J'attendrai, или Об одном недостатке "Спутника и Погрома"

Feb 20, 2018 13:50

     Недавно ув. ivanov_petrov задал своим читателям вопрос: "Скажите, вы можете себе представить, что вы нечто пишете или говорите не для других? Совершенно не важно, какие к тому причины. Просто интересно - можете представить себя думающим, говорящим, пишущим - не для других? Не для того, чтобы потом рассказать, чтобы показать текст, а просто для себя. Вы можете представить, что думаете и пишете для себя? Вы не будете этого делать вне условия коммуникации? Или будете? а зачем?" ( Писать для себя). Я ответил, что думаю и сейчас исключительно для себя, и что немалую часть своих мыслей никогда не то что не опубликую - под пыткой не выдам. Что же касается написания текстов для себя, в моём случае правильнее было бы говорить не "представить", а "вспомнить" - до сорока лет я вообще ничего не писал для других людей (за исключением поздравительных открыток и частных писем).

  Во времена оные ув. galkovsky любил повторять, что диалог - основа мышления. Я всегда придерживался противоположной точки зрения. Для меня мышлениe - это внутренний процесс, делающий индивидуум индивидуумом, а общение - лишь необязательный бонус к нему. Я не интроверт, я сверхинтроверт. Это не оценочная характеристика, это результат, который я получил, пройдя один психологический тест. Если мне не изменяет память, он назывался тест Айзенка (кажется, сейчас его уже невозможно найти в Сети, но когда-то он был довольно популярен среди ЖЖ-истов). Я с детства прекрасно понимал, какой у меня характер, и исходя из этого строил свою жизнь.

Мои мысли всегда были настолько далеки от мейнстрима, что публиковать их не стали бы даже в самой свободной стране, не говоря уже о СССР.  К тому же мне было бы крайне трудно принадлежать к какой-нибудь научной или идейной школе, в которой есть свои непререкаемые авторитеты (по-моему, это также нелепо, как вступать в созданную кем-то другим секту или вкладывать деньги в организованную кем-то другим пирамиду). И мне определённо не хотелось преподавать что-либо по программам, утверждённым кем-то другим. Я решил, что буду заработывать на жизнь негуманитарными (чуть было не написал "негуманоидными") способами, и не стану мешать своему космополитичному, консервативному и империалистическому духу летать, где он хочет.



Карта естественных границ "России для русских" по версии русских интеллектуальных националистов из издания "Спутник и Погром". Если бы они не называли себя националистами, их считали бы их империалистами

Даже после появления ЖЖ, словно специально созданного для тех, чей дух летает, где хочет, я пару-тройку лет оставaлся читателем и не собирался заводить свой журнал. Но мне несколько раз довелось увидеть, как люди дискутируют, пытаясь разобраться в чём-то, что мне было известно совершенно точно (например, когда речь заходила о чешских реалиях или о богемской истории). Иногда у меня появлялось желание помочь им, однако не вступать же в дебаты с пустого аккуанта. Я подумал, что прежде, чем вмешиваться в чужие разговоры, нужно хотя бы что-нибудь написать самому и заработать хоть какую-то репутацию.

Так родился этот журнал. Оказалось, что писать для людей иногда даже интереснее, чем записывать кое-что исключительно для себя. В итоге за девять лет у "Богемских манускриптов" появилось свыше девяти тысяч читателей. Моя сверхинтроверсия от этого никуда не делась, я до такой степени не стремлюсь расширить круг знакомств, что в реале не встречался ни с одним ЖЖ-истом. Это обстоятельство будоражит воображение многих юзеров. Вы видели мой портрет, который совместными усилиями написали достопочтенные  anton_grigoriev и enzel? Люди наставили планку так высоко, что её не скоро кто-нибудь преодолеет.



Портрет ЖЖ-юзера и одного из авторов "Спутника и Погрома" Богемика по версии ЖЖ-юзеров Антона Григорьева ( Буржуа из Богемии в кафе) и Энцеля https://enzel.livejournal.com/454605.html. Если бы СиП не называл себя ресурсом русских интеллектуальных националистов, его сочли бы в высшей степени космополитичным изданием

После восьми лет ведения живого журнала и нескольких эпизодических публикаций на других площадках в "Спутнике и Погроме" открылся мой второй блог - Богемский клуб. Сегодня СиП уже более семи месяцев  заблокирован Роскомнадзорoм. В момент блокировки ресурса один юзер, никнейм которого выветрился из моей головы, задал мне потрясающий вопрос: "Теперь Вы прекратите с ними сотрудничать?" Разумеется, я лоялист, циник и конформист, каких мало, однако всему же есть предел. Я полагаю, что если правительство блокирует деловых партнёров джентльмена, джентльмен в праве сменить правительство, но не партнёров. Kогда власти запрещают издание, сотрудничество с ним становится для автора делом чести.

Даже если бы я не был привержен свободе слова, то продолжил бы писать для СиПа из чистой гордыни. Сама идея запрета чего бы то ни было в Сети показывает, что власти РФ не вполне понимают, что такое Интернет. Там, где живу я, российская "блокировка" - это смешная абстракция, не имеющая практических последствий. Если там, где живёте вы, она вдруг действует, то вот инструкция по её обходу: https://support.sputnikipogrom.com/knowledge_base/item/96384. Если описанные по ссылке пути однажды тоже окажутся перекрыты, тут же появятся новые. С тех пор, как я веду два блога, в "Манускриптах" вышло около тридцати материалов, а в "Клубе" - ещё пятнадцать (но они в среднем больше по объёму). Вот ссылки на четыре последних выпуска "Kлуба" (чтобы вам было удобнее ориентироваться в тематике этих текстов, вынесу сюда и их начальные абзацы):

Выпуск двенадцатый,  1683: Турецкий марш: "6 августа 1682 года садовники установили у Ворот Повелителя константинопольского дворца Топкапы (построенного на руинах резиденции византийских императоров) семь бунчуков - красных шестов, увенчанных золотыми шарами и конскими хвостами. Это символическое действие означало, что османский султан Мехмед IV собрался в поход и по обычаю своих кочевых предков сообщает об этом миру, выставив бунчук перед шатром. В принципе, это могло значить, что он всего лишь собрался на охоту. Но на этот раз всё было серьёзно. Вскоре у городских стен действительно были установлены походные шатры султана и великого визиря, вокруг которых начал разрастаться военный лагерь. Всего шатров насчитывалось 15 тысяч, и у них было разное предназначение, иногда - весьма специализированное (например, существовал отдельный шатёр для проведения казней). Турки собирались на войну..."

Выпуск тринадцатый, 1683: Рождение капучино: "Произошедшему в 1683 году столкновению цивилизаций посвящён англоязычный польско-итальянский фильм «The Day of the Siege: September Eleven 1683» (2012 год, реж. Ренцо Мартинелли, бюджет - 13 миллионов долларов). В польском прокате этот фильм получил название «Bitwa pod Wiedniem», в итальянском - «11 Settembre 1683». Почему в английском и итальянском вариантах названия присутствует дата 11 сентября? Потому что это говорящая дата, вызывающая у зрителя богатую палитру чувств, однозначно ассоциируясь с конфликтом Запада с миром Ислама. Правда, 11 сентября 1683 года не произошло ничего особенного, знаменитая битва под Веной имела место днём позже, 12 сентября. Но что значит плюс-минус один день по сравнению с возможностью дать фильму красивое название? Снимая кино, почти никто не пытается достоверно воспроизвести на экране детали той или иной эпохи. С одной стороны, это почти невозможно, с другой - почти бессмысленно..."

Выпуск четыpнадцатый, Русские в Чехословакии: "Анастасия Васильевна Копрживова (Anastasie Kopřivová), урожд. Вуколова, пришла на свет в Праге в 1936 году. Родители её происходили с Дона, но познакомились уже в Чехословакии. Отец Копрживовой попал в эту страну после того, как в составе армии барона Врангеля был эвакуирован из Крыма и сначала оказался на острове Лемнос, а потом год проработал на строительстве дорог в Болгарии. Мать же пребывала в Праге с 1919 года, приехав сюда вместе со своим отцом, Сергеем Владимировичем Маракуевым, членом торговой делегации, направленной в Чехословакию правительством Юга России (увы, вернуться русской делегации было уже некуда).

B Чехословакии Сергей Маракуев (дед Копрживовой) работал директором Института кооперативных движений (это былo русское сельскохозяйственное учебное заведение) и входил в руководство Союза казаков Дона, Кубани и Терека (в частности, он занимался организацией переезда казаков в Южную Америку). Василий Вуколов (отец Копрживовой) стал первым чехословацким специалистом по травяным покрытиям и получил за свои проекты по озеленению награду пражского магистрата. Маракуева СМЕРШ арестовал в конце мая 1945 года. Его осудили на 8 лет, и через месяц он умер (ему было 72 года). Вуколова советские не тронули, в 1947 году он в возрасте 51 года скончался от старых ран и болезней (во время Гражданской войны и на Лемносе ему довелось пережить и тиф, и малярию). Так что Анастасия Копрживова (Вуколова) выросла в пражской семье, состоявшей из одних русских женщин."

Выпуск пятнадцатый, Если бы Россия была как Моравия…: "Однажды я купил на фермерском рынке резной деревянный ролик, предназначенный для выдавливания на тесте орнамента (полезная вещь, если вы хотите украсить узорами закрытый пирог). Продавцом был словоохотливый старичок в моравском национальном костюме - шляпа, белая рубаха, вышитая безрукавка. Мы немного разговорились, и он стал использовать обороты в духе «У вас это делают вот так, а у нас эдак». Я уточнил, что он имеет в виду, говоря «у вас». Оказалось, что старичок подразумевает Словакию. Я не удивился, поскольку из-за акцента чехи часто принимают меня за словака (а изредка - за поляка). Однако этот этнографически подкованный дедушка оказался проницательнее всех: он сумел определить, из какой именно части Словакии я происхожу, и был очень горд своим успехом (я не стал его разочаровывать). Сей курьёз вспомнился мне благодаря Егору Холмогорову, опубликовавшему в фейсбуке текст, начинающийся со слов: "Один из самых раздражающих меня персонажей русскоговорящего публицистического пейзажа - это аноним под ником «Богемик»..."

Первые два текста тесно связаны друг с другом и представляют собой рассказ об осаде турками Вены в 1683 году общим объёмом порядка 60 тысяч знаков. В одном из них описывается османская, а во втором - габсбургская сторона этого конфликта цивилизаций. В третьем текстe речь идёт о судьбах русских эмигрантов в Чехословакии, а также в Протекторате Богемия и Моравия в 1920-1950 годах. Один из читателей откликнулся на него репликой: "Прочитал. Возникло желание душить большевиков. Значит - хорошая статья." В третьей статье рассказывается о том, почему богемцы, живущие под девизом "Нация - себе", уступили прерогативу вышивать орнаменты, ходить в венках и развлекаться прочими милыми сердцу Холмогорова способами моравянам, составляющим 5% населения страны, а сами избрали несколько иной путь развития, практически лишённый буколических радостей.



Типично СиПовская картинка, наглядно показывающая, с кем себя ассоциируют русские интеллектуальные националисты. Если бы они не называли себя националистами, их сочли бы их консерваторами

В общем, тематика "Богемского клуба" вполне традиционна для "Богемских манускриптов". А вот стиль оформления этого блога разработан дизайнерами "Спутника и Погрома" в соответствии с моими пожеланиями... Вас не устраивает название этого ресурса? Понятно, что sputnik & pogrom - это всего лишь два самых популярных слова, перешедших в мировые языки из русского (впрочем, в англоязычных источниках мне встречалось утверждение, что pogrom - слово польского происхождения), но если вас смущает даже сугубо филологический "pogrom", мы вполне можем обойтись аббревиатурой "СиП". Эти три буквы давно стали брендом.

СиП - издание русских интеллектуальных националистов, и в словосочетании "интеллектуальный национализм" главное слово - "интеллектуальный" (примерно как в понятии "просвещённый абсолютизм" главное слово - "просвещённый", что и делает эту форму правления самой благодатной в истории). СиП продoлжает лучшие трaдиции ЖЖ. Среди пишущих для этого издания людей вы найдёте не только Егора Просвирнина или меня, но и Андрея Никитина (в ЖЖ - ув. funt), Константина Крылова (ув. krylov), Пионера (ув. pioneer_lj), Сергея Махова (ув. george_rooke), Олега Насобина (ув. avakoum)... в общем, многих из тех, чей дух продолжает витать, где ему заблагорассудится. Далеко не все из них принадлежат к русским националистам, а избранные ими темы отнюдь не всегда связаны с политикой.

Константин Крылов пишет в СиПе o хороших книгах, которые никто не читает, или о чудесах света ХХ века, Олег Насобин раскрывает тайны европейского закулисья (по его версии, нужно всегда смотреть на мальтийских рыцарей), Сергей Махов только что начал большой цикл об истории русско-прусских отношений (см. Россия и Пруссия, враги или партнеры? Часть I) а Егор Погром на днях опубликовал лучший известный мне текст о скандале вокруг Насти Рыбки. Похоже, Навальный сам не понял, что он  раскопал. Почитайте статью 1000 клонов Олега Дерипаски, секс-гуру, гаремы, миллиарды, Трамп, Приходько, дурак Навальный и Диана Шурыгина 2.0: самая невероятная история недели, про которую все остальные напишут неправду - не пожалеете.

Однако в заглавии этого поста содержится обещание рассказать об одном недостатке СиПа. По-моему, недостаток у него действительно всего один, зато очень существенный: это почти исключительно мужское издание. "Богемские манускрипты" - тоже журнал с преимущественно мужской, исторической и политической, тематикой, но я всегда старался вести его так, чтобы и дамам было нескучно. Поэтому здесь уделяется так мало внимания историям войн и так много - эстетике ушедших эпох. Кстати, последнее обстоятельство породило теорию, что я и сам дама. Было бы очень интересно взглянуть на Богемика - женщину, так что если кто-нибудь желает превзойти Григорьева и Энцеля с их Богемикoм - цыганским бароном, я рекомендую ему поработать именно в этом направлении. Впрочем, вернёмся к СиПу.

И среди авторов, и среди читателей "Спутника и Погрома" очень мало женщин. Более того, у меня сложилось впечатление, что после блокировки издания их стало ещё меньше, чем было раньше. Кажется, никто дрyгой не обеспокоен подобным положением дел, у меня же оно вызывает некоторый дискомфорт. Господа, я приглашаю вас в "Богемский клуб" вместе с дамами. Учитывая объём и качество материалов СиПа, обычная стоимость подписки на это издание представляется мне чисто символической, oднако 22 февраля русские отмечают столетие начала Ледового похода Добровольческой армии, и в этот день подписку можно оформить со скидкой. А я между тем начну готовить материал о будущем мусульманской общины Европы. Приходите в "Богемский клуб", дамы и господа. J'attendrai... то есть, I'll wait... в смысле - budu čekat...  в общем, я буду ждать...  словом, J'attendrai.

image Click to view



Ещё не успевший стать доктором Лектором Энтони Хопкинс в роли доктора Равика в фильмe 1984 года "Триумфальная арка". Вот так подумаешь разок-другой в юности, что Ремарк - лучший писатель на свете, а взрослым вдруг обнаружишь себя сидящим в кафе в чужой стране (не в парижском, так в пражском). Жизнь - странная штука. Может быть, начать пить кальвадос?

symposium

Previous post Next post
Up