Часть третья - (экскурсионная часть, Катманду)
Начало (вверх) ->
ТутПродолжение (вниз) ->
Тут
Напоминаю:
Отдельные фото-альбомы (с повторами, без слов и обработки):
Основные,
Горы,
Люди,
Боги,
Звери,
Мы,
Катманду,
Прочая природа и т.д.Там куча прикольных фтографий, сюда все не вставишь.
День девятый (экскурсионная часть, Катманду)
Катманду. Весьма пыльный город, на контрасте с горным воздухом Лантанга - очень чувствуется даже мне, неприятно, но ничего не поделаешь.
План на культурную программу образовался "в процессе", инфа была у меня, Даши и у Игоря со Светой был путеводитель, который, помоему, ни разу не открывали. У кого-то еще были тож инфо-бумажки. Но ходили как водится - "по приборам". Навигатор в телефоне меня как водится не подвел, все работало супер!
Что и как смотрели:
Мимо базара пройте нельзя никак
Катманду - достаточно большой город, но несмотря на свои столичные функции, он остался практически таким, каким и был сто лет назад - узкие улочки, множество домов самой необычной архитектуры, сотни храмов и ступ, вечный аромат благовоний и непонятный иностранцу ритм жизни. Места в небольшой долине явно недостаточно, поэтому достаточно трудно понять, где кончается Катманду и начинается, к примеру, Лалитпур.
Центром города является окруженная полусотней храмов Дворцовая площадь (Хануман Дхока) с дворцом Науталле (сейчас здесь музей династии, нумизматический музей и Трибхуванский музей), "идеальный город" невари (одна из народностей Непала) с тысячей миниатюрных храмов (практически в каждом дворе стоит ступа или храм, посвященный какому-либо божеству)
"Знаменитые" провода. Вяглядят впечатляюще!
Площадь Дурбар, Дурбар Сквер (Дворцовая площадь) - это социальный, культурно-исторический и религиозный центр Катманду, объявленный в 1979 г. ЮНЕСКО Памятником Мирового Наследия, соединяющий в себе комплекс дворцов, двориков (чоуков) и храмов, которые строились между XII и XVIII вв. царями династии Малла. Самые впечатляющие архитектурные сооружения находятся именно в этой части города. После землетрясения 1934 г. много строений было разрушено (как и вероятно в апреле-мае 2015 года), а затем восстановлено, но, к сожалению, не все из них сохранили свой изначальный вид. В настоящее время территорию площади Дурбар составляют три прилегающих друг к другу площади. Её южная часть - это площадь Басантапур с её многочисленными торговцами сувенирами. Западная и северо-восточная, соединяющаяся со входом во дворец Хануман Дхока и несколькими храмами - это Дурбар Сквер, а северная - Макхан Тол
Сваямбунатх - пожалуй, самый впечатляющий и красивый храмовый комплекс долины Катманду, являющийся одним из символов города и всей страны. Расположен на западной окраине Катманду, в трёх километрах от Тамеля, на вершине того самого холма Сваямбу, о котором я упоминал выше в легенде о зарождении Катманду. Само слово "Сваямбунатх" (Swayambhunath) означает "создавший сам себя из ничего миллион миллионов лет назад для всех и навсегда".
Очевидно, эти слова относятся с описанной выше материализации старца Вайрокана в цветок лотоса. Теперь на месте некогда цветшего лотоса стоит белая ступа, которая и стала тем самым цветком, который цветёт здесь "для всех и навсегда".
К вершине ступы ведут два пути - с восточной и западной сторон холма, но туристы, как правило, поднимаются по восточному пути. От подножия холма к вершине ведут 365 каменных ступеней - по числу дней в году. У конца лестницы стоит билетная касса, где с иностранцев возьмут 200 рупий. Поднявшись наверх, вы сразу оказываетесь в сердце легендарного Сваямбунатха.
Архитектурным и духовным центром комплекса является огромная белая ступа, которая абсолютной простотой и совершенством своих форм олицетворяет космическую сущность учения Будды. Круглое основание ступы символизирует этот земной мир и четыре элемента, составляющих его - огонь, воду, землю и воздух. На четырёх гранях золотого куба изображены глаза Будды, смотрящие на четыре стороны света. На самом деле грани куба смотрят не строго по сторонам света, а с отклонением в 30 градусов.
Мудрые мужи объясняют это тем, что с момента создания ступы произошло смещение северного полюса и сторон света. Тринадцать золотых концентрических кругов на шпиле ступы символизируют тринадцать уровней знания и тринадцать ступеней на пути к нирване. Согласно буддистским верованиям, ступа Сваямбунатх построена в самом благоприятном, с точки зрения астральных сил, месте Долины Катманду. Поэтому считается, что произнесённые здесь мантры и молитвы имеют в "тринадцать миллиардов раз" большую силу.
Обходить ступу следует исключительно по направлению часовой стрелки. Не вдаваясь в подробности взаимодействия человека и окружающего мира, отметим, что вращение по часовой стрелке способствует возникновению резонанса между человеком и вселенной.
Утром монахи из местного монастыря совершают ритуальный обход вокруг ступы, вращая молитвенные барабаны и читая мантры, а вечером можно просто наслаждаться видом на Катманду, который открывается отсюда. Мене Сваямбуднат оч онравился, сложно объяснить почему, место "вставляет" и производит неизгладимое впечатление.
Обычное, дело, прямо на улице можно спокойно помыть голову, с мылом!
Ступа Боднатх (Bodhnath) - ещё один великий религиозный памятник буддизма, расположенный на восточной окраине Катманду. Диаметр основания в сто метров и высота в сорок метров делают её крупнейшей ступой Непала и одной из крупнейших ступ мира.
Дата создания этого великого сооружения точно не известна, но, предположительно, ступа была построена около 1400 лет назад, когда тибетский король Сонгцен Гампо принял буддизм вместе с двумя своими жёнами. Первоначально ступа служила местом хранения святых мощей - некоторые считают, что в застенках Бодната покоятся останки Гаутамы Будды.
Вокруг ступы расположено несколько буддийских монастырей, открытых для посещения. В отличие от Сваямбунатха, эта ступа расположена не на холме, а среди жилых районов города, а потому не производит такого прекрасного и возвышенного впечатления.
Храм Пашупатинатх (Pashupatinath) - ещё одно незабываемое место, расположенное чуть южнее Боднатха, поэтому эти два культовых сооружения целесообразно посетить во время одной прогулки. Пашупатинатх - не только главный индуистский храм в Непале, но и один из самых почитаемых шиваистских храмов в мире, привлекающий к себе паломников со всех концов Индии.
Господь Шива - Жестокий Разрушитель в пантеоне индийской религии, принимающий множество внешних форм и образов, из которых наиболее известны именно образы Шивы-разрушителя. Но иногда Шива находит своё воплощение в живых и мирных образах, одним из которых является Пашупати - бог животного царства. Бог Пашупати играет особую роль в Непале и его изображение присутствует во всех официальных сообщениях от бывшего короля Непала.
Главный храм Пашупатинатха (с золотой крышей), считающийся шедевром индуистской архитектуры, был окончательно построен в 19-м веке, но некоторые элементы окружения храма имеют более почтенный возраст.
Расположенный на берегу небольшой речки Багмати, Пашупатинат вряд ли приобрёл бы такую известность, если бы не ежедневные процедуры кремации, происходящие здесь под открытым небом. Подобно знаменитому индийскому городу Варанаси, что стоит у берегов священной Ганги, Пашупатинатх также содержит ряд гхат, расположенных у берегов Багмати. На гхатах установлены каменные постаменты, где и происходит сам процесс кремации. Необычное зрелище привлекает к себе не только туристов, но и местных жителей.
Горят погребальные костры, в воздухе витают клубы дыма, пахнет палёными волосами. Сгоревшие останки сбрасываются в измученную реку, а на их месте возводится новый костёр. "Светя другим, сгораю сам..." Пашупатинатх - страна смерти и вечной жизни.
Вокруг главного храма разбросано несколько меньших храмов, некоторые из которых содержат в своём оформлении эротические сцены. Выше Пашупатинатха расположен большой парк со старыми деревьями и несколькими древними храмами, между которыми резвятся стаи обезьян. Пашупати - бог животных, а потому они чувствуют себя здесь очень вольготно...
Это вот садху, возможно фальшивые, развлекают "заокеанского" туриста. Очень небесплатно
Четвертая, последняя часть