённых скобами и проволокой - и оказался на 273-ем кордоне. Координаты его: N55°00' E40°17.5'



Кордон нынче необитаемый. Говорят, какое-то время домик вообще был полуразвалившийся и полуразграбленный. Сейчас его восстановили, огородили забором и на ворота повесили замок.



Я перелезать через забор не стал, снаружи посмотрел. Висит бумага о том, что вход посторонним туда запрещён, а разрешается только организованным группам туристов, идущим по путёвкам с проводником - с целью переночевать под крышей.



Время было уже послеобеденное. Дорога в 370 километров от Кинешмы до кордона заняла больше пяти часов. Я подумал, что надо, следуя Паустовскому, наслаждаться местными красотами - но время уже поджимало. Тут-то я и осознал, что имело смысл выехать пораньше. Лес там, действительно, красивый и какой-то необычный. Может, необычный для меня, потому что я привык к более северным лесам (Рязанская область всё-таки ощутимо южнее Ивановской находится).



И река Пра тоже красива. Вода в ней тёмная - наверно, от торфяников.



Умылся я в водах Пры, на меня тут же налетели полчища местных комаров. Спрятался от них в Ховере, стал обедать домашними запасами и соображать, что мне делать дальше. Недалеко от 273-го кордона находятся озёра Шуя и Орос. Путём изучения официальной навителовской и OSM-овской карт, пришёл к выводу, что до Шуи можно доехать на машине. Собственно, я и обедал, съехав на дорогу к этому озеру. Изначально там, видимо, стоял шлагбаум с запрещающей надписью - но он был переломлен и валялся в канаве в стороне от дороги. Так что я поехал и вскоре достиг цели.



Как видно на фото, вода подходит вплотную к деревьям (может, это ещё весеннее половодье сказывается) - поэтому выйти на берег и свободно сфотографировать озеро не получилось. Сделал фото через деревья. Место это само по себе какое-то уютное, и ещё там оборудована стоянка для туристов.



Рядом висит информационный щит с объявлениями. Из одного объявления я узнал, что пребывание в национальном парке "Мещёрский", оказывается, платное - 50 рублей за день без ночёвки. Вообще-то заплатить такие небольшие деньги можно было бы, тем более, есть за что: таких оборудованных туристических стоянок в лесу я встречал несколько. Вопрос в другом: платить предполагается в администрации национального парка аж в Рязани, там же сообщать о маршруте и получать путёвку. Нет бы им устроить пункты оплаты и выдачи путёвок на въезде... Зато на въездах, как я где-то прочитал, иногда стоят егеря, которые без путёвки могут и не пустить, или взятку потребовать. А ещё узнал из объявлений, что костры разводить в лесу запрещено, рекомендуется пользоваться газовым оборудованием.

Снова поизучав карты, я решил доехать и до озера Орос. На пути к нему увидел такую конструкцию.



Поскольку дорога в объезд шлагбаума была накатанная, а признаков пребывания в лесу каких-либо представителей контролирующих организаций я не заметил, решил так и проехать. Доехал до озера - там снова вода подступала к самым деревьям. Поехал вдоль него по дороге и упёрся в болотину, которую Ховер явно бы не осилил. Сделал фото как попало.



Вообще там необычно тихо и спокойно, никаких признаков присутствия человека. И сотовая связь в районе 273-го кордона практически не ловит. Постоял, послушал водоплавающих птиц и прочие звуки природы - и поехал дальше. Захотелось мне проехать весь лес с севера на юг. Построил маршрут до деревни Деулино, где начинается асфальт - и поехал. Проехал деревню Жучковские выселки - маленькую, но явно обитаемую. Интересно, что автомобили, стоящие в этих деревнях возле домов - минимум кроссоверы. Подтвердилось моё впечатление, что на пузотёрке тут всё брюхо обдерёшь, если вообще не засядешь где-нибудь в колеях. Вскоре набрёл на ещё одну туристическую стоянку - Красный Яр. Его координаты: N54°59.23' E40°18.07'



Стоянка оборудована так, как будто её кто-то специально подготовил к приезду кого-то. Помимо беседки, столиков, брёвен для сидения и туалетов, там были мангал, дрова, бутылки с водой и даже рулон туалетной бумаги в беседке. Стоянка прямо на берегу Пры. Мне захотелось искупаться - но, поглядев на тёмные воды реки, я не решился. Как-то не по себе лезть в воду практически чёрного цвета, мало ли что там на дне. Я к более или менее прозрачным рекам привык. Плюс ещё плавок я с собой не захватил, а если голышом полезешь - как назло, сразу девки или из кустов выйдут, или из-за изгиба реки выплывут... Само место - очень живописное.



Поехал дальше. Надо сказать, до Красного Яра ни одной серьёзной лужи не было, а вот после него сразу увидел большую грязную лывину. Сунулся туда с мыслью: "У меня же внедорожник!" - но перед въездом в лужу резко затормозил и сдал назад. Наверно, не зря, потому что колёса мои провалились в грязь довольно глубоко - и это ещё до въезда в собственно лужу. Там был объезд по более высокому и менее бездорожному месту, где я и проехал.

Вообще по пути было несколько таких луж, при этом почти везде были объезды. Но однажды я напоролся на лужу, объезд которой вроде и был, но там была такая грязь, что я решил: лучше прямо. Застревать и потом возиться с вытаскиванием машины мне было не с руки (солнце уже потихоньку клонилось к закату), так что решил проехать с разгона. В середине лужи разогнавшийся Ховер резко провалился вниз (видимо, там углубление было). Я, как какой-нибудь новичок, резко надавил на акселератор. В этот момент автомобиль столь же резко выскочил из этого углубления и подпрыгнул вверх - вроде бы слегка, но этого хватило, чтобы все четыре колеса основательно раскрутились. После этого машина приземлилась в грязь на выезде из лужи и на мгновение остановилась, роя землю колёсами. У меня мелькнула саднящая мысль: "Всё-таки застрял, чёрт возьми. И как я теперь буду выбираться?" С этой мыслью я сбросил газ, после чего Ховер перестал буксовать всеми колёсами, продолжил движение и выехал из лужи. От колёс шёл пар (видимо, от тормозных дисков).



Самое интересное, что если бы я ехал спокойно на первой передаче, без всяких фокусов с разгонами - наверняка проехал бы без проблем. Лужа-то небольшая совсем, и грунт там довольно твёрдый. После этой лужи произошло нечто с ручником. Сначала, сразу после выезда из лужи, ручник затягивался с одного щелчка. Потом же разболтался так, что вообще еле затягиваться стал.

Проехал Малаховские выселки. Дома в деревне стоят и как будто не заброшенные - но людей и машин не видел. Пересёк по мостику небольшую речку.



Как потом выяснил по карте, она называется Могино. Вода тоже странного цвета.



И ближе к Горкам мне попалась ещё одна лужа без объезда - ощутимо больше первой. Настолько больше, что я подумал: "Вот чёрт, столько проехал - и теперь назад поворачивать. Не пройду я здесь!" Вышел, пощупал ногой почву, подумал (назад-то ехать не хочется). Сунулся в лужу передними колёсами - сдал назад. Вроде ничего. Заехал до задних колёс - снова сдал назад. Вроде по-прежнему ничего. И потом плавненько и аккуратненько проехал всю лужу и без проблем выехал (хотя в середине там тоже было предательское углубление). По-хорошему, надо было брать палку (либо надевать сапоги) и дно лужи прощупывать - но как-то лень было.

Проехал Горки. Большая деревня, людей там много, колодец есть. В Горках вроде бы был деревянный мост на другой берег Пры. Но кто-то писал, что года три назад мост вышел из строя, и с тех пор его не ремонтировали. Я проверять не стал, потому что времени кататься по левому берегу Пры у меня всё равно не было. Теперь жалею - так бы актуальную информацию о состоянии переправы получил.

После Горок пошла совсем хорошая дорога. То есть как хорошая: застрять там было негде, ни одной лужи. Но была очень неровная, с большими ямами. Ховер то подпрыгивал вверх, то нырял вниз. А в багажнике были канистры с ключевой водой - вот уж они прыгали вверх-вниз с гулкими стуками, когда я ехал быстрее, чем нужно. Там ещё и сотовая связь появилась, я написал маме и жене, что всё со мной хорошо, еду на юг к асфальту. Дальше ничего интересного не было. Собственно, эта дорога с севера от Заводской Слободы до Жучковских Выселок, а также с юга от Деулина до Горок - вполне проезжая, там накатано много следов отнюдь не внедорожных и не тракторных шин. Вот между Жучковскими Выселками и Горками следы я видел только тракторные. На этом-то участке мне и попались те две нетривиальные лужи.

Подъезжаю я к Лесохиму и Деулину, предвкушая выключение полного привода и заезд на асфальт, и думаю: "Вот забавно будет, если сейчас мне попадётся совсем огромная и гиблая лужа, которую я не преодолею. Это ж почти 30 километров назад ехать, больше часа по такой-то дороге". Выезжаю из-за поворота и упираюсь как раз в такую огромную лужу. А за ней - ещё одна. Сначала я остановился в изумлении, но потом по следам понял, что тут ездили отнюдь не только тракторы или внедорожные монстры - значит, и я проеду. Проехал потихоньку. Лужи были устрашающие только на вид. На самом деле, совсем неглубокие и с твёрдым дном. Проехал их, остановился, выдохнул расслабленно. Всё прошло хорошо: не застрял, машину не помял, ничего не сломалось. Единственная вещь - пластмассовая рамка номерного знака раскрылась (видимо, от тряски на ухабах). Хорошо, что номер был закреплён пластмассовыми хомутами.



Поездки по таким дорогам я люблю за ощущение, когда ты не знаешь - доедешь до конца или не доедешь. Ощущение приятное, оно щекочет нервы и держит в напряжении до тех пор, пока не доедешь до пункта назначения. Но после периода напряжения необходимо расслабление. В этот момент хорошо бы присесть на пенёк, выпить водички, скрутить сигаретку - и просто отдохнуть, посидеть, никуда не спеша и смакуя мысль: "Кой-чего всё-таки можем". Восстановиться психологически, никуда не торопясь - а потом уж ехать дальше. Но время было уже шесть часов, до Москвы оставалось больше 200 километров, да ещё и комары на меня набросились. Побродил немного вокруг Ховера, сделал фото - и продолжил свой путь. Трек (неполный, к сожалению) моей поездки по лесной дороге можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/40bd1b0f0fc4a79c0965967cc0fa4512f1879703/ Или тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hjiiquzpvdzxxfos

Проехал Деулино, выключил полный привод и выехал на асфальтовую дорогу. Впрочем, асфальт до Ласкова был неважный: ямы местами. Передо мной ехало несколько легковушек и тормозили на каждой яме - а дорога шла извилистая, обогнать не так просто. Потом выехал на основную трассу, к Рязани. Снова стал вспоминать, как мы тут ехали пять лет назад. Мелькнула мысль: вот прихватить бы ещё недельку на работе и поехать сейчас беззаботно и бесцельно на юг, на море, в тот же Ейск. Рязань, потом Липецк, выезд на М-4, Воронеж, Миллерово, Ростов-на-Дону...

Вопреки мечтам, свернул на Северную окружную дорогу Рязани, а потом сунулся в центр - и упёрся в перекрытый Первомайский проспект. Было 9 мая, по проспекту проходило шествие. Вернулся на Северную окружную и довольно долго простоял в пробке. Наконец, выехал из Рязани в сторону Москвы по М-5. По этой трассе ехал первый раз в жизни. Проезжал населённые пункты, в которых всё было как-то по-другому, не как дома, по-южному (в одном селе видел даже объявление "продаётся плетень") - и это ещё больше усиливало ощущение, что я нахожусь в путешествии. По пути первый раз увидел кроссовер "Lada X-Ray".

Трасса М-5 чем-то похожа на М-7: тоже проходит через множество населённых пунктов, в которых есть светофоры, затрудняющие движение. Но машин на ней меньше, и спроектирована она будто бы поудачнее - нет таких мест, которые проезжаешь и думаешь: будто специально сделали, чтобы люди тут в аварии попадали. В целом, мне она понравилась. Заправился на "Газпромнефти" уже в Московской области. Где-то в районе Бронниц свернул на Малое кольцо, по которому доехал до М-4. Въехал в Москву без пробок и приехал к дому в одиннадцатом часу вечера, совершенно уставший. Еле нашёл силы несколько раз сходить туда-сюда до квартиры, разгружая Ховер.

В целом впечатления от Мещёры у меня чем-то похожи на ощущения от Свияжска, что под Казанью: хорошо, интересно, что-то в этом есть - но нужно больше времени. На тот же 273-ий кордон хорошо бы приехать на несколько дней, пожить с палаткой, искупаться в Пре, побродить по окрестностям, поездить по лесным дорогам. И не только смотреть, слушать и обонять - а ещё и чувствовать, атмосферой местной проникаться. Для этого опять же нужно больше времени, чтобы не спешить. Может, и удастся как-нибудь туда съездить на несколько дней...

Следующая глава
Предыдущая глава

Мещёра, off_road, travels, black_turbo_hover

Previous post Next post
Up