Интересное определение дала одна из комментирующих в э
той записи:
Красконство - это когда за образец берётся мораль социалистических странах
неревезионистского периода, сталинского СССР 30-50, КНДР, ходжаистской Албании....
Видимо, это действительно так. Берется мораль за образец и переносится в наше время и место. Причем и антисталинисты тоже критикуют сталинистов именно за это: им представляется, что любой сталинист непременно обязан клеймить гомосексуализм, аборты и внебрачные связи - ну а как же? Это же логично: в то время клеймили, значит, и вы обязаны.
Между тем, все в этом вопросе далеко не так просто.
И корень проблемы лежит, как всегда, в производственных отношениях, и в отношениях воспроизводства, связанных с конкретным уровнем материального развития.
Наши предки сурово требовали строгой семейной морали вовсе не потому, что были "более дисциплинированными", "не могли изжить религиозные предрассудки" и вообще - не по причинам идейного свойства. А по гораздо более простым причинам: в основном наши предки были крестьянами (или только что вышедшими из этой среди рабочими), и в этой среде воспроизводство жизни в широком смысле было возможно только в таких рамках.
Речь не идет просто о рождении детей - а именно о их выращивании, уходе, и также обеспечении ухода за домочадцами. Вся "сфера услуг" в крестьянской среде на момент Октябрьской революции сосредотачивалась в рамках семьи: приготовление и обеспечение витаминного разнообразия еды, изготовление одежды и даже многих предметов домашнего быта, уход за волосами и телом в той или иной форме (ну мыться и расчесываться же надо хотя бы?), уход за жилищем, у крестьян часто даже строительство этого же жилища. То есть не только сфера услуг, но и некоторые функции легкой и строительной промышленности, да и часть продуктов питания производилась только в рамках семьи - свое молоко, яйца, мясо, овощи с огорода.
И дисциплины требовало вовсе не воспитание детей, никто даже не думал о переживаниях ребенка "ах, мама и папа разводятся" - чувства ребенка на повестке дня не стояли вообще. Дисциплины требовал именно этот огромный, дикий, каторжный повседневный труд. Это о нем говорил Ленин:
"Женщина продолжает оставаться домашней рабыней, несмотря на все освободительные законы, ибо ее давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и к детской, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею".
Но от мужчины этот труд также требовал напряжения. Тогдашний труд по воспроизводству человека был очень сложным, и требовал четкого разделения труда: например. строительные работы, заготовку дров, вспомогательные работы, требующие физической силы в этой сфере выполняли мужчины, а все остальное - женщины. Это "все остальное" по объему было гораздо больше и в принципе заполняло всю жизнь женщины (отчего и Ленин говорит не о людях вообще, а о женщинах), но и прожить "без мужика" было крайне сложно, особенно с маленькими детьми. Уход отца из семьи воспринимался как предательство не потому, что "дети будут переживать и получат психологическую травму", а потому что женщине без мужчины крайне трудно вести такое полунатуральное хозяйство. Уход из семьи женщины превращался в полную катастрофу - она могла быть компенсирована лишь тем, что в больших семьях существовала солидарность, и детей гулящей дамы перенимали бабушки и тетки.
Интересно и то, что в этой сфере само по себе рождение детей превращалось в главную жизненную задачу. Чтобы поддерживать дальше крестьянское хозяйство, нужны были новые работники, когда родители одряхлеют, сыновья должны вырасти, привести невесток и работать вместо них. Здесь уже речь не только о воспроизводстве, но и о производстве с/х продукции на продажу - основном занятии крестьянской семьи.
На психологическом уровне это, конечно, транслировалось в идею "дети - главное счастье жизни": понятно, что если крестьяне находились в полуголодном состоянии, то дети превращались скорее в проклятие, но как только положение крестьянина выправлялось, и он мог начинать думать не о сегодняшнем выживании, а планировать свою жизнь, то дети становились крайне желанными. Причем именно свои дети, своя кровь, это считалось величайшей ценностью, вопрос собственности на детей был крайне важным и для женщин, и особенно для мужчин (особенно - потому что у них нет 100% уверенности, что ребенок - именно их); нередко выращивали и чужих сирот, но место они занимали именно как чужие, обязанные благодарностью.
Показатель жизненного успеха крестьянина: это большое хозяйство, надежно застрахованное от голода, запасы - и большая семья с кучей детей, обязательно сыновей, работников этого хозяйства. Для крестьянки - быть женой такого зажиточного мужика и родить много здоровых детей, чтобы хоть часть из них выжила.
Надо понимать, что эта ситуация никоим образом не могла быть изменена в течение одного поколения. Ленин в той же статье "Великий почин" наметил преодоление этого состояния воспроизводства: а именно создание общественной сферы услуг и общественного воспитания. И постепенно это все действительно происходило, причем и в самые суровые сталинские времена (тогда даже очень активно происходило): но поменять таким образом уклад жизни мгновенно смогли бы разве что инопланетяне.
А если еще учесть войну и подготовку к войне, то преобразование жизненного уклада, воспроизводства неизбежно должно было замедлиться еще больше.
Поэтому в 30-50е годы случилось неизбежное: некоторые (не все!) передовые постреволюционные начинания (аборты и разрешение гомосексуализма) были заморожены, необходимо было сохранять прежний крестьянский уклад воспроизводства, для того, чтобы обслуживание людей и выращивание детей происходило по-прежнему в семье, "само собой", по собственному желанию - потому что тратить ресурсы на преобразование всего этого в тот момент государство не имело возможности. Желающие могут осудить за это советское руководство и лично Сталина. Мне это кажется страшным жлобством.
Скажите спасибо, что мы еще живем и не в качестве рабов Райха.
Можно и нужно было ускорить преобразование крестьянского уклада после того, как страна была восстановлена - но этого не произошло.
Однако преобразование, хоть и медленно, шло все равно. Росло городское население, все больше людей переезжали в дома с городскими удобствами, расширялась система общественного воспитания, сфера услуг. Это очень медленный и постепенный процесс, и ожидаемо его сопровождала все большая либерализация жизни. Понимаете? Не вначале идет либерализация, разрешение трахаться с кем попало - а потом жизнь становится удобной и комфортной, а строго наоборот: вначале появляется комфорт, горячая вода, отопление, химчистка, одежда из магазинов, ясли и сад - а вместе с этим молодое поколение начинает желать странного: жениться только по любви, переспать до брака, а то и вообще выбрать любимого человека своего пола.
Я росла в переходное время, в провинции - в Москве в то время уже было более передовое отношение к браку и семье. Я росла в крупном городе, но тем не менее даже и там, даже еще в 80е годы (70е я помню слабо, была маленькая) были очень сильные отголоски того крестьянского сознания, основанного на способе воспроизводства.
Но это сознание рождалось не на пустом месте и не по бессмысленной традиции.
И городская жизнь 70-80 гг еще требовала очень большой доли чисто физического труда по воспроизводству жизни.
Дети выживали все за обычным и сегодня исключением редких врожденных заболеваний или рака. Детей рожали по 1-2, максимум троих, но рожали почти все: все еще считалось, что "женщина без детей - не женщина", бездетных жалели.
Уход за маленьким ребенком был построен совсем иначе, чем сегодня, и основную его долю составляла проблема биологических выделений и уборки. Я еще ухаживала таким образом за старшим в младенчестве (и это были уже 90е!): куча пеленок и штанишек, вся жизнь организована в ритме "поменяла штанишки - покормила - постирала замоченные пеленки в тазике - развесила - погладила высохшую партию - снова поменяла штанишки - покормила - постирала", и так несколько месяцев подряд; никто не видел трагедии, если ребенок спокойно один лежит в кроватке, его не надо постоянно забавлять и держать на руках, орущий ребенок превращался в кошмар. Еще хорошо, если рядом были родные, которые брали ребенка на руки, пока мать стирает пеленки - или сами стирали пеленки. А еще надо было и вести остальное хозяйство - мыть пол, готовить на остальную семью и т.д.
Само это остальное хозяйство тоже было организовано несколько иначе. Скажем, заготовки, как правило, не покупались в магазинах, а делались осенью на весь год - и это было жизненно необходимо, так как зимой в магазинах витаминной продукции не купишь, и разнообразие микроэлементов себе не обеспечишь. Нужны закатки. Для этого овощи и фрукты нужно либо купить в сезон (это было, конечно, возможно и в сезон дешево), либо вырастить самим на даче. У многих были эти дачи, и они действительно играли важную роль в питании, более того, например, выращивание картошки даже поощрялось - некоторые предприятия выделяли поля для рабочих, возили туда людей на автобусах, люди могли на своей делянке для себя вырастить картошку на весь год. Да что там, предприятия даже грибников организованно в леса вывозили...
Полуфабрикатов почти не было, готовка требовалась очень длительная и серьезная. Да еще нужно было доставить все это из магазинов, что тоже бывало проблемой - нет, не так, как это порой представляют "ужасные очереди за синей птицей" - в советское (а не перестроечное) время с очередями было куда полегче, но все же сегодняшнего удобства, когда пришел в один супермаркет и купил все, что нужно, сразу - не было. Надо было знать, где что брать, куда идти за сметаной, куда за рыбой, мясо покупалось у нас в основном на рынке. В некоторых семьях функцию доставки продуктов брали на себя бабушки - шли к открытию магазинов и брали дешевые магазинные продукты, которые позже заканчивались.
Это о еде. Но и часть одежды все еще производилась на дому самими женщинами. Нет, в магазинах одежда была (в городе) - но не такая, как хотелось бы, а уж "следить за модой" можно было только со швейной машинкой наперевес. Младенца обязательно предварительно обвязывали и обшивали - как не связать ребенку "приданое"? Все беременные этим занимались.
Бытовая техника была развита еще слабо, стиральные машинки требовали доли ручного труда по отжиму, из кухонной техники были только газовые плиты. Пылесосы - да, но обычный пол мыли руками (ковролинов не существовало), часто шваброй (у нас в Челябинске швабру называли "лентяйка", как бы с намеком :), но считалось обязательным проходить иногда весь пол и руками.
Мужчина в этой системе занял странное место: он перестал быть остро необходим, как мужчина в крестьянской системе воспроизводства, и женщина вполне могла развестись по собственному желанию: ну будет потруднее, но уж лучше потруднее, чем с пьющим, гуляющим или бьющим мужиком. Но многие и боялись трудностей, цеплялись за мужчину, именно тогда возникло это: зарплату домой приносит - уже герой.
С одной стороны, мужчины тоже участвовали в домашнем труде, например, часто делали своими руками какую-то мебель, ремонты; но это все же не вопросы первой необходимости, да и самостоятельная работающая женщина и сама может научиться гвозди забивать.
Таким образом мужчины потеряли общее понимание своей роли в жизни и искали его индивидуально: конечно, кто-то помогал жене по хозяйству, активно участвовал в воспитании детей, словом, был, как сейчас говорят, "вовлеченным отцом", иногда что-то мастерил и строил дачу. "Золотой мужик", считалось - ценилось именно это, а не доброта, любовь и понимание. Но многие наоборот уходили в глухую агрессию, переселялись "в гараж" и соображали на троих.
Для них этот переходный период был психологически еще сложнее: женщина-то знала, что делать и как жить, а им нужно было найти свое место на этих качелях между мужиком-крестьянином, главой семьи и современным городским мужчиной, вовлеченным активным отцом и любящим мужем.
И это я говорю о крупном городе. Но еще в 80-е годы, в конце 80х было немалое число деревень, где даже хлеб пекли сами, ибо магазина тупо не было (речь идет о совсем отдаленных деревнях в глуши, например, у нас в Башкирии); колхозники в домашних условиях не только шили одежду. но изготавливали, например, пуховые перины и подушки из своего пуха и пера. Я уже молчу про скот и огород.
И вот все эти условия и требовали строжайшей половой дисциплины: муж должен быть уверен, что это его дети - только тогда от него можно ожидать участия в хозяйстве; до брака трахаться крайне опасно, так как девочка может забеременеть - отсюда высочайшие требования целомудрия именно к девочкам; в мое время целомудрие невесты (хотя оно в крупном городе и было скорее редкостью) все еще считалось огромной ценностью; у парня такой опасности нет, поэтому к добрачным связям парней относились спокойно, главное - чтобы не обрюхатил "хорошую девочку", но можно "погулять" с дамами постарше или со всем известными прожженными "блядями". И конечно, не идет речи о каком-то гомо-сексе: это связано с требованиями старшего поколения, что может быть ужаснее, чем когда твоя дочь или сын не женятся и не заведут внуков? Старшее поколение трудилось ради детей и теперь справедливо ждет от них внуков, продолжения рода, ну а с гомо-сексом, понятно, о внуках не может быть и речи - хотя транслировалось это, разумеется, как "омерзительное извращение, просто противно".
В наше же время в области воспроизводства изменилось практически все. И изменилось в первую очередь благодаря техническому прогрессу (вы удивитесь, но в 70-80е годы и в "развитых капиталистических странах" картина отличалась от советской не так уж сильно!). Одно появление памперсов резко изменило жизнь матери младенца, уже не надо с утра до вечера стирать и гладить; ну а о бытовой технике мои читатели могут рассказать значительно лучше, чем я.
Сегодняшние "консервативные" женщины ратуют за строгие семейные отношения, но даже не представляют, что в первую очередь дисциплина требовалась бы от них самих, и не в плане того, чтобы не строить глазки посторонним - это им, возможно, нетрудно. Требовалось бы от них совсем другое: уже в семилетнем возрасте от них требовали бы умения держать иголку, немного вязать, в школе уже заставили бы шить и вязать по-любому, неумение сварить борщ было величайшим позором. Мать семейства обязана быть отличной хозяйкой, справляться с хозяйством и детьми в одиночку (муж может помогать, но она - обязана), мыть, чистить, убирать с утра до вечера, не покладая рук, делать закатки на зиму, обшивать и обвязывать, и не дай бог где-то грязь в углах или посуда не промыта (без всякой посудомойки, разумеется); ты больна, у тебя проблемы? Никого не интересует, на тебе держится весь дом.
А, да: и еще ты обязана работать и на производстве (или в сфере услуг, неважно), ведь без второй зарплаты семья не проживет!
Наш знакомый женился где-то в 50-е годы, обнаружил, что молодая жена (сколько ей было - 18, 20?) не умеет готовить и... вернул ее родителям. Ну правильно, а для чего он брал жену? Чтобы родила детей и обеспечивала весь труд по воспроизводству.
Вот это - подлинный консерватизм и подлинная семейная дисциплина. Ну и естественно, да, иметь связи на стороне нельзя, до брака нельзя, со своим полом - ужас-ужас. Но без трудовой дисциплины воспроизводства такой морали не существует.
Сегодня же изменилось практически все. Детей рожать не обязательно, нет вообще такой опции в общественном сознании: хочешь - рожай, но подумай перед этим три раза, сможешь ли ты их "достойно обеспечить". Работа по дому облегчается техникой, да и вообще уже отмирают представления, что "женщина должна", в принципе, можно и не поддерживать идеальную чистоту, а многие работы просто исчезли: уже не нужно обязательно шить и вязать, не нужно делать закатки, добывать для них овощи и фрукты. Это все делать МОЖНО если хочется - но в обязательном порядке не требуется. Сильно упростилась доставка продуктов на дом - можно даже самим в магазин не ходить, если деньги есть. Сфера услуг разрослась невероятно.
Все это, разумеется, хорошо и прекрасно.
И вот в этих условиях люди, вообще понятия не имеющие о традиционном образе жизни, начинают его косплеить. Нет, они по-прежнему разогревают полуфабрикаты, моют посуду в машинке, детям надевают памперсы, вызывают клининговые службы... Их труд по воспроизводству оставляет массу свободного времени. Но из каких-то принципиальных соображений они подгоняют идейную сторону своей жизни под традиционные условия крестьянской семьи. Например, они христиане. Или красные консерваторы. Они хотят жить "как при Сталине". Или "как в библии". Им самим, возможно, нравится жить именно так, да и пусть, никто ведь не мешает. Если бы речь шла о дисциплине исключительно для них самих - да сколько угодно. Ведь и большинству людей удобно жить в гетеросексуальных крепких семьях и рассчитывать на партнера. Но проблема-то не в этом: проблема в том, что они оголтело осуждают других, живущих как-то иначе. И осуждают их с позиций вот того самого традиционного крестьянского хозяйства: как же, мы же вот завели детей и вкалываем ради них - и теперь вправе рассчитывать на родных внуков, а не дай бог кто-то нашим деточкам нашепчет, что можно жить и с представителем своего пола...
Отсюда же, мне кажется, отчасти и те сверхвысокие требования к нынешнему присмотру за детьми, их развитию: именно в такой среде женщины цепляются за свою "100% занятость", хотя современное хозяйство такой занятости уже не обеспечивает.
Мне немного смешно слышать от молодых женщин консервативные заходы: они просто не понимают, что это такое. Их ведь не дразнили в семь лет за то, что они плохо держат в руках иголку, перед ними сверстницы в 15 не воображали модными самосшитыми юбками, заявляя, что "ты не девочка, раз не умеешь шить", от них не требовали "найти специальность, удобную для семьи", их не запугивали тем, что "ты такая хозяюшка, что муж тебя обратно вернет", они не испытывали панического страха при мысли, вдруг свекровь узнает, что они не умеют варить борщ. Им не запрещали читать книги (как одной моей знакомой, например) или не считали, что они читают лишь для того, чтобы "найти подходящую для женщины специальность, поступить в институт и удачно выйти замуж". Их жизнь не была пронизана всем этим - и они не понимают, что такое этот "консерватизм", им кажется, что это - только про секс. А на самом деле секс тут где-то на 50м месте.
Современный мир шагнул вперед. у нас нет "хозяйства", которое необходимо передать детям, и детей-работников для поддержания "хозяйства"; у нас нет единственного смысла жизни в размножении, смыслы расширились и обогатились, можно прекрасно жить и стремиться к самым разнообразным и ярким целям, вовсе не имея детей.
Но они предпочитают играть в ролевые игры, придумывая какую-то "дисциплину", не построенную на укладе воспроизводства, а просто высосанную из пальца - и на этом основании осуждать всех, кто не укладывается в прокрустово ложе этой дисциплины.
Христиане пусть живут как хотят, но вот что касается тех, кто при этом называет себя "красными" - на мой взгляд, им бы следовало очень серьезно задуматься.