На станции "Савеловская" Серпуховско-Тимирязевской линии в последнее время стала довольно оживленно. Тут сделали пересадку на Большую кольцевую линию и по совсем недавно тут появилась пересадка на новое "наземное метро" на самом деле она всегда тут была конечно же. Интересное дело, в 1988 году, когда станция была открыта мы с бабушкой поехали смотреть новые станции. Да да, тогда это еще не было мейнстримом. =) Специально приехали просто для того, чтобы полюбоваться новыми свежими станциями. Жалко, тогда я не взял свой фотоаппарат Смена 8М, хотя в те времена фотографировать в метро было и нельзя. В то время мы очень ждали, когда же "серая" ветка дотянется до Бибирево, тем более, что на схеме метро был пунктиром уже показан участок, идущий на север. Но про наши северные станции потом, сегодня речь пойдет о станции "Савеловская". Интересное дело, мы привыкли к тому, что все московские железнодорожные вокзалы находятся рядом со станциями метро, так вот Савёловский вокзал получил свою станцию метро последним. Выходы из подземного вестибюля сделали прямо на площадь у вокзала, чтобы не портить вид их не стали тогда накрывать павильонами. Однако прошло время и безжалостная реконструкция станций метро и павильон, хоть и один но появился. Давайте смотреть что к чему.
Не так много архивных фото с нашей сегодняшней станцией. Вот нашел фото площади перед вокзалом с лестничным сходом, ведущим в вестибюль.
А вот интересная страничка из справочника 1988 года. Оказывается на "Савеловской" планировался еще один вестибюль!
Вот интересная картинка. В 2015 году до начала реконструкции, в Московском метро к обновлению павильонов и вестибюлей привлекли итальянских дизайнов из фирмы Codest. Они разработали довольно интересный дизайн в том числе и для павильонов станции "Савеловская". Что-то подобное должно было появиться еще и на "Полянке", но действительность оказалась суровее. Однако поглядим, может что-то из дизайна итальянцев перекочевало в финальный вариант павильонов.
1. Начнем смотреть с поверхности, как всегда. Станция имеет один подземный вестибюль, на поверхность из которого ведут два лестничных схода. Один их них с недавнего времени обзавелся павильоном. Причем типовым, эти павильоны называются "Огни города".
2. Павильоном накрыли выход, который расположен ближе всего в входному павильону станции МЦД "
Савеловская".
3. Внутри павильона мало дневного света, так как он с трудом проникает через маленькие "окошки", нарисованные не стеклах, в этом основной минус этих "огней города". Поэтому пришлось установить большое количество светильников. Посмотрите сколько их много. Конечно же тут есть и уродские ИК - обогреватели, не знаю почему бы их не монтировать аккуратно, почему каждый раз вид этих светильников, как они установлены должен вызывать боль. Самое яркое в павильоне - это конечно же реклама. В метро теперь очень мало рекламы, также мало рекламы и на остановках ОТ, вернее мало коммерческой рекламы, теперь на пассажиров воздействуют социалкой, вещают о достижениях, или как на этом световом табло, спрашивают, как гопота в каком-нибудь Бутово про прикурить, но здесь речь идет о карте "Тройка". Сюда конечно просится четкий пацанчик в Адидасе, и вторая фраза "А если найду?" =)
4. Сильно ли нужна была эта накрывашка, много ли реальной пользы она принесла пассажирам, или может быть тут стоило установить лифт или даже, милостью божией Собянина, поставить две нитки эскалатора, благо ширина лестничного пролета позволяет это сделать? Я думаю, что второе. Вообще, когда чиновники пишут и говорят отмазки про то, почему нельзя установить лифт или эскалатор, у них обычно всего два железных (как они сами думают) аргумента. Это "ой, у нас нет денег, на это деньги не предусмотрены". Друзья мои, стоимость отделки этого павильона наверняка сопоставима со стоимостью установки лифта. Это раз, а во-вторых, порой у нас деньги тратятся на настолько странные вещи, что возможно имеет смысл провести ревизию и оптимизировать затраты, и на эти деньги сделать то, что действительно нужно на реконструируемых станциях - это добавить комфорта пассажирам. И второй аргумент "ой, это технически невозможно". Тоже очень часто можно услышать такой ответ. Чтобы поставить сюда лифтовую шахту, сделанную из стального профиля, особо сильно переделывать сам лестничный сход не нужно. С эскалаторами сложнее. Но вот мы были недавно в Барселоне, и там старые лестничные сходы станций метро оснастили эскалаторами. Это как пример. Конечно это не переложить плитку и прикрутить светильники из ближайшего строй магазина, тут нужно думать. Но чем сложнее задача, тем интереснее ее решать, не так ли?
5. Второй лестничный сход переделали под стиль аналогичных лестничных сходов Большой кольцевой. Со стороны это все выглядит как могилка с камнем в изголовье. Светильники лопаты тоже уже привычный элемент, который мы видели на других станциях раньше. Никакого "итяльнского дизайна" тут нет, впрочем как и накрывашки над лестничным сходом.
6. Нелепо выглядит "могильный камень" с маааааааленькой вывеской-лайтбоксом. Помните станции "Зябликово", "
Шипиловская" и "Борисово"? Именно там впервые появился этот "могильный" дизайн. Однако там на этом каменном лобике над лестницей было довольно крупная надпись, и все это смотрелось довольно логично. Тут, ну не знаю, можно было разместить хотя бы какое-нибудь панно, пригласить художников или просто вырезать из нержавейки ну не знаю виды Савёлово и сделать подсветочку этого всего. Эх, жаль я не художник. =)
7. Эти бравые метрошные работники в черном стоят и не пускают никого в переход - это было в день открытия новой станции "
Савёловская" БКЛ, все ждали тов. Собянина.
8. Если спуститься вниз по этой лестнице, отсюда можно попасть на новую станцию "Савёловская" - это вот туда, куда пошел товарищ в шапке. А налево проход на "Савеловскую" Серпуховско - Тимирязевской линии.
9. К большому сожалению и тут прошел беспощадный ремонт. Потолок стал ниже за счет того, что его зашили неопрятными и уже помятыми рейками. Навигационный лайтбокс должен висеть на определенной высоте от чистого пола, поэтому тут он совсем прижат к потолку а высота самого лайтбокса минимальна. Почему было не оставить "ребра" на потолке, просто обновив штукатурку и покраску?
10. Перегородка, отделяющая вестибюль от подуличника теперь цельностеклянная. Слева и справа расположились тамбуры на вход и на выход.
11. Вестибюль типовой. На входе стоят автоматы по продаже билетов, а также окошко касс.
12. Станция глубокого заложения и на уровень платформы ведут четыре нитки эскалатора.
13. Как всегда после эскалатора портал с гермозатвором. Портал украшен мозаикой. Вообще мозаики на станции посвящены железнодорожной тематике. Даже тут в этой абстрактной картинке читаются шпалы и рельсы. Авторы всех панно на станции
14. После гермозатвора идет небольшой коридорчик перед самой платформой.
15. Теперь на станции в середине зала есть переход на одноименную станцию БКЛ.
16. Лестницы к мостикам над путями, что ведут на новую станцию очень хорошо вписали между пилонами, здесь не стали делать каких то особенных декоративных порталов, чтобы не вмешиваться в строгий и лаконичный дизайн станции.
17. Там уже все новое.
18. А вот такое столпотворение было на станции в день открытия второй "Савёловской".
19. Теперь это уже все исторические фото.
20. Архитекторами станции стали Николай Иванович Шумаков и Наталья Викторовна Шурыгина.
21. Станция, как я уже говорил, оформлена очень лаконично. На пилонах со стороны боковых и центрального зала камень прорезан вертикальными полосами, это несколько оживляет довольно скромное оформление.
22. И это была бы не станция московского метрополитена, если бы тут не было декоративных каких-то вещей. Хотя 88 год это закат большой советской страны. Темпы строительства метро в Москве замедляются пока в какой-то момент вообще чуть практически не остановятся. Тут не до подземных дворцов. Наверное, конец 80-х, начало 90-х это самый интересный период в метростроении, хотя бы потому, что сохранилось поразительно мало фотографий как самих станций, так и процесса строительства. Отток внимания от метро вполне себе понятен, если вспомнить, как жили люди на излете СССР, их, безусловно, волновали совсем другие проблемы. В такое непростое время для страны и появилась "Савеловская", темой художественного оформление здесь стала тема железной дороги, наверное из-за близости к Савёловскому вокзалу. Никаких агиток, никаких красных флагов и серпов с молотами, никаких розовощеких рабочих, тематика изменилась.
23. На панно можно проследить за развитием рельсового транспорта и не только поездов. Вот конка, предшественница трамвая.
24. А здесь изображен паровоз и его современный родственник - электропоезд.
25. Сюжеты и композиции на панно, размещенных на разных путевых стенах одинаковые, но вот исполнение разное. Скажем поезда с одной стороны выполнены из светлой мозаики, а с другой стороны из темной. Вот "светлый" поезд проезжает мост.
26. А вот этот же мост проезжает уже "темный" поезд.
27. Своды боковых залов, как и центрального, отделаны стеклопластиковыми зонтами, их ширина как обычно равна ширине двух тюбингов. Между зонтами тонкие полоски примыканий, которые защелкиваются, закрывая крепеж, чтобы сделать рисунок на своде более ритмичным, в середине зонта отформовали профиль, повторяющий примыкание, поэтому кажется, что зонты в два раза уже.
28. В промежутке между пилонами сделали нишу в виде арки, но почему-то не направили туда светильники, они сиротливо светят вниз на стену пилона.
29. Основное освещение традиционно выполнено в виде линейки светильников, расположенных за карнизами, которые дают свет на белый свод.
30. Наверное из экономии на станции не стали делать второй выход и соответственно второй вестибюль, хотя сейчас это положено по нормам. А тогда весь участок от ст.м. "Савеловская" до ст.м. "Петровско-Разумовская", все эти глубокие станции сделали с одним вестибюлем. "Савеловской" и "Петровско-Разумовской" повезло, так как теперь у них есть пересадка и, скажем, закрыть вестибюль или эскалаторы на ремонт можно без особых проблем. И хотя на схеме в начале был обозначен перспективный второй вестибюль в который ведет эскалатор из нынешнего глухого торца, скорее всего эти планы никогда не не будут реализованы.
31. Еще раз взглянем на станцию, больше ничего примечательного тут нет.
32. Все, поехали смотреть другие станции.
P.S.
Архивные фото найдены на замечательном сайте
ПастВью, и в других открытых источниках.
ДМИТРОВСКАЯ <<< САВЕЛОВСКАЯ >>>
МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ Пересадка на станцию "
Савёловская" (Большая кольцевая линия)
Наземный переход на станцию "
Савёловская" (МЦД1)
МОСКОВСКОЕ МЕТРО