Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Dec 01, 2024 17:40


Продолжаем путешествие по выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, начало - Часть 1.

Европейская скульптура. В Зале старой живописи особняка Сергея Щукина, если судить по архивным документам, находилась небольшая коллекция европейской сакральной резной скульптуры XV-XVIII веков. Она не попадала в объективы фотокамер ни до, ни после революции. Фрагменты собрания позволили воссоздать на выставке композицию небольшой импровизированной капеллы, где доминируют фигура Мадонны и два ангела эпохи барокко.



Мадонна с младенцем. Германия. Конец XV - начало XVI в. Дерево, полихромная роспись, позолота по левкасу. Музей архитектуры им. А.В. Щусева. - Коленопреклонённые ангелы. Западная Европа. XVIII-XIX в. Дерево. ГМИИ.



Во времена Щукина и в описи 1918 года эти работы проходят как «испанское дерево». Возможно, работы в начале ХХ века были приобретены братом Иваном как испанские и сохранили свою первоначальную «легенду». Но уже начиная с 1920-х годов их атрибуция изменилась: на самом деле скульптура выполнена итальянскими и немецкими мастерами эпохи готики и барокко.



После кончины Ивана Сергей Щукин принял решение сохранить коллекцию под покровом своего дома - как воспоминание о младшем брате.



Голова неизвестного святого. Германия (?). XVII в. Дерево, полихромная роспись. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург. - Святой Симеон с младенцем Христом на руках. Испания или Португалия. XVII в. (?). Дерево, полихромная роспись. ГМИИ.

«Святой Симеон» - это единственный скульптурный памятник из особняка Сергея Щукина, испанское происхождение которого подтверждено современной атрибуцией.

В 1924 году скульптуры поступили в собрание Музея изящных искусств, откуда уже в конце 1920-х были выданы в другие учреждения - Антирелигиозный музей или Госторг для продажи. Сегодня удалось точно идентифицировать большую часть скульптур из щукинского дома - все они представлены на выставке.



Тело Христово (Престол благодати). Италия. Конец XVII - начало XVIII в. Дерево. ГМИИ.

Керамика в доме Щукиных. В щукинском доме было немало предметов из фарфора, которые на дореволюционных фотографиях можно принять за элементы декора и обихода. Но это не так. В начале 1920-х годов при инвентаризации находящихся в доме «художественных предметов» основную часть занял именно фарфор. Наиболее заметной была группа из более чем десяти крупных ваз Императорского фарфорового завода времён Николая I. Скорее всего, столь роскошные и редкие произведения составляли часть истории дома до приобретения его Щукиным и изначально принадлежали князьям Трубецким.



Вазы с изображением барабанщиков и чинов Роты дворцовых гренадёров в Тронном зале императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем Дворце. 1829. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка, бронза. Музей керамики Кусково.

Эти вазы в стиле николаевского ампира в 1929 году император подарил князю Петру Волконскому - министру Императорского двора и уделов. Роспись ваз искусно имитирует малахит и бронзу.



В середине 1922 года вазы передали в Музей фарфора, и сегодня они являются гордостью коллекции Музея керамики в Кусково.



Вазы «Крестьянский мальчик, надевающий лапти» и «Спящий пастушок». По живописному оригиналу А.Г. Венецианова. 1858. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка, бронза. Музей керамики Кусково.

Первоначально вазы были преподнесены императрице Марии Александровне - супруге Александра II - на Рождество 1858 года.

После революции дом Щукина стал убежищем для ещё одной коллекции фарфора, хранившейся в особняке по соседству. Эта группа предметов, возможно, принадлежала Людмиле Зиминой - сестре Алексей Морозова, на основе собрания которого возник Музей фарфора, и была предана туда именно из щукинского дома в том же 1922 году.



А вот судьба керамики, которая украшала интерьеры и сопровождала быт Щукиных, в 1920-е годы сложилась драматично. Эти вещи без сожаления отправляли для «ликвидации», то есть продажи, в аукционные залы, а затем в Госторг.

Розовая гостиная в особняке Сергея Щукина была центром парадной анфилады залов, в ней детали оформления в стиле ампир соединялись с выполненным в середине - второй половине XIX века пышным декором в духе имитации «стиля Людовика XV».



Павел Орлов. Розовая гостиная в особняке Сергея Щукина. 1914. Отдел рукописей ГМИИ.

В ноябре 1911 года, во время поездки в Россию, Анри Матисс вместе с Сергеем Щукиным создал в Розовом зале композицию из собственных картин. Яркая живопись художника вступила во взаимодействие со стилевым, цветовым и фактурным многообразием оформления интерьера. В новые мизансцены включились предметы мебели, декоративные вазы и скульптура. В результате возникла первая и единственная в мире композиция, целиком задуманная и исполненная Анри Матиссом: «Даже не знаешь в точности - что здесь чему «помогает»: комната Матиссу или Матисс - комнате. Не только общее впечатление такое, что все это… дело рук Матисса, его декоративная инсценировка» (Я. Тугендхольд).



Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью. 1909. Холст, масло. Эрмитаж. - Комоды-bahuts в стиле Людовика XV. Франция. XIX в. Розовое дерево, лак, золочёная бронза, мрамор. Российская академия художеств.

В ансамбле Розовой гостиной эта картина Матисса занимала место рядом с декоративными вазами, перекликаясь с ними оттенками. Этими предметами дополнили обстановку Розовой гостиной уже Щукины, а не Трубецкие.



Вазы в стиле Севрской мануфактуры. Франция. XIX в. Фарфор, бронза, полихромная роспись, золочение. Российская академия художеств.

В щукинские времена эти вазы считали работой Севрской мануфактуры, хотя они представляют собой более позднюю фантазию на тему ее произведений, выполненную в духе неорококо.

В конце 1928 года коллекция Розовой гостиной была вывезена из особняка, и композиция распалась. Картины вошли в новую экспозицию Музея новой западной живописи, бронзу передали на продажу в Госторг, скульптуру - в московские и региональные музеи. Позднее мебель и вазы перешли во владение Академии художеств.



Читающая девушка. Копия с оригинала Жан-Жака Прадье (1792-1852) «Девушка с собакой». Мрамор. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. - Купальщица. Западная Европа. XIX в. По оригиналу Э. Фальконе (1716-1791). Бисквит. Музей керамики Кусково.

На выставке показаны единственные известные подлинные элементы декоративного оформления Розовой гостиной, которые объединены с картинами Матисса так, как это было во времена Щукина. Впервые за долгие годы они встретились в задуманных Матиссом и его московским покровителем сочетаниях.



Три грации. Копия XIX в. с оригинала Антонио Кановы (1757-1822). Мрамор. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Эта копия «Трёх граций», уменьшенная и несколько упрощённая, была изготовлена с оригинала, находящегося настоящее время в Музее Виктории и Альберта, Лондон. Как часть убранства Розовой гостиной скульптура, несомненно, появилась ещё в эпоху князей Трубецких.



Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре. 1908. Холст, масло. ГМИИ.

Матисс включил в данный натюрморт артефакты культур Востока и собственную скульптуру «Мадлен (1901). Эта картина была одной из первых, приобретённых Щукиным у художника напрямую картин. В раннем варианте композиции Розовой гостиной она находилась непосредственно за скульптурой «Три грации», что создавало своеобразный диалог классицизма и скульптуры самого Матисса.



Судьбы икон. Сергей Щукин был сопричастен развернувшемуся в начале ХХ века в России процессу сохранения, изучения и реставрации памятников древнерусского искусства, нередко воплощавшемуся в создание музейных экспозиций. Так у Петра Щукина в собрании было более сотни икон. В сложении небольшой группы «музейных» икон в щукинском доме мог участвовать и сын Щукина - Иван Сергеевич. К 1918 году коллекция икон включала девять крупных предметов, входивших в ансамбль Зала старой живописи в особняке Сергея Щукина.



Святой Иоанн Предтеча. Конец XVII - начало XVIII в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.



Створки царских врат. Вторая половина XVII с поздними записями XIX в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Любопытно, что рядом с изображениями евангелистов на Царских вратах отсутствуют их традиционные символы. По-видимому, они были удалены, т.к. синодальная и старообрядческая церковь по-разному толковали эти символы, а врата могли украшать храмы, принадлежавшие обоим ветвям православия.



Сорок мучеников Севастийских. XVII в. Дерево, темпера, металл. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

По результатам инвентаризации, проведённой в Государственном музее нового западного искусства в начале 1920-х годов, прибавилось ещё более 30 икон, вероятно, прежде составлявших камерные иконостасы в частных покоях обитателей щукинского особняка.



Святая Параскева Пятница с избранными святыми. Конец XVII с поновлениями XIX в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Образ этот необычен изображениями на поземе города или монастыря, а также Солнца и Луны с антропоморфными чертами.



Ангел Хранитель, святой Трифон, преподобная Мария, святой Вонифатий, святой Уар. Начало ХХ в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Эта икона связана с трагической историей семьи Щукиных. В народной традиции Уар покровительствует умершим без покаяния и самоубийцам, а Вонифатий помогает в борьбе с невоздержанностью. Икону мог заказать человек, знакомый с судьбой близких Сергея Щукина: пропавшего без вести сына Сергея (1905), и покончивших с собой брата Ивана (1908) и сына Григория (1910).

В начале 1928 года Музей нового западного искусства столкнулся с необходимостью выделить из своей коллекции вещи «экспортного значения» для передачи на продажу в Госторг - и в подготовленном списке самую значительную часть заняли иконы. В комиссию по отбору входил глава отдела памятников религиозного быта Исторического музея, реставратор и защитник древнерусского искусства Александр Анисимов. Пользуясь влиянием, он оставил для своего отдела десять икон и Царские врата. Однако выдача не состоялась: отдел в 1929 году был расформирован, а сам учёный в октябре 1930-го арестован и в 1937-м расстрелян в лагере.



Поль Синьяк. В век гармонии. 1895-1896. Бумага, хромолитография. ГМИИ.

Эта литография Синьяка была обнаружена на полу среди бумажного хлама после ареста Александра Анисимова в здании Государственного музея нового западного искусства.

А произведения из «списка Анисимова» ждали своей участи более десяти лет. Лишь в 1939 году новый директор музея распорядился передать эти предметы в Центральный антирелигиозный музей. На выставке этот «список Анисимова» показан практически целиком. Следы остальных икон из щукинского дома теряются в Госторге в конце 1920-х и пока не обнаружены.

Эпилог. Завершает выставку история двух панно, которые создал Анри Матисс до и после путешествия в Россию. Этот сюжет предложил внук Сергея Щукина - Андре-Марк Делок-Фурко, давний друг Пушкинского музея.



Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская). 1911. Холст, масло. ГМИИ.

В ноябре 1911 года Щукин принимал Матисса в своём доме, вместе они создали ансамбль Розовой гостиной и обсудили новые панно для аванзала. Наиболее сильным впечатлением от России для Матисса стало знакомство с православными иконами - встреча с древнерусским искусством оказала значительное влияние на творчество художника. Вернувшись в Париж, он начал работу над новым панно с изображением мастерской. На сей раз он превратил ее в мистическое, сакральное пространство, где бестелесные контуры предметов зависают на интенсивно-красном фоне, вдохновлённом цветом древних московских и новгородских икон. Так родился один из ключевых шедевров искусства ХХ века - «Красная мастерская». Вместе с «Розовой мастерской» они должны были образовать своего рода панораму творческой лаборатории мастера.



Анри Матисс. Мастерская художника. Эскиз. 1912. Бумага, карандаш, акварель. ГМИИ.

В январе 1912 года Матисс отправил в письме Сергею Щукину небольшой акварельный эскиз законченной картины. Однако Щукин, как будто не желая возвращаться к уже знакомой ему теме мастерской, произведением не заинтересовался. Так что сегодня «Красная мастерская» хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а эскиз к ней на выставке помещён на фоне, повторяющем цвет и размер той композиции.





Анри Матисс. Красная мастерская. 1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Фотокопия.

По материалам выставки. Куратор выставки: Алексей Петухов, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Сергей Щукин, ГМИИ, Неизвестный Щукин

Previous post Next post
Up