В ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Сергей Иванович Щукин известен на весь мир собранием нового искусства - импрессионистов, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, Дерена. Однако недавно проведённые ГМИИ исследования установили, что дом мецената также наполняли произведения старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы.
Д. Мельников. Портрет Сергея Ивановича Щукина. 1913-1915. Холст, масло. ГМИИ.
Именно об этих забытых частях разнопланового собрания коллекционера и его семьи рассказывает данная выставка, где за каждым экспонатом стоит только что сделанное открытие - масштабное архивное исследование музея позволило реконструировать наследие Сергея Щукина во всей полноте.
Сегодня не всегда можно сказать с уверенностью, кто именно из членов семейства Щукиных связан с теми или иными произведениями, это могли быть и братья Пётр, Дмитрий и Иван, и сын Сергея Щукина Иван Сергеевич, талантливый учёный-эрудит, который продолжил дело отца, но ярче проявил себя как учёный-востоковед уже в эмиграции - на выставке Иван Сергеевич Щукин впервые выведен на сцену.
Каталог картин собрания С.И. Щукина. М.: Тов-во скоропечатни А.А. Левенсон. 1913. Научная библиотека ГМИИ.
Тайна дома. С 1882 по 1918 год семейство Сергея Щукина занимало старинный особняк в Большом Знаменском переулке. История этой усадьбы берет отсчёт ещё с середины XVIII век, а с начала XIX столетия ею владели князья Трубецкие. Дом неоднократно перестраивали и заново оформляли: сначала в духе классицизма, затем историзма, в 1909 году дополнения выполнил знаменитый архитектор Лев Кекушев.
Дом Сергея Ивановича Щукина в Большом Знаменском переулке. 1913-1915. Отдел рукописей ГМИИ.
В этом особняке и помещалось более 250 произведений нового западного искусства, а также такое же количество других предметов коллекции.
План владения потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Щукина. 1899. Отдел рукописей ГМИИ.
В 1918 году советское правительство национализировало все щукинское собрание. В особняке открылась Галерея нового искусства под названием I Музей новой западной живописи. Коллекция же старых мастеров, керамики, икон, искусства Востока с 1921 по 1928 годы (вплоть до 1940-го) передавалась в другие музеи.
Благодаря подробным документам сегодня можно совершить воображаемое путешествие по щукинскому дому. Так, на первом этаже в передней гостей встречала скульптура Евгений Лансере.
Евгений Лансере. Джигитовка. Модель 1874. Отливка 1890. Каслинский завод, мастер Ф. Быков. Чугун. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
А среди зарубежных произведений находилась картина Виктора Борисова-Мусатова «Женщина в саду», единственная картина отечественного мастера, присутствие которой в собрании Сергея Щукина подтверждено документально.
Виктор Борисов-Мусатов. Женщина в саду. 1903. Холст на картоне, масло. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.
Египетские путешествия. Артефакты Древнего Египта - наиболее многочисленная из всех «неизвестных» частей собрания Сергея Щукина. Интерес Сергея Щукина к древнеегипетской культуре мог зародиться ещё в конце XIX века, о чем свидетельствуют книги и гравюры из его библиотеки.
Понимание древних памятников способствовало вниманию Щукина к работам Гогена и Пикассо, которые воспринимаются как рифма египетским древностям. Тяготение к элементарным формам, крайне простая роспись, следы времени, внимание к глубокой и сложной фактуре материала - во всем этом Щукин видел пересечения с современным ему искусством.
Пабло Пикассо. Дружба (II). Эскиз. 1907-1908. Бумага, гуашь, акварель. - Поль Гоген. Вайраумати. 1892. Холст, масло. Обе: ГМИИ.
Как-то Анри Руссо сказал молодому Пикассо, что тот пишет в «египетском стиле». И действительно ранний кубизм напоминает схематические формы и оттенок дерева древнеегипетских предметов. А Гоген изобразил избранницу верховного божества из таитянских мифов в позе, характерной для искусства Древнего Египта.
Сергея и Лидия Щукины в Египте. Фото до 1907. Отдел рукописей ГМИИ.
Важной главой в жизни Сергея Ивановича стала поездка на Синай в 1907 году после трагических событий в семье: в 1906 году утонул в Москве-реке сын Сергей, а осенью 1907 года коллекционер потерял жену. Возможно, тогда и появились в доме Щукиных египетский древности. Но собрание Щукина отличалось необычным подходом: он явно отдавал предпочтение не утончённым произведениями, а упрошенным, даже грубоватым «массовым» вещам всех периодов истории этой цивилизации.
Ушебти. Египет. I тыс. до н.э. Фаянс. ГМИИ.
В экспозиции представлены документы об этом путешествии, а также подлинный, полностью расшифрованный так называемый синайский дневник Щукина. Это редкий случай, когда личные записи коллекционера дошли до наших дней и стали доступны широкой аудитории.
Ушебти. Египет. Первая половина I тыс. до н.э. Фаянс. - Футляр в египетском стиле. Москва. 1910-1920-е. Дерево, бумага, роспись. Фото А.М. Васютинского. 1900-е. Собрание Елены-Флоренсы Васютинской, Москва.
Керамическая фигурка ушебти была подарена деду нынешней владелицы - историку Алексею Макарьевичу Васютинскому - одним из сыновей Сергея Щукина. Для драгоценного дара изготовили особый футляр, в котором предмет хранится и в настоящее время.
В 1922 году египетская часть собрания Сергея Щукина была передана египтологу Владимиру Викентьеву, создателю Музея-института классического Востока, где тот объединил все древневосточные собрания Москвы. Фонды этого музея вскоре стали частью будущего ГМИИ.
Искусство Востока. Коллекция предметов Востока складывалась в доме Сергея Щукина параллельно более известному собранию восточного искусства его брата Петра Ивановича, а отчасти и Дмитрия Ивановича. Пристальный интерес к восточным культурам передался и сыну Сергея Щукина - Ивану Сергеевичу, посвятившему этой сфере свою профессиональную жизнь.
Манджушри Симханада. Китай. XII в. Бронза. Музей Востока. - Это самое древнее произведение искусства Востока в собрании Сергея Щукина.
Свои «восточные» покупки Сергей Щукин делал, вероятнее всего, в Париже, где находилось более полутора сотен специализированных магазинов с трофеями времён опиумных войн.
Портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу. Китай. XVII в. Шёлк, тушь, краски. Музей Востока.
Портрет дамы со служанкой. Китай. XVII в. Шёлк, тушь, краски. Музей Востока.
Это единственное из представленных на выставке произведений китайской живописи, сохранившее подлинную раму щукинского времени.
Портрет чиновника Ли Токсу. Корея. Вторая половина XVIII - XIX в. Бумага, тушь, краски. Музей Востока.
На рубеже XIX-ХХ веков в Европе редко различали искусство Кореи и Китая, и эту работу считали китайским «портретом старика».
Александр Тихомиров. Восточная живопись в Зале старой живописи в особняке Сергея Щукина. 1915-1918. Отдел рукописей ГМИИ.
Как и в случае с Египтом, Щукин в своём выборе руководствовался ощущением диалога наследия цивилизаций Дальнего Востока с новым искусством. Такое предпочтение логичнее объяснить воздействием восточной эстетики на художественный язык импрессионизма, постимпрессионизма, символизма. Так в экспозиции в особняке Щукина в 1914-1919 годах часть китайских картин на шёлке составляла ансамбли с произведениями Сезанна, ван Гога и Дерена.
Одилон Редон. Весна. Около 1910. Холст, масло, клеевые краски. ГМИИ.
Для французского художника-символиста Редона искусство Востока оставалось важнейшим источником вдохновения. Используя технику тонкой клеевой живописи и матовый грунт, он словно добивается сходства своей работы с древним китайским свитком.
В 1924 году восточная часть коллекции Сергея Щукина была передана музею Ars Asiatica (затем Музей восточных культур, ныне - музей Востока).
Зал старой живописи - так в архивных документах назывался самый необычный ансамбль дома в Большом Знаменском, где соединились и очень непохожие друг на друга произведения, и сами судьбы братьев и сына Щукиных. Облик этой комнаты, до последнего остававшейся неизученной, запечатлён на снимке, сделанном в щукинском особняке незадолго до эмиграции Сергея Ивановича.
Александр Тихомиров. Зал старой живописи в особняке Сергея Щукина. 1915-1918. Отдел рукописей ГМИИ.
В этом разделе выставки собраны найденные в различных музеях элементы лишь одной стены из этого ансамбля, объединившего произведения работы мастеров Италии и Нидерландов, русские шитые иконы, делфтские вазы, буддийскую икону-танку и европейскую керамику XVI-XVIII веков в окружении русской мебели в стиле модерн. Часть экспонатов принадлежала Ивану, младшему брату Сергея, а ключевую роль в соединении в одном пространстве памятников разного происхождения сыграл старший сын Сергея Ивановича - Иван Сергеевич.
Вазы парные и Ваза с крышкой с изображением жанровых сцен на фоне пейзажей. Голландия, Делфт. Мастерская De 3 vergude Astonne. 1679-1700. Фаянс, подглазурная роспись. Музей керамики Кусково. - Стулья. Россия. Начало ХХ в. ГТГ.
Зал старой живописи располагался в той части щукинского дома, которую пристроил к особняку Лев Кекушев. Возможно, что и мебель также была изготовлена по эскизам архитектора. В 1930 году два стула были переданы в Третьяковскую галерею.
В гарнитурах из крупных ваз отразилась мода на китайский фарфор: голландские мастера воспроизводили форму и сочетание цветов восточных ваз в недорогом фаянсе. Роспись также копировалась европейскими художниками, которые не задумывались о символическом значении китайских мотивов.
Большинство из входивших в композицию зала европейских картин до революции приписывали испанской школе или даже самому Франсиско де Сурбарану. Испанской культурой был увлечён Иван Щукин, и, возможно, эти произведения входили в его печально известное собрание и оказались в Москве после самоубийства владельца и неудачных попыток распродажи его имущества.
Джаванни Баттиста Караччоло (Баттистелло) (1578-1635). Жертвоприношение Авраама. Холст, масло. ГМИИ.
Это крупное полотно при Щукине считали работой Франсиско де Сурбарана, затем приписывали неизвестному мастеру-караваджисту. А имя подлинного автора установила Виктория Маркова. Художник работал в Неаполе, находившемся под сильным влиянием Испании, поэтому связь картины с испанской культурой выглядит не беспочвенной.
Александро деи Пеши (?)(работал во второй половине XVII - начале XVIII в. в Риме). Натюрморт с рыбами, черепахой и угрями. Холст, масло. ГМИИ.
Натюрморт вначале относили к испанской школе, а затем приписывали кисти Элены Рекко. И только Виктория Маркова определила круг истинного автора полотна - мастера эпохи барокко, работающего в Риме.
Блюдо с изображением мифологического персонажа. Италия. XVI в. Майолика, люстр. Музей керамики Кусково.
Абель Гриммер. Проповедь в церкви. 1597. Дерево, масло. ГМИИ.
Несколько схематичная и безыскусная манера Гриммера вновь привлекла внимание знатоков в начале ХХ века, когда коллекционеры оценили мудрую простоту и у старых мастеров, и у художников-современников, таких как Анри Руссо.
В верхней части композиции Зала старой живописи были симметрично расположены редкие шитые иконы русской работы второй половины XVII века. Композиции «Бичевание Христа» и «Не рыдай Мене, Мати» созданы в кремлевских мастерских в кругу Василия Познанского. Кропотливая работа с тканями различных видов в технике аппликации дополнена живописью в барочном духе - яркое свидетельство культурного обмена между Россией и Европой во времена царя Алексея Михайловича. В такой нарядной манере создавали тогда походные иконостасы, знамена, облачения на престол. Композиция одной из икон заимствована из Библии Пискатора - нидерландского сборника гравюр середины XVII столетия. Специально для выставки была проведена полная реставрация этих шитых икон.
Бичевание Христа. - Не рыдай Мене, Мати. Вторая половина XVII в. Мастерские Московского Кремля, школа Василия Познанского. Атлас, репс, кружево, шнур, аппликация. Музеи Московского Кремля.
Прямо под шитыми русскими иконами в Зале старой живописи находилась… буддийская икона-танка - удивительное сочетание, ничуть не смущавшее Щукиных в начале ХХ века. Оформленная по-европейски, в раму под стеклом, она также могла быть приобретена в Париже, как и другие восточные предметы. После национализации, под гротескным названием «Ад. Китайский лубок», она перешла в коллекцию Музея восточных культур. А уже оттуда икона переместилась в Якутский художественный музей.
Икона-танка «Белый Махакала». Тибет. XVIII в. Холст, минеральные краски. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия).
Такой смелый и широкий диалог культур и эпох мог стать одним из направлений дальнейшего развития щукинского собрания в ХХ веке. Похожим образом мыслили и коллекционеры 1920-1950-х годов, сопоставляя искусство Запада и Востока. После национализации щукинского собрания этот зал использовался как запасник.
Часть картин из состава Зала старой живописи пока обнаружить не удалось. В конце 1920-х годов они были отправлены в Госторг для продажи, и судьба их неизвестна. Они могут находиться и за рубежом, и в каком-либо из отечественных музеев, куда передавали оставшиеся непроданными предметы со складов в середине 1930-х годов.
Продолжение с следующем блоге -
Неизвестный Щукин. Не только новое искусство. Часть 2.