В таком городе, как Бильбао, в этом заповеднике современной архитектуры и метро должно быть совершенно необычным, соответствующим остальной архитектурной составляющей города. Над реализацией проекта с 1988 по 1995 год трудился известный британский архитектор Норман Фостер, обладатель Притцкеровской премии между прочим.
Идея Фостера была в том, чтобы спроектировать максимально минималистичный дизайн метро. Обычно проектировщики всячески пытаются скрыть внутренности тоннелей и конструкций за облицовочными материалами, Фостер пошел другим путем, он предложил не скрывать это все, а наоборот. Получилось, что человек, также как и поезд метро путешествует по бетонным тоннелям, без какой-либо отделки. Идея кажется сомнительной, но реализовано это все замечательно. Кроме того в центральной части города павильоны над лестничными сходами и эскалаторами выполнены в виде стеклянных тоннелей, вылезающих из земли. Интересно, что им даже дали название - местные их называют "фостериты". Уникальные и запоминающиеся, они стали таким же символом метро Бильбао, как павильоны Гимара стали символом парижского метро.
Интересно почитать про работу над проектом на
сайте Фостера. Для консультации были привлечены инженеры мадридского метро и они стали критиковать проект "Вы не можете использовать стекло - оно слишком хрупкое", "Вы не можете использовать голый бетон - это дорого в обслуживании". Вообще любой нестандартный подход конечно требует определенного мужества с одной стороны и авторитета архитектора с другой, чтобы настоять на своем решении. Немного картинок с сайта Фостера. Помимо эскизов станции, тут еще есть и картинки из ППРов, довольно забавно.
Там же на сайте есть несколько фото со строительства - очень круто.
Вот схема метро. Там всего две линии, которые идут по обе стороны реки Нервьон. По сути левая часть, которая раздваивается - это уже не Бильбао, а пригороды. На метро, например можно добраться из города до побережья океана - это очень круто. На схеме указывается время в пути между станциями.
1. Интересен и логотип метро Бильбао. Тут нет традиционных обыгрышей написания буквы "М" Сам логотип - это пересекающиеся кольца, которые одновременно символизируют тоннель и движение колеса поезда. За счет разной толщины колец достигается динамика. Надпись выполнена шрифтом Отла Айхера - знаменитого немецкого графического дизайнера. Он принимал участие и в создании логотипа, когда над проектом начал работать Норман Фостер, и хотя Айхер умер задолго до реализации проекта, логотип был воплощен в жизнь.
2. Начнем с исторического центра. Тут расположена станция Casco Viejo. Название так и переводится "старый город". Тут вход выполнен в виде такой вот бетонной норы. Слева, там где табличка с названием станции висят и информационные плакаты с режимом работы, стоимостью проезда и другой информацией о работе метро. Названия станции на вывеске красного цвета. Они такие на всех станциях - унификация.
3. Сам вход без отделки какой-либо, только бетон.
4. Интересная форма тоннелей для пассажиров. Тоннель несколько вытянут вверх. Из декора только светильники и нержавеющие поручни.
5. На длинных перегонах сделаны такие вот траволаторы. Своды хоть и просто бетонные, но поделены поперечными и продольными рустами. Отверстия от опалубки тоже оставили. Интересно сделано освещение, оно идет снизу из-за балюстрад эскалаторов, поэтому мы не видим никаких светильников тут. В Бильбао в метро есть реклама, она находится на платформе, а вот в таких переходах и на эскалаторах рекламы нет, зато попадаются интересные экспозиции. Вот, к примеру на стенах развешаны фотографии испанских паролимпийцев - очень здорово.
6. Станция односводчатая с вестибюлями, находящимися в торцах станции на втором, если так можно выразиться, этаже относительно платформы. С двух сторон тут видны лифты на платформу, а прямо через турникеты находятся лестницы на платформу. Поглядите, часть вестибюля нависает над платформой на нержавеющих талрепах - интересное решение.
7. Станция с боковым расположением платформ - это довольно типично для Испании, так как тут двухпутные тоннели, которые считаются более бюджетными и технологичными. Считаются таковыми испанцами, а вот наши специалисты уверены, что дешевле и технологичнее строить однопутные тоннели. Станция, при всей своей простоте и аскетичности выглядит очень современно и даже где то футуристично. Фостер считается одним из классиков хай-тека. У нас принято все что угодно называть хай-теком, любую стеклянную коробку деревенского супермаркета, а ведь это вполне себе определенный архитектурный стиль, который не так уж и прост. И не удивительно, что все трое отцов-основателей этого стиля удостоены самой высокой архитектурной премии.
8. Основные материалы - это бетон, нержавеющая сталь и стекло. Вот висящая на тяжах часть вестибюля, с которой на платформу ведут лестницы.
9. Вдоль стен идут длинные нержавеющие лавки. Обратите внимание, что все крепления элементов подчинены общему шагу рустов на бетонной отделке, крепления как раз таки попадают в русты. Это придает им неслучайный характер а также говорит о комплексном подходе и глубокой проработке при проектировании.
10. Выходы над лестничными сходами особенно в центральной части города выглядят по большей степени вот так. Это стеклянные "раковины", которые местные назвали "фостеритами" в честь архитектора. Вообще круто, когда в честь тебя называют какую то хренотень, у которой не было названия. =) На фото выход из станции Abando. Кстати именно отсюда украли заимствовали идею доблестные архитекторы из "Инжпроекта" во главе с г-ном Тарасовым, когда проектировали ст.м. "
Тропарево". Может кто помнит, первоначальные рендеры павильонов - они были из стекла. Справедливости ради скажу, что в итоге то, что получилось на "Тропарево" получилось достаточно оригинальным.
11. Станция Moyua. Центральная площадь города. Тут такие же фостериты. Кстати к вопросу о герметизации швов. В Бильбао постоянно идут дожди и с гидроизоляцией павильонов тут все хорошо.
11. Эскалаторы тут идут до уровня земли. Такое решение также применяется в Европе довольно часто. И даже в не такой солнечной Германии. И нас такое решение не практикуется. В Москве я видел такое только на ст.м. "Международная".
12. Развилка. Обратите внимание на указатели, они тоже выполнены в едином стиле, едином цвете, написаны единым шрифтом.
13. Эскалатор.
14. Схема обычно такая. Два эскалатора и посередине лестница. Слева "норка" там находится лифт на поверхность.
15. Станция такая же по конструктиву, как и предыдущая. На заднем плане турникеты. Ограждение площадки стеклянное.
16. Интересно сделан лифт. Для него не стали делать целиковую шахту сверху до низа. Внизу для инвалида отдельный турникет. Очень круто тут торец платформы зашит нержавеющей рейкой.
17. Еще вид на турникеты.
18. Не все лестничные сходы накрыты фостеритами. Вот тут накрывашки нет.
19. Эскалаторов тоже нет. Фиг знает почему не стали делать павильон, может та же история, как у нас на ст.м. "
Бутырская", где один из лестничных сходов примыкает почти вплотную к дому и павильон перегородил бы окна первого этажа.
20. Станция Indautxu. Тут архитектура павильонов другая.
21. Как то не очень круто смотрится если честно. Матовое стекло и угловатые формы.
22. Лифтовые павильоны (наверное).
23. Поехали прокатиться на окраину. Попадаются и наземные станции, проезжаем станцию Leioa.
24. Станция Areeta. Здесь вот такой павильон. Вполне возможно, что именно этот павильон сплагиатили вдохновил архитекторов ст.м. "
Лесопарковая". Справа лифтовый павильон.
25. Похоже разбили стекло. Видимо кинули сверху чем-то. Видимо чтобы обезопасить пассажиров, чтобы на голову ничего не прилетело тут натянули сетку. Схема павильона очень легкая - это стальные рамы, соединенные тоненькими связями. Никаких ветровых связей, как у нас любят делать. Хотя у нас конечно же снег... и прочие радости погоды.
26. Входной портал. Интересная особенность тут нет никаких дверей, только решетки для того, чтобы закрывать станцию на ночь. Двери не нужны - климат позволяет. Интересно, что рама входного портала сварная, а значит варили прямо на месте. Это сложно и трудоемко, зато позволяет избавится от всяких узлов сопряжения - рама выглядит чистенько и аккуратненько.
27. Вниз идет эскалатор, вернее он идет вверх, и лестница. Внизу видна дверь лифта.
28. Станция островная. Тут уже более "обычная" отделка в виде панелей на потолке и керамогранита на стенах.
29. Схема метро, чтобы было понятно куда ехать.
30. Отделка потолков и путевых стен снова панели. Тут постарались разбивку с широкими рустами сохранить.
31. Еще одна фотовыставка. прямо на путевой стене. Тут забавные пары фото, сделанные с разницей в десятки лет.
32. Указатель с названием станции все тот же стандартные.
33. Еще немного фото на стене. Тут висят часы и указатель оставшегося до прибытия поезда времени. На окраинах интервалы больше, чем в центре.
34. Еще вид станции.
35. Едем дальше. Станция Algorta. Такой же павильон. Здесь не очень хорошо видно, но на заднем плане парковка для прокатных электровелосипедов.
36. Вот тут тоже двойные фото с разницей в несколько лет. Возможно выставка на нескольких станциях, фиг знает.
37. Эскалатор и лестницы, все то же самое.
38. Платформенная часть тут несколько другая. В начале стоит такая вот будка касс. Верхняя часть прикольно отделана стеклоблоками.
39. Станция тоже островная. Она не подземная, как предыдущая, а частично подземная, справа окошки.
40. Навигация фостеровская, а вот все остальное я думаю уже нет.
41. Ну и еще одну станцию покажу. Станция Portugalette. Лифтовой стакан.
42. Даже двери радиусные.
43. Да, станция типовая с фостеритами. Кстати, наши архитекторы заимствовали не только выходные павильоны. Тут значок метро висит на такой длинной мачте, посмотрите на фото 1. Наши тоже такую штуку пририсовали перед станцией метро "
Окружная", вот тут есть рендеры с мачтой и буквой "М" наверху. Совпадение? Ну вы все поняли...
44. Вдруг хорошая погода выдалась, поэтому немного еще фоток павильона.
45. Вид спереди.
46. Тут лесенка. Перила крепятся в русты бетона.
47. Когда солнышко очень неплохо смотрится.
48. Спускаемся в тоннель.
49. Эскалатор, причем довольно глубокий и лесенка.
50. Слева лифт, все как всегда.
51. Кассовый зал. Слева и справа лифты на платформу, чуть дальше справа окошко касс, слева билетные автоматы.
52. Станция такая же. Тут только одно отличие. Отчего то здесь не контактный провод, как на Casco Viejo, а такой увесистый рельс висит.
53. Немножечко деталей несущих конструкций.
54. Те же длинные лавки из нержавейки. Кстати эти лавки, вернее их дизайн в 2000 году был удостоен награды National Industrial Design Award.
55. Те же лестничные сходы.
56. Почему то не сфотографировал поезд более подробною В Бильбао ходят три типа составов CAF UT500, UT550 и UT600.
57. Автоматы по продаже билетов. Что меня радует в Испании, да и вообще в Европе, можно купить билеты именно в автомате, не прибегая к услугам кассиров.
58. А вот так лаконично выглядит билет на метро. Особенно лаконично он выглядит на фоне развеселых билетов
валенсийского метро.