Народный музей московского метро.

May 30, 2016 09:00



Почему-то немногие знают, что в Москве есть музей метро. Причем сейчас даже не один. Народный музей московского метро был создан в 1967 году. Он находится в наземном вестибюле станции метро " Спортивная". Вход туда совершенно свободный. Очень интересный музей, в котором собраны как артефакты в виде оборудования и каких-то деталей, снятых с эксплуатации, так и документы и фотографии, запечатлевшие ключевые моменты строительства и развития московского метрополитена. Всем, кто интересуется этой темой - рекомендую посетить.
1. Чтобы не заблудиться, поднимаясь по эскалаторам с платформы в вестибюль ст.м. "Спортивная" нужно справа от выходных дверей не пропустить неприметную дверь с табличкой.


2. Именно за ней и находится музей. Интересно, что даже люди, постоянно пользующийся "Спортивной" с удивлением узнают, что тут есть еще и музей, многие просто не замечают табличку, не читают то, что на ней написано. Для привлечения внимания к экспозиции музея - это конечно минус, с другой стороны там нет толп посетителей и всегда можно спокойно придти и посмотреть.


3. Если бы не стенды, можно было бы подумать, что ошиблись дверью. Все выглядит, как обычное служебное помещение. Классический "совковый" окрас стен.


4. Справа дверь в комнатушку, где стоит бюст Дзержинского, который попал сюда прямиком со ст.м. " Лубянка". С 70-х годов он стоял на станции и станция носила его имя, а после переименования он оказался здесь. Хорошо что здесь, а не на помойке.


5. Сам музей находится выше. надо подняться на третий этаж. Антураж тут соответствующий. Перила, светильники.


6. Репродукции витражей со ст.м. " Новослободская"


7. Светильники тоже крутые, аутентичные.


8. Тут же на лестнице висит стенд, под стеклом размещены интересные печатные материалы. Например конверты с изображением станций метро, марки.


9. Или вот любопытная памятка о том, как правильно пользоваться турникетом.


10. Табличка тоже классическая, старорежимная. Я уверен, что когда-нибудь музею выделят большую площадь для размещения его обширной коллекции и тогда и эта табличка станет еще одним экспонатом.


11. Такая вот инфографика.


12. Меня всегда прикалывала всякая статистика. Статистика по эскалаторам впечатляет. Здесь макет эскалатора, жалко, что не работает.


13. А так все довольно натурально, даже светильники на балюстраде.


14. Винтажные таблички с эскалаторов.


15. Цифры статистики поражают. Я так понял, что их периодически обновляют, в связи с открытием новых станций, тут запечатлен период после открытия ст.м. " Тропарёво", которая стала 196 в московском метро.


16. В музее несколько залов. Начнем с самого большого.


17. Этот металлический Ленин, как и Дзержинский перекочевал сюда со станции метро. В его случае со ст.м. "Александровский сад". Очень здорово, что скульптуры не утрачены. На этом фоне очень жалко скульптурную группу "Советская Белоруссия" со ст.м. "Белорусская" которая была утрачена.


18. Для тех, кто хочет знать, как это работает, небольшой кусочек тоннеля: рельсы со шпалами, кабели на стене, контактный рельс.


19. Я всегда очень ценю архивные фото. Ничто так не передает дух эпохи, как фотография, ну и кинохроника, естественно.


20. Естественно сотрудники метрополитена участвовали в боях на полях Великой отечественной.


21. Фото людей за работой.


22.  Немного про безопасность на метрополитене.


23. Отдельная тема - билетики и жетончики для оплаты проезда. Есть даже люди, которые собирают проездные эти. В последнее время для таких людей прям раздолье. Практически к каждому событию выпускают памятный билет.


24. Или вот карикатуры на тему метро.


25.


26. Лазарь Каганович и плакаты первых лет строительства метро.


27. Удивительно. но история сохранила и имя машиниста первого поезда в московском метро.


28.


29. Перемещаемся в следующий зал. Тут находится кабина поезда метро. Очень круто.


30.


31. Все, как в настоящем поезде и впереди такая реалистичная фотка с тоннелем.


33. А еще тут есть модельки поездов. Было бы круто, если бы сделали макет метро на подобии моделей железных дорог. Ну там тоннели с прозрачными стенками, пара станций, работающий эскалатор. Модели и макеты всегда вызывают живой интерес.


34. Рисунки вагончиков. Очень я люблю и уважают такой вот арт.


35. Еще архивные фото сотрудников и внизу вагонов метро.


36. Потрясная картинка - поезд типа Г или Д киевского метро.


37. Кусочек линкруста, к который можно потрогать.


38.А вот уникальная вещица. Один из первых или вообще первый турникет. Деревянный, красивый. Называется АКП-1 (автоматический контрольный пункт)


39. Стенки у него сделаны прозрачными, чтобы можно было разглядеть его нехитрую механику. Еще один такой я видел в политехническом музее до реставрации.


40. Роскошные станционные часы.


41. Схемы, пульты.... особенно это все интересно тем, кто в этом понимает. Для меня это просто еще одно подтверждение того, что метро - это сложный большой механизм, основная часть которого, как у айсберга, скрыто от взглядов пассажиров.


42. Тут же блок-схемы, показывающие, как работают некоторые системы.


43. Автоведение, например.


44. Еще роскошные таблички, которые висели перед турникетами. обратите внимание какой клевый шрифт и конечно золоченая рамка. просто прелесть.


45. Еще один замечательный экспонат - разменный аппарат (АМР-220). Я такие прекрасно помню, они везде в вестибюлях висели - очень удобная штука. Разменивал монеты по 10, 15, 20 копеек


46. Тоже можно посмотреть, как он был устроен. С 1961 по 1991 год проезд в Москве стоит 5 копеек и оплачивался монетками. В 1991 году монеток надо было бросать уже 3 штуки, а потом появились уже жетоны и разменные автоматы превратились в тыкву стали никому не нужны.


47. Перемещаемся в следующий зал. Тут такой лекционный зал со стульчиками. а по стенам витрины со всякими интересностями из разных других метрополитенов мира.


48. А вот памятная ваза на 30-летие московского метро.


49. Фуражка работника лондонской подземки.


50. Тут полно всяких буклетов, схем, моделей, значков и разных сувениров ото всюду. Довольно прикольно. Видно, что люди собирали коллекцию долгое время и с большим энтузиазмом.


51. Макет наземного павильона ст.м. Кропоткинская.


52. А это деревянные элементы старых эскалаторов. Скорее всего какая то деталь и со ст.м. Бауманская, на которой заменили самый старый эскалатор в московском метро.


53. Очень такой клевый камерный музей. Однако хочется надеяться, что у Московского метро появится отдельный большой музей, куда войдут экспонаты и из этого музея, и из центра профориентации, а также там окажутся ретро вагоны и другое крупноформатное оборудование. Экспонатов-то хватает, а вот комфортного "дома" для них нет.


Еще про народный музей московского метро:
Брейн-ринг группы "Московское метро" в народном музее метро.

Еще про музеи и выставки в московском метро:

1. Народный музей московского метро.
2. Центр профориентации московского метро.
3. Выставки вагонов на ст.м. "Партизанская".
4. Выставки на ст.м. "Воробьевы горы".
5. Выставки на ст.м. "Выставочная".

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

москва, метро, народный музей метро

Previous post Next post
Up