Вкус меда /
A Taste of Honey. Драма. Великобритания, 1961. По одноименной пьесе Шелы Дилейни.
17-летняя Джо - некрасивая мечтательная девчонка с длинным носом и огромными глазами. После того, как ее молодящаяся вульгарная мамаша бросила ее одну ради молодого любовника, Джо провела ночь со своим другом - черным моряком Джимми. Когда он ушел в море (очевидно, навсегда), она познакомилась с робким гомосексуалом Джеффри, ставшим ей лучшим другом. Он остался у нее жить и заботиться о ней.
Повесть о первой любви и разбвшихся надеждах среди неустроенного быта на фоне индустриальных пейзажей. Нестандартная героиня ("Ненормальная норма", как она говорит), искренняя и простая. Она рисует и надеется на лучшее. На лучшую жизнь, чем у ее матери, лучшую долю для себя. Мамаша - как та стрекоза у Крылова, все порхает и танцует. Не зря же она везде таскает с собой клетку с птичкой - это так легкомысленно, и среди кирпичных труб выглядит странно. Дочь она, конечно, по-своему любит, хотя относится к ней скорее как к прислуге. Показателен момент побега из очередной квартиры, где им нечем было платить. Впереди маман с клеткой, шляпной коробкой и перекинутым через руку пальто, а за ней - Джо, которая тащит сумку через плечо и пару тяжеленных чемоданов.
Но очень много параллелей в фильме, от каких-то мелочей - например, расставаясь у дома с морячком оба бегут в разные стороны вприпрыжку. Или мать с любовником целуется на танцах, а Джо целуется с Джимми... И также Джо повторяет судьбу своей матери - беременеет после первого секса. Когда она это осознает, кажется, что все надежды на лучшее рухнули. А в финале, как виток спирали - та же детская песенка об уходящем большом корабле (вот, кстати, еще параллель - и песня повторяется, и в фильм есть уходящий в море корабль) и снова они вдвоем с матерью, но обе они изменились.
Еще интересный прием: когда происходит какой-то важный момент в жизни Джо (уходит на корабль морячок, Джо говорит Джеффри, что беременна), это происходит в каком-то огромном пространстве, где люди кажутся букашками, маленькими букашками в большом мире. И очень много музыки, которая словно подсказывает отношение к происходящему - то детская песенка, то навязчивый мотивчик, то рокабилли. Кстати, песня The Beatles A Taste of Honey имеет к фильму опосредованное отношение - битлы использовали мелодию из бродвейской постановки пьесы (в фильме она не звучит).
Чуть ли не впервые на экране появляется герой-гомосексуал, да и межрасовые отношения тоже в те годы особо не афишировались. Фильм входит в сотню лучших британских фильмов, имеет 4 награды BAFTA и 2 - каннского фестиваля (Рите Ташингем и Мюррею Мелвину за актерские работы).
В "Четыре свадьбы и похороны" была подружка главного героя по прозвищу "утконос" (duckface), вот у Риты Ташингем, которая играет главную роль, такое же duckface, но при этом она очень мила, и огромные глаза очень живые и очень ее красят. A Tast of Honey, кстати, ее дебют в кино.
Со старым британским кино практически незнакома (не считая "Кеса"), так что мне было интересно посмотреть (даже два раза успела ;)). Все благодаря
кинорулетке на тему британской новой волны.