Все никак не закончится этот цирк...
Во-первых, в Союзе одна дырка, а
в Украине, по словам Луценко - целых три, и ничего, народ как-то живет. Это была шутка. Во-вторых, все вопли вокруг того, что "это
нельзя было сделать в космосе" - в общем, достаточно несерьезные.
Вот смотрите.
Вот здесь мы немного сделали трассологию этой самой дырки. И мы выяснили, что если бы на Земле эту дырку с делали, и заклеили пленкой-самоклейкой, она вполне прошла бы проверку на герметичность. И то же самое касается космоса. Потому что атмосферное давление - это всего около 1 кс/см^2. Диаметр дырки - 1,5 мм., то есть ее площад - 2 мм^2 или 0,02 см^2. То есть приходящаяся на нее сила давления воздуха в корабле - всего-навсего 20 грамм. Ребята, вы всерьез думаете, что любой, самый дохлый, бытовой скотч не выдержит 20 грамм, распределенных на его поверхности на площади в два квадратных миллиметра?
Когда дырка была обнаружена, один из космонавтов заткнул ее пальцем, чтобы по показаниям датчика давления определить, одна она или еще где-то есть сюрпризы. То есть палец человеческий - он совершенно спокойно может заткнуть дырку в вакуум, и никаких явлений типа высасывания "Чужого" в дырку иллюминатора, как в четвертой серии франшизы, не будет.
Когда я слышу, что дырку нельзя было сделать в космосе, я представляю следующий сценарий. Отрывается кусочек скотча. Краешком приклеивается на шпангоут, как ценники в супермаркете после взвешивания клеют на руку продавцы, пока отвешенный товар заворачивают. Потом делается дырка. Когда дырка просверлена, не вынимая сверло (а оно дырку перекрывает!) берется скотч. Сверло выдернул - скотч прилепил. Ни один датчик давления, да еще и в общем объеме воздуха на станции, этой милипиздрической потери давления не заметит.
Еще раз. По трассологии эту дырку могли просвердлить и на Земле, и в космосе. Залоба.
Дальше. 20 грамм силы, приложенных к площади в 2 мм^2 - это несерьезно. Поэтому говорить о механическом разрушении "заклейки" на макроуровне не приходится. В принципе. Ничто "пробку" не "выдавливало" наружу, потому что. Нечем выдавливать. 20 грамм усилия всего. Смешно.
Поскольку в момент сработки датчика разгерметизации в капсуле злоумышленник скоропостижно обнаружен не был - значит, дырка была некоторое время, и некоторое время была заткнута. Поскольку механическое усилие, развиваемое перепадом давлений - оно смешное - говорить о "выдавило пробку" смешно. Нечему выдавливать.
Тогда о чем мы говорим?
Мы говорим о микроструктурных изменениях происходивших в материале пробки, пленки или что там перекрывало дырку, под воздействием вакуума.
Бытовой силикон на воздухе усыхает. Медленно, но усыхает. Из него испаряются летучие фракции. А в вакууме это испарение происходит интенсивнее. И если вы где-то сделаете тестовую каплю силикна, и раз в неделю будете ее взвешивать - изменение веса капли из-за испарения фракций вы заметите нескоро. Но в вакууме это несколько быстрее происходит... То же касается и скотча. Скотч "стареет". Даже на воздухе. Резина. Возьмите резинку для денег, канцелярскую - она полежит с полгодика и рассыпется.
Если материал невакуумный, не специального назначения - он автоматически начнет в вакууме деградировать на микроуровне. Просто нужно время.
На самом деле дырку, если мы рассматриваем космическую версию, мог сделать не текущий экипаж - а прошлый, во время пересменки. Плавное нарастание утечки, зафиксированное датчиками, говорит о процессе микроструктурных изменений в "пробке" с течением времени. Пробка начала разрушаться - появилась утечка, пробка продолжила разрушаться - утечка усилилась, пробка рассыпалась в и улетела за борт - сработали датчики разгерметизации. Все говорит о микроструктурном разрушении заплаты.
В зависимости от материала пробки дырка могла быть сделана и на Земле, и в космосе.
На самом деле, не зная конструктива этой части, то есть не имея чертежей изготовителя, трудно говорить, что там произошло. Нужно точно знать, не заклеивается ли это место при сборке корабля чем-либо. Если заклеивается при сборке - дырка могла быть сделана на Земле и пройти контроль незамеченной, просто потому, что длительность теста на герметичность была слишком маленькой, а сам корабль при этом не находился в вакууме, чтобы обнаружить утечку, так как материал заплаты еще не разрушился и держал давление.
Но если по технологии производства это место после покраски ничем дополнительно сверху не проклеивается - это однозначно говорит о том, что дырка могла быть сделана только в космосе, причем не обязательно текущим составом станции...
Никаких технических, физических и прочих препятствий для сверления этой дырки в космосе нет, и картина наблюдаемого должна была быть именно такой, какую мы видим...